Вот и вышло очередное, третье по счету дополнение для игры Atomic Heart: «Чары морских глубин». На этот раз студия Mundfish выдержала чрезвычайно долгую паузу, так как первые два DLC выходили с задержкой в полгода, в этот раз ожидание затянулось на год. Интерес к проекту остался, хоть и стал увядать. Стоило оно ожиданий?
Оригинальная Atomic Heart была анонсирована в 2018 году, с тех пор за ней активно наблюдали и следили за ее судьбой: уж очень интересный сеттинг выбрали разработчики. Основная игра и ее дополнения рассказывают альтернативную историю, плюс ретрофутуризм в эстетике СССР. Все это выглядело (и выглядит до сих пор) интересно и в меру необычно.
Главный герой прежний — майор Нечаев с позывным П-3, который волею судеб и указом начальства оказывается на секретной базе «3826», где в выдуманном 1955 году ведутся работы по запуску всеобъемлющей сети «Коллектив 2.0». Она была призвана объединить общество и стать эволюционным шагом вперед. Затем все идет вопреки планам, тут и там случаются диверсии, реализация проекта оказывается на грани краха.
Весьма бодрая во всех смыслах игра получила продолжение в дополнении «Инстинкт истребления», который был близок к условной «нормальности» Atomic Heart, а его преимуществом стали цельность, драйв и фан, хотя скука то и дело наваливалась: все было максимально линейно. И без особых драматургических изысков, но они особенно и не требовались.
Второе дополнение — «Узник Лимбо» — значительно отличалось от всего виденного ранее: это была натуральная шиза. От шутера там остались рожки да ножки, скорее нам предложили огромный набор мини-игр: задорных, сумасшедших, бесящих до предела. Вышло нечто сверхэкспериментальное и на удивление интересное.
«Atomic Heart: Чары морских глубин», ставшее третьим DLC, вернулось в русло нормальности (если так можно говорить об игре в целом), отправив персонажей на самое дно, о чем как минимум пару раз шутил и майор Нечаев.
Правда, начинается все на поверхности, которая претерпела разрушительные изменения под натиском вышедших из повиновения роботов. Нечаев очухивается от событий, пережитых до этого, почти со старта пытается наладить отношения с Екатериной, своей возлюбленной, сознание которой покинуло Близняшек и сохранилось в электронном виде, и ищет мести. Дать толчок в нужном направлении должна агрессивная Баба Зина, которая ненадолго возвращается собственной персоной, слегка матерится, а потом продолжает по-тещински нудить по радиосвязи.
Нечаев же отправляется на поиски важного артефакта — колец, затем он намерен добраться до ХРАЗа, который стоит за развалом столь многообещающего проекта. Времени на раскачку в «Чарах морских глубин» не дают, практически сразу окуная в экшен. Причем до такой степени, что уже спустя совсем непродолжительное время на экране красовалась первая надпись «Помер», а за ней — такая же. Появилось предположение, что скучать здесь точно не придется.
Но на фоне «Узника Лимбо» новое дополнение расслабляет, адреналина в разы меньше, он появляется при стычках с местными боссами, которых не так много, да иногда — с оравой сбрендивших роботов. С другой стороны, здесь практически отсутствуют бесполезная болтовня о высоких материях, затянутые катсцены или по-настоящему скучные фрагменты с бесконечной ходьбой или поездками на лифтах: все компактно и скоротечно.
К тому же в новом дополнении Atomic Heart разработчики заметно снизили обороты в плане «сексуальной озабоченности», остались легкие (по большей части) намеки, что пошло на пользу повествованию. Сбавила обороты и матерщина: она на месте, но звучит как-то более гармонично, хоть и встречается концентрированный вариант — однако он в тему и потому доставляет удовольствие, прикормка удалась. А вот Гуся не стало вовсе: странное существо оказалось полностью стертым из реальности Atomic Heart. Жаль.
Нечаева снабдили новым типом оружия (точнее, им его одарила супруга Екатерина с позывным Блесна): это «Загар» и «Кнут». Первый — своего рода файрболлы (если прокачать — «лазер»), которыми можно уничтожать редкие типы преград, а заодно наносить урон по области, что, очевидно, эффективно против толп врагов. «Кнут» — аналог крюка из BioShock, влияние которой в Mundfish не скрывают. Эта аналогия становится более очевидной, когда действия DLC перемещаются на дно озера Лазурь в исследовательском комплексе «Нептун». С помощью кнута можно (а иногда — натурально необходимо) быстрее передвигаться, притягивать противников, наносить им урон и творить другие шалости.
Из обновок в арсенале — мощный дробовик КЗМИ-4 «Кузьмич», доставшийся Нечаеву от тещи, да молот «Громовержец», который становится незаменимым инструментом по мере апгрейда. В помощь им — почти классический ПМ в качестве стартового оружия и вариация на тему автомата Калашникова.
Правда, что касается «огнестрелов», все по-прежнему: выглядит красиво и нарядно, однако физика оружия не позволяет ощутить радость перестрелок. Вероятно, поэтому чаще в руках оказывается именно «Громовержец», которому помогают «Кнут», «Загар» и «Шок», а остальное востребовано при встречах с боссами и когда становится совсем туго.
Степенно, но не задерживаясь Нечаев перемещается по «Нептуну», собирая лут и решая несложные головоломки: кодовых замков как будто стало заметно меньше, как и требующих напрячь извилины загадок с перемещением предметов. Кажется, разработчики решили дать передышку перед выпуском финального дополнения, в котором, можно предположить, будет все. Или не будет.
Интереса добавляет чтение писем в терминалах, разбросанных по локациям, а также прослушивание аудиозаписей: здесь рассказывают о происходившем на базе и объясняют появление тех или иных странных и опасных созданий. Да еще и традиционный набор пасхалок. К тому же то и дело возникает диалог между П-3 и Блесной: они выясняют отношения, делятся сокровенными переживаниями, немного шутят и вообще ведут полноценное супружеское (человеческое) общение. Проблема в том, что времени на это не всегда достаточно и разговор может оборваться на полуслове, как только герой доберется до определенной точки-триггера.
Фишкой «Чар» стали длительные заплывы под водой, которая, впрочем, не накладывает каких-то ограничений: в одном случае майор может задерживать дыхание сколь угодно долго (в игре поясняют, почему это вообще возможно), а выбираясь в открытую воду, дышит через маску. Зато есть на что посмотреть — это приятные глазу подводные и местами почти сказочные ландшафты с его обитателями — злыми и нейтральными, как повезет, разве что от «плохих» надо прятаться, убежать вряд ли получится.
Новых персонажей немного, все они появляются именно на подводной базе. Это несколько человеческих существ, от которых можно услышать набор вполне себе шуток без регулярного чувства кринжа, да дельфины-интеллектуалы. И с теми, и с другими будет связано несколько сюжетных заданий, поэтому пропустить их нельзя — точно столкнетесь. Ну а ремшкаф Элеонора хоть и ведет себя все еще разнузданно, однако теперь его меньше, а судьба истеричного механизма связана с новым избранником: он появляется ближе к финалу дополнения, и его стоит послушать (тем более, он похвалит Нечаева — увидит в нем родственную душу).
В остальном «Atomic Heart: Чары морских глубин» — вполне себе классический коридорный шутер (коридоры, правда, многоэтажные), который благодаря небольшой продолжительности проходится практически на одном дыхании и не успевает надоесть. Да, он простой, как сам Нечаев, зато симпатичный и, что важно, заставит вернуться к финальному дополнению — узнать, чем все закончится.
Что несколько огорчило, так это саундтрек «Чар»: он стал куда проще (точнее, кажется вторичным). Хоть иногда и встречаются жемчужины: в частности, во время заплывов над озерным дном звучит композиция, вполне себе достойная попасть в медиатеку.
На фоне прошлых дополнений «Чары морских глубин» выглядят проще, тем более с учетом времени, прошедшего с выхода предыдущего DLC. Может, студии пришлось менять подход, а может, все силы бросили на финал — чтобы снова удивить, не затягивая к тому же с релизом, и поставить красивое многоточие. Многоточие, так как в 2023 году в Mundfish подтвердили, что планируют выпустить продолжение.
Стоит ли играть в «Atomic Heart: Чары морских глубин»? Однозначно да, так как это продолжение истории, без которого завершить гештальт с выходом четвертого дополнения будет сложнее. Да и времени много не займет: 5—6 часов, но многое зависит от желания прочитать все сообщения, послушать все диалоги и от выбранной сложности.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by