Apple ворвалась в виртуальную реальность, посчитав ее наконец достойной внимания. Компания пестует новый продукт — Vision Pro, хотя по заочным впечатлениям это пока что дорогостоящий и крутой дисплей без четкой целевой аудитории — ей еще предстоит вырисоваться, и Apple дала этот процесс на откуп пользователям. Да, его можно использовать в работе и даже радоваться в не слишком продвинутых VR-играх, но действительно ли это wow-продукт? Благодаря NewtonLabs в нашем распоряжении ненадолго оказался VR-шлем Apple.
Основным «стоп-словом» для Vision Pro является его цена — $3500 без аксессуаров и в официальном магазине Apple. Да, компания никогда особенно не задумывалась о ценнике, ориентируясь не на доступность, а на качество и максимально удобный «пользовательский опыт». Здесь к новинке нет никаких вопросов (почти). Второе: в отличие от ноутбуков, планшетов и смартфонов шлем сегодня — fancy-продукт, который, как упоминалось выше, пока что нужен непонятно кому.
Apple традиционно не стала первой, кто попытался выйти на рынок условно нового направления. Шишки уже успели набить как минимум Google с ее смешными очками и Microsoft с ее HoloLens. Первые не взлетели от слова совсем, софтверный же гигант добился большего, но лишь в бизнес-сегменте. Из актуального и интересного широкой аудитории — шлем Meta, который способен соперничать с Vision Pro хотя бы потому, что он значительно дешевле и предлагает все то же самое. С оговорками, конечно.
Но так же традиционно Apple сделала грамотный финт ушами: Vision Pro точно будет востребован как гиками и падкими на модные штуки юзерами с толстым кошельком, так и профессионалами — скорее всего, теми, кого называют креаторами. Заодно задействуют тысячи разработчиков, которые займутся созданием и адаптацией ПО — ведь именно оно сделает Vision Pro полезным более широкому кругу.
Шлем поставляется в объемной коробке с уймой ништяков. Образец в нашем распоряжении был уже собран, но на деле это почти икеевский конструктор: собственно сам «голый» шлем, защитный чехол для передней панели, основная пластиковая вставка-барьер на магнитных замках и с мягкой мембраной в области носа, к вставке крепится мягкая накладка-подушка (есть увеличенного размера), имеется также обязательный широкий ремешок-оголовье (стягивает голову сзади) и дополнительные ремешки поверх головы (если в шлеме хочется сидеть часами, они понадобятся), внешний увесистый аккумулятор со съемным кабелем, зарядка на 30 Ватт, чехол и мягчайшая тряпочка, чтобы протирать переднее стекло и линзы (но их лишний раз лучше не беспокоить).
Дизайн Vision Pro вполне лаконичный, для него не характерны брутальность игровых VR-шлемов и аскетичная простота Meta Quest 3. Девайс Meta, к слову, воспринимается после устройства Apple как бедный родственник (в том числе из-за обилия металла в конструкции Apple). Vision Pro достаточно увесистый — до 650 граммов без аккумулятора, который, напомним, нужно носить с собой, сама же батарейка тянет на 350 граммов.
Элементами притяжения внимания являются «гофрированный» ремешок-оголовье и передняя глянцевая полупрозрачная панель, скрывающая сенсоры и почти бесполезный внешний экран. Дисплей умеет показывать красивые цвета или виртуальные глаза пользователя, когда тот находится в «прозрачном» режиме и видит окружение — благодаря этому собеседник не будет гадать, в виртуальном ли мире владелец Vision Pro или «здесь» (правда, для этого нужно знать особенности работы шлема).
Шлем садится на лицо без лишних телодвижений, необходимо лишь подтянуть или ослабить ремешок с помощью шайбы слева, чтобы Vision Pro сидел плотно и не спадал. Примерно на этом этапе заканчивается универсальность: очкарикам вход запрещен.
Ни одна оправа не поместится внутрь шлема. Нужны либо контактные линзы, либо специальные накладные линзы от Zeiss (само собой, стоят они уйму денег). Причем при некоторых расстройствах зрения не помогут и они: есть ограничения на большие диоптрии и другие параметры оптики. Чуть проще с дальнозоркостью, как у автора этого текста: виртуальный экран находится как бы на удалении, поэтому с небольшим «плюсом» Vision Pro справляется нормально.
Шлем также подскажет, правильно ли он сидит на голове, и попросит поправить, чтобы внутренние линзы-экраны были на нужном уровне — точно напротив. Затем последует автоматическая подстройка под расстояние между зрачками, нужно будет приручить устройство и к конкретным рукам. Все максимально быстро и юзер-френдли (очкарики не в счет, напомним).
Следом задумываешься, куда положить внешний аккумулятор. Если есть карманы — вопросов меньше, но до момента, пока юзер стоит: сесть с кирпичом сложно, нужно вынимать и класть рядом, это касается и процесса работы или развлечений лежа. Находясь в VR, о кабеле забываешь, и, когда снимаешь шлем, появляется риск вырвать его с корнем, зацепив рукой: крепление представляет собой механическую застежку. Такое прочное соединение необходимо, так как встроенного питания у Vision Pro нет, и при отсутствии аккумулятора он сразу выключается. Заряда батарейки, следует из описания, хватит до четырех часов.
Другой момент связан с пластиковой вставкой-барьером. Он крепится магнитным замком — очень удобно при сборке. Правда, отстегивать этот элемент вы не будете примерно никогда (или очень редко), но, снимая шлем с головы, вы наверняка схватитесь за него и… три раза за несколько часов автор текста подхватывал юркую штуковину в последний момент.
Другие юзеры после настройки под хозяина смогут использовать шлем, но, судя по всему, расстояние между зрачками и, вероятно, какие-то еще параметры приводят к ложным срабатываниям, а иногда совладать с интерфейсом с чужими настройками вовсе невозможно.
Интерфейс полностью интуитивен, а если вы знакомы с техникой Apple и iOS в частности, взаимодействие упрощается до предела. Да, может, придется заглянуть в руководство пользователя раз-другой, однако лишь для каких-то тонкостей.
Практически все в интерфейсе завязано на движении глаз, крутить головой не надо, система работает безукоризненно почти в 100% случаев. Да, сбои случаются, но они не мешают получать удовольствие. Вместо кликов используются щипки пальцами в воздухе, но руки не нужно держать непосредственно перед шлемом, так как сенсоры «смотрят» вокруг и прекрасно фиксируют микродвижения опущенной вниз руки — главное, чтобы пальцы не прятались. Руками же можно перетягивать окна, менять их размер, хватая за уголки. Окна «прилипают» к координатам, так что разбрасываться ими по квартире или офису не стоит. Либо их можно привязать именно к пользователю (удобно и в движении).
Оригинальная дорожка на видео заменена из-за авторских прав на звучащую там музыку.
Отметим также, что сейчас в шлеме есть только английский язык и клавиатура. Виртуальный набор текста поначалу кажется не очень удобным, но затем входишь во вкус: не нужно никуда особенно прицеливаться, главное — четко водить глазами. С практикой приходит скорость набора, но это удобно лишь на коротких дистанциях, и даже переписка в мессенджере станет болью.
Есть пара дополнительных физических элементов управления: кнопка и «корона» на корпусе. Кнопка используется для запуска режима фото или записи внешнего видео, колесо — изменения интенсивности виртуального мира и доступа к меню.
Так, на минимуме фон прозрачный и окна плавают в реальности, на максимуме вас окружает выбранный ландшафт.
Если сравнивать с Meta, «эпловский» шлем работает плавнее, изображение красочней и намного реалистичней, а интерактив — отзывчивей. Превосходит Vision Pro и в плане трансляции внешнего мира на внутренние экраны: изображение имеет более высокую детализацию, позволяя читать текст с монитора ноутбука, например, или пользоваться телефоном. Не слишком удобно, но можно.
Вопреки опасениям, в Vision Pro не возникло ощутимого дискомфорта от VR: в Meta и некоторых игровых шлемах может активно укачивать. Правда, времени на то, чтобы окунуться в виртуальные миры полностью и надолго, не было. Голова от веса шлема устает незначительно, однако это зависит от конкретного пользователя. Минут 10—15 хватает, чтобы на лице появился красный след от прилегающей прокладки шлема (у одного из коллег вообще синяк): она давит над бровями, ощущение остается на некоторое время после того, как шлем снят. Но внутри комфортно и не жарко, система вентиляции эффективно отводит тепло.
Для полноценной работы и развлечений Vision Pro потребуется учетная запись Apple для США с соответствующим типом оплаты. В противном случае вы получаете доступ к базовым функциям и шлем превращается в дорогой музейный экспонат для «посмотреть кино» из неизвестных источников. Что касается приложений, их уже немало, однако значительная часть — игры за деньги, либо потребуется подписка, оформленная на все тот же американский аккаунт.
Как система для VR- и AR-игр в библиотеке Apple шлем выглядит слишком дорогим решением. В сервисе сейчас превалируют примитивные игры, которые могут удивить на пять минут только того, кто до этого ни разу не бывал в виртуальной реальности конкурентов Apple. Со временем, вероятно, появится что-то стоящее, а пока это очень дорогая игрушка. Тот же Meta Quest 3, подключаемый к Steam, выигрывает с огромным запасом.
Как виртуальный кинотеатр? Вероятно, тем более пространственный звук в Vision Pro отличный безо всяких больших наушников. VR-экран огромный, качество даже Full HD-контента, адаптированного под стриминг, вызывает положительные переживания, в 4K наверняка будет «просто космос» (в Vision Pro оба экрана имеют разрешение по 4K, но видеоконтента такого нет). Meta Quest 3 уступает пальму первенства по качеству, хотя и в нем смотреть кино вполне комфортно.
Виртуальные путешествия и походы в музеи? Да ладно, максимум пару раз. Рабочие созвоны? Вероятно.
Откажемся от перечислений разной профессиональной деятельности, в которой Vision Pro мог бы (или нет) найти применение. После разговора с коллегами вырисовалось одно очевидное направление: работа с видеоконтентом. Действительно, монтажить ролики «в поле» как минимум в черновом варианте будет удобнее в шлеме, чем на ноутбуке. Тут тебе и виртуальные экраны любого формата, и инструменты, разложенные по полочкам (окнам) и доступные сразу, а не спрятанные за «углом» интерфейса ОС. При доступе к специализированному ПО (такое уже есть) Vision Pro покажется святым Граалем для конструкторов или деятельности, связанной с обучением этому делу.
Кодить код? Сейчас — со внешней клавиатурой «макбука», так как с виртуальной производительность будет около нуля. Хотя, да, Vision Pro представляет интерес для разработчиков ПО — но тех, кто займется приложениями для самого шлема. Наверняка есть и другие сферы — однако это речь о профессиональной деятельности, а не развлечениях.
За предоставленный на тест Apple Vision Pro благодарим newtonlabs.by.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by