Таким должен быть VR-шлем. Обзор Meta Quest 3

13 043
10 декабря 2023 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Влад Борисевич

Таким должен быть VR-шлем. Обзор Meta Quest 3

Автор: Ян Альшевский. Фото: Влад Борисевич

Шлемы виртуальной, смешанной и дополненной реальности все пытаются пробить себе путь на рынок. С переменным успехом, поэтому прорывов пока нет. Возможно, Apple что-то изменит, но не с той ценой, за которую будут продавать Vision Pro. Тем не менее устройства вызывают интерес, и у нас на ознакомительном обзоре оказался Meta Quest 3 от Facebook. Досконально его изучить не успели, но делимся впечатлениями от увиденного в виртуальной и смешанной реальности.

Характеристики

Meta Quest 3 весит около 515 граммов. Это совсем немного с учетом распределения веса по всей поверхности головы.

За работу отвечает чип Snapdragon XR2 Gen 2, ориентированный на VR-устройства. Среди его особенностей — возможность трансляции внешнего контента с задержкой 12 мс. Что это значит? Meta Quest 3 проецирует окружение на встроенные экраны: пользователь не становится «слепым», надев шлем. Человек видит как виртуальный интерфейс, так и внешнее окружение (в пикселизированном виде), но мир реальный — с тем самым незначительным лагом.

Объем встроенной памяти — 128 или 512 ГБ. Она потребуется для установки приложений и хранения пользовательских данных, не отправленных в «облака». Оперативной памяти — 8 ГБ.

Сбором внешней информации занимается пара RGB-камер (то есть они цветные) с набором сенсоров для сканирования окружения и объектов в нем. Рабочую область можно перенастраивать на лету: пользователь не привязан к определенному месту. Более того, в играх также можно центрировать картинку под свое положение, просто нажав кнопку на контроллере. Внутри шлема есть сенсор приближения, выключающий дисплеи, когда лица в устройстве нет, и автоматически включающий, когда есть.

Встроенные экраны имеют разрешение 2064x2208 пикселей каждая, частота обновления — от 72 до 120 Гц. Максимальные 120 Гц работают в «экспериментальном режиме», то есть в очень ограниченном количестве сценариев и приложений. FOV очков составляет 110 градусов по горизонтали и 96 градусов по вертикали.

Meta Quest 3 позволяет на лету регулировать изображение под индивидуальное межзрачковое расстояние, но замеры придется производить самому пользователю (с помощью линейки, мобильного приложения или у офтальмолога). А можно просто крутить механический регулятор, пока картинка не станет четкой.

Время автономной работы шлема варьируется от 1,5 до примерно 3 часов беспрерывной работы. Полностью он заряжается от комплектной зарядки за 2,5 часа. На практике в течение дня шлем пришлось заряжать несколько раз (один раз полностью и пару раз частично; подключение к ПК по проводу решает проблему, но лишает свободы перемещения).

Контроллеры работают от аккумуляторов типа AA (по одному в каждый), хватит их очень надолго.

Эргономика в подробностях

Шлем легкий и компактный, «домашний» HTC Vive Cosmos Elite на фоне Meta Quest 3 кажется шлемом военного пилота. Новинка не требует пучка дополнительных кабелей и установки станций (со своим набором проводов у каждой). Наконец, девайс Цукерберга сразу работает по Wi-Fi-сети (есть поддержка Wi-Fi 6E), к компьютеру его можно подключить обычным USB-кабелем Type-C либо через Wi-Fi-роутер, который выступит мостом (на самом ПК модуль беспроводной связи не нужен).

Длины комплектного кабеля Type-C (используется и для зарядки) достаточно, если вы сидите рядом с ноутбуком. Если же вы намерены играть, двигаться в отдалении от ноутбука или подключаетесь к ПК, придется докупить быстрый и длинный — метра три — USB-кабель. С Wi-Fi-роутером проводов не потребуется, но надо будет регулярно заряжать шлем, да и трансляция тяжелого контента под вопросом — могут быть тормоза.

Посадка шлема регулируется с помощью эластичных лент: одна на липучке проходит сверху, а другая охватывает голову сзади. Здесь не нужна прецизионная точность настройки, как в случае с жесткими креплениями некоторых других шлемов. А вот с чем не до конца дружит Meta Quest 3, так это с очками.

Переднюю часть шлема нельзя откинуть, устройство можно только полностью снять. Если надеть его на очки несложно, то процесс снятия вызывает боль: очки впиваются в брови и переносицу. Внутри шлема есть пара потайных кнопок, нажав которые можно увеличить расстояние от линз до лица.

В этом случае носить Meta Quest 3 комфортней и тем, кто пользуется очками, хотя снимать шлем все равно неудобно. Ну а люди с контактными линзами или просто хорошим зрением с такими проблемами не столкнутся и будут полностью довольны эргономикой.

Другой момент связан с цветом: белая лента смотрится свежо на новом устройстве, но со временем от постоянно хватающих ее рук и не всегда идеально чистых волос она поменяет свой цвет.

Для зарядки контроллеров понадобится любое стороннее устройство с поддержкой элементов питания AA (они легко извлекаются из корпуса). Еще можно купить за много денег фирменную зарядную станцию Meta, которая одновременно заряжает и контроллеры, и шлем. Стики маленькие, удобные, все кнопки нащупываются с ходу, не «теряются» во время слепого использования.

Смешанные и виртуальные радости

Meta Quest 3 не требует особых «танцев с бубном» для первого включения. Но нужна учетная запись Meta (можно завести на ходу), а также привязка к аккаунту на Facebook. Надеваете очки, берете в руки контроллеры — все интуитивно. Очень помогает возможность постоянно иметь в поле зрения реальный мир — вестибулярный аппарат говорит спасибо. Удобно и то, что кнопки стиков подсвечены виртуально.

Первые шаги настройки, когда требуется вводить данные, осуществляются с помощью контроллеров, затем система сможет перейти на трекинг рук (безо всякого дополнительного оборудования). Правда, работает он не идеально, и когда в пятый раз не получается нажать виртуальную кнопку, становится понятно, что без стиков не обойтись. Но, судя по отзывам коллег, не все сталкивались с этой проблемой.

Что делать со всей этой виртуальной красотой? Очевидно, что смотреть кино и играть. С играми «для начала» более-менее понятно: можно зайти в магазин приложений Meta и найти что-то бесплатное (однако разнообразие не впечатляет). Есть также сторонние сервисы с демоверсиями игр, чаще всего ограниченными по времени.

На видео — пример на «встроенных играх», записать ролик с полноценными компьютерными не удалось по техническим причинам.

Незаменимой программой-помощницей стала Oculus. Она нужна как для доступа, например, к библиотеке Steam, так и для просмотра кино напрямую с ПК. Это важно, так как доступные в магазине приложений Meta сервисы и программы либо работают с ограничениями, либо контент просто не интересен — там все грустно. С Oculus трансляция с ПК ведется на огромный по виртуальным меркам экран, а VR-игры работают как положено.

Еще одно видео — это пример приложения-кинокомнаты, где пользователю доступны разные телеканалы и кинозалы. Из-за региональных ограничений здесь почти ничего не работает, а из доступного только канал NASA, но можно загрузить в память шлема свои ролики.

При подключении устройства через Wi-Fi качество соединения оказалось недостаточным для трансляции графически нагруженных игр и фильмов в высоком разрешении: первые вообще не выводились на экран Meta Quest 3, а видео тормозило и регулярно застывало (может, все дело в легендарном Wi-Fi 6, которого наш роутер не имел). А вот при подключении по USB таких проблем не возникло, в нашем случае мешал только чрезвычайно короткий комплектный кабель. Отсюда вывод: для VR-игр и трансляции кино с ПК нужен 3-метровый качественный провод с Type-C.

Для кино можно поискать официальные каналы и приложения: говорят, это многие крупнейшие американские стриминговые сервисы, в том числе Netflix. Однако приложение последнего сервиса не поддерживает шлем, другие также будут требовать подписку, есть региональные ограничения. И снова выручает контент с компьютера через программу Oculus: качаете кино, открываете плеер и смотрите на огромном экране и с хорошим звуком (встроенные динамики шлема на удивление хороши). По этой же причине вполне достойно выглядит сервис YouTube VR: у него есть специализированное приложение для Meta Quest 3, в котором доступны все видео из «обычного» YouTube.

В любом случае просмотр кино в виртуальной реальности — это действительно «геймченджер» (но придется мириться с одиночеством).

Еще один аспект — создание «рабочих пространств», в том числе с использованием сторонних сервисов-приложений. Один из популярных (и немногих доступных) создает виртуальные «офисы», где тут и там рассаживаются случайно заблудшие туда пользователи. Каждый якобы занимается своим делом (кто смог разобраться, что к чему). В теории это выглядит так: пользователь сидит за столом, вокруг него разбросаны виртуальные экраны с контентом (графики, текстовые файлы — в VR есть клавиатура для набора текста, видео с котиками и так далее). По задумке, так повышается эффективность труда, на деле же все это пахнет бесполезной ерундой.

Выбор покупателей
автономная VR-гарнитура, 110°, белый
Выбор покупателей
автономная VR-гарнитура, 90°, белый
Выбор покупателей
автономная VR-гарнитура, 110°, белый

Виртуальные выводы

Ролики, когда кто-то, сидя в кафе, работает в Meta Quest 3 или общается с клиентами, шагая по улице, — это прикол для соцсетей. А езда в гарнитуре за рулем — еще и опасная ерунда. Но да, шлем действительно может расширить рабочее пространство вокруг: вы сидите за компьютером, экран с него проецируется в Meta Quest 3, рядом куча дополнительных виртуальных окон.

Вопрос в том, действительно ли это повысит эффективность работы или это просто модно, ново и потому увлекает.

Тем не менее Meta Quest 3 кажутся теми VR-очками, какими они и должны быть: компактные, простые в настройке (привязка к Facebook и Meta — ненужный груз), с достойным качеством картинки и минимумом проводов. Цукерберг позиционирует Meta Quest 3 как «мультитул» для работы и развлечений. По нашему мнению, сейчас это инструмент только для развлечений: смотреть кино и играть в игры.

Благодарим магазин Gamepark за предоставленный на обзор шлем Meta Quest 3.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by