Atomic Heart активно обсуждалась на протяжении не одного года: с момента анонса 2018 года прошло немало времени, а идея проекта развивалась задолго до этого. Были шансы, что «Атомное сердце» не увидит релиза, однако все же удалось — в феврале 2023 года. Ранее в сети публиковалось множество весьма привлекательных роликов — как рекламных, так и демонстрирующих игровой процесс Atomic Heart. Выглядело заманчиво и почти великолепно.
Настал тот момент, когда тысячи геймеров смогли наконец проверить, действительно ли все так красиво, как смотрится на видео и как обещают разработчики.
Сюжетно Atomic Heart рассказывает об альтернативном прошлом — события разворачиваются в 1955 году, который по технологичности даст фору современному миру. СССР оказался на острие прогресса, здесь построен утопический мир, где все друг другу товарищи, а работать надо все меньше. Хотя при этом не стоит забывать про веру в коммунистические идеалы и вообще следовать линии партии.
Главным героем стал агент П-3, он же майор Нечаев. Работает он под началом амбициозного ученого, получившего карт-бланш «на все» от правящей верхушки, — Дмитрия Сеченова, который среди прочего заправляет закрытой от обычных людей базой «3826». Здесь проводятся работы по совершенствованию технологий и подготовка к запуску всеобъемлющей сети «Коллектив 2.0». Именно она должна стать следующим шагом в эволюции советского общества (по крайней мере, официально).
П-3 является помощником Сеченова, выполняя особо важные поручения, решая проблемы, не требующие отлагательств, но и не терпящие лишнего внимания.
Игра вышла для PlayStation 4 и 5, Xbox One, Series X и S, а также ПК.
Системные требования для ПК.
Минимальные:
— процессор: AMD Ryzen 3 1200 или Intel Core i5-2500 или лучше;
— оперативная память: 8 ГБ;
— видеокарта: AMD Radeon R9 380 или NVIDIA GeForce GTX 960 или лучше;
— диск: HDD (понадобится 90 ГБ).
Рекомендуемые:
— процессор: AMD Ryzen 5 2600X или Intel Core i7-7700K или лучше;
— оперативная память: 16 ГБ;
— видеокарта: AMD RX 6700 XT или NVIDIA GeForce RTX 2070 или лучше;
— диск: SSD (понадобится 90 ГБ).
Утопия начинает растворяться из-за диверсии, проведенной изнутри одним из важных сотрудников. И П-3 должен выяснить, что случилось, кто за этим стоит, а заодно и замести следы: Сеченову нужно продолжать реализацию проекта «Коллектив 2.0».
Внимание, далее возможны спойлеры (но на ваше восприятие игры они не повлияют)
На самом деле помимо П-3 прописанных персонажей кот наплакал: самым запоминающимся образом стала его перчатка со встроенным искусственным интеллектом ХРАЗ. И то благодаря голосу, ее озвучивающему (ведь перчатка сидит на руке и ничего особенно не делает), — актера Леонида Белозоровича. Тут и эмоции, и интонации забавные — одно удовольствие их слушать.
Противоположные чувства вызывает сам П-3: очень хочется вернуться к английской версии игры, чтобы не слышать озвучку майора Нечаева (хотя западные обозреватели не в восторге и от «англоговорящего» варианта). Эмоционально речь оторвана от происходящего, а всплески эмоций выглядят наигранно, и в жизни так не происходит: это озвучивание текста хорошо поставленным голосом без оглядки на игровую ситуацию.
То же касается бабы Зины: личина бабушки говорит голосом, никак не вяжущимся ни с тем, кем кажется эта женщина в годах, ни кем является на самом деле. На этом персонажи «начального этапа» заканчиваются, раскрывать остальных не станем. Их очень немного.
Отличительная черта героев — мат от П-3 с его наигранной экспрессией и много сальных шуток от вендингового автомата (на самом деле это «она»), который, судя по всему, жаждет секса. Вообще контент достаточно сильно эротизирован и графически, но все вместе это создает перенасыщение.
Вызывает двойственные чувства. Здесь можно увидеть отсылки (или намеки и заимствования) к Bioshock, Fallout, Wolfenstein последних лет, FarCry и еще по мелочи (это архитектура, локации, система взаимодействия с миром и так далее). Начало Atomic Heart впечатляет всей грандиозностью и буйством красок: здесь отражение монументальности, характерной для СССР тех лет, просторные площади, широкие улицы.
Однако все это быстро надоедает, так как первые минут 30 не происходит ровным счетом ничего: точнее, это экскурсия, которая демонстрирует умения студии-разработчика обращаться с игровым движком, ее художников и других мастеров своего дела. А геймеру остается делать вид, что ему весело.
Подобные затянутые эпизоды будут встречаться регулярно, худшим вариантом стали задания наподобие «сходи пять раз по одному очень длинному маршруту и собери барахло (и не в коем случае не собирай все за один раз — только по очереди с возвратом в первую точку)» или «попереключай очень важные переключатели». Интересно, что сами разработчики понимают, насколько все скучно и надоедает: главный герой то и дело жалуется на эту тему ХРАЗу.
Вообще, отличительная черта Atomic Heart — очень медленно раскручивать сюжет, давать продвигаться дальше. Вас не знакомят с местной мифологией постепенно, перемежая с экшеном (это все-таки шутер), а сначала скармливают много информации, устраивают длинные проходы по локациям с минимумом действий.
Чуть позже количество экшена нарастает, он становится плотнее, а поиск информации сводится к чтению записок на местных аналогах компьютеров да прослушиванию голосовых сообщений (по желанию). Но все равно разработчики находят способы кардинально замедлить процесс чем-то бесполезным типа неперематываемой болтовни робота. И это не пафос, характерный для эпизодов с боссами, например, а просто как будто смешная сценка без цели.
В Atomic Heart все строится вокруг полимера — субстанции, открытой вымышленным Сеченовым, и двинувшей вперед все технологии — роботов и их интеллект, полимер также является носителем информации, и его можно внедрять в человеческий организм для моментального обучения. Причем материал обладает иными интересными эффектами, однако это лучше узнать самим.
Полимер — одновременно и ресурс для апгрейда способностей героя, точнее его перчатки. Добывать его не придется, материал можно найти в переработанном виде в колбах для инъекций. Заодно придется собирать лут, много лута. Процесс максимально автоматизирован и почти не надоедает (надоедает), барахло понадобится в астрономических масштабах, так как в противном случае сборки и апгрейда оружия не видать.
Дисклеймер: фраза про Юру не случайна, она звучит в игре в чуть ином виде.
Первые стычки с врагами редкие и мимолетные, как в плохом сериале, где куча сцен-филлеров и минимум активностей. Не будь Atomic Heart «обзорной игрой», где-то на первом часе (или даже на втором) отправилась бы в корзину — где обещанные перестрелки и применение сверхспособностей а-ля Mass Effect или Bioshock? Выше уже говорилось о неспешном темпе игры, и вот здесь он играет против: не каждый геймер вытерпит много (действительно много) часов, чтобы добраться до рубежа, после которого становится действительно увлекательно и интересно.
Местный мир перестает создавать впечатление технологической скучной пустыни, которой он кажется из-за низкой разрушаемости и интерактивности «обычных» предметов, оживает за счет мертвяков (!) и все более разнообразных роботов. Игра пытается сказать, что у каждого механического существа есть свои слабые стороны, но на деле проще уничтожать их как придется, не заморачиваясь. Вначале.
А вот с течением времени приходится обращать все больше внимания на то, какие слабости у того или иного супостата: кто-то не выносит огонь, другой боится льда или электричества, кого-то можно придушить незаметно. К этому моменту медленная прокачка способностей наконец дает о себе знать (то есть начинает работать) и стычки становятся веселее: подбросил, заморозил, разбил, расстрелял или сжег. Или умер, выбрав не тот набор «инструментов», но это скорее при разборках с боссами.
Экипироваться, к слову, есть чем: тут и разного вида топоры-секиры, энергетическое и огнестрельное оружие. Для них предлагаются как классические «обвесы» в виде стволов, ручек, прицелов, так и в стиле Atomic Heart — для альтернативных типов атаки и стихийного урона (топором можно махать по кругу, например, а также поджигать противника, автомат — замораживать и так далее, зависит от установленного сменного апгрейда). Физика оружия, правда, не вызывает восхищения, ему не хватает веса и инерции. Правда, таскать с собой много не получится: рюкзак вмещает ограниченное количество предметов, и аптечки занимают немало полезного объема.
В том числе потому на открытой местности проще обойти противника стороной: если агент привлекает внимание, к нему слетаются и сбегаются твари, победить которых иногда нереально. Здесь нет баланса: или никого, или орда. К слову, повышение или уменьшение уровня сложности, судя по всему, не влияет на обилие врагов, а лишь на их огневую мощь и силу оружия да способностей майора Нечаева. Ну и сложность в этой игре понятие непростое: она продиктована непонятной логикой врагов, их респауна и беззвучностью.
Несмотря на желание Atomic Heart создать циклопический мир с открытыми пространствами (он для красоты и лагов), самый сок — камерный, в закрытых помещениях, потому что он разнообразней. Здесь к тому же регулярно (иногда слишком) встречаются обычно интересные и несложные загадки-паззлы, которые сменяют друг друга, чуть усложняясь в процессе. «Бесючие», из-за которых издаешь рык беспомощности, бывают, но редко.
Плохо то, что игра начинает действительно драйвить только после пройденной половины. Оказывается, все можно преподнести красиво, стычки с противником сделать захыватывающими и веселыми, появляется история, и, как следствие, возникает желание играть дальше — пройти до конца. Возникает ощущение, что первую часть игры делали одни люди, вторую — другие.
К звуку вопросов нет, и это касается как звучания окружения, так и саундтрека, в котором нашлось место Пугачевой, «Песнярам», «Землянам» и другим популярным артистам.
Одним из самых надоедливых моментов в игре стали путешествия в лифтах. Судя по всему, в это время догружаются ресурсы для «бесшовности», и в некоторых случаях поездки затягиваются на длительное время (я даже успел прочитать «Правила пользования лифтом» во время одной). Проблема, вероятно, связана с использованием HDD для установки, хотя на Xbox наблюдалась подобная ситуация, хоть и не столь выраженная.
Время от времени производительность игры заметно падала, при этом счетчик fps показывал высокие значения (вне зависимости от настроек графики — «Высокое», Ultra или «Атомное»), после фризов герой начинал сам палить во все стороны, разок Atomic Heart и вовсе зависла намертво. А после очередного обновления игра стала тормозить всегда, помогла перезагрузка компьютера...
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by