Можно ли хранить батарейки в холодильнике и подзарядятся ли они там?

12 419
14 июня 2022 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Можно ли хранить батарейки в холодильнике и подзарядятся ли они там?

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

С давних времен существует лайфхак по хранению батареек и аккумуляторов для электроники — их можно положить в холодильник, чтобы температура замедлила химические процессы внутри. Как следствие, батарейка (чаще речь все же об аккумуляторах, но кто-то пытался провернуть такое с обычными «пальчиками») якобы дольше будет сохранять заряд, ведь электроны замедлят свою активность.

Вторая часть легенды — восстановление с помощью холода деградировавшего элемента питания. А в некоторых случаях говорили даже, что морозилка поможет не просто сохранить заряд батарейки, но еще и увеличить емкость процентов на пять.

Продолжаем давать простые ответы на сложные вопросы

Ранее мы изучили возможность включить фары на скорости света, рассуждали на тему, сработает ли кока-кола против ржавчины, почему птиц и электриков не бьет током, когда они сидят на проводах, что будет, если Луна упадет на Землю, почему перец острый, действительно ли горячая вода замерзает в холодильнике быстрее, чем холодная, почему в СВЧ-печи взрываются яйца, почему вода кипит в вакууме и взрывается при сильном нагреве, а также почему человек дергается во сне.

За всем этим стоят старые технологии: те же никель-кадмиевые заряжаемые элементы действительно быстро теряли заряд — за месяц легко могла улетучиться четверть, а то и больше (есть те, кто терял все, — никель-металлгидридные элементы прошлых поколений). Само собой, владельцы были недовольны и искали способы предотвращения потери энергии. Кому-то и пришла в голову светлая идея, но ныне она не так востребована, поскольку нынешние аккумуляторы способны сохранять более 80% заряда даже через год (хотя на этот счет есть разные данные).

Щелочные (или алкалиновые) батарейки, в свою очередь, вполне себе выживали и без таких лайфхаков, теряя за год около 2% заряда. Правда, для этого необходимо было обеспечить «нормальные» условия хранения: чтобы было умеренно влажно и без экстремальных температур. И по этой причине было важно смотреть как минимум на дату производства.

Процесс «восстановления» умерших аккумуляторных батареек с помощью холодильника описывают по-разному. В одном алгоритме предлагают положить их в морозилку на полчаса, затем достать и сразу отправить на непродолжительную зарядку, после подождать часик и зарядить «полностью». Другой алгоритм описывает 12-часовое нахождение незаряжаемого аккумулятора в зимнем холоде, желательно в герметичном пакете, после чего нужно подождать, пока элемент питания прогреется до комнатной температуры, и зарядить его (само собой, без каких-либо гарантий).

Такой подход с высокой долей вероятности (вне зависимости от того, устаревшая это или современная технология) приведет к возникновению конденсата и, значит, коррозии. Кроме того, может нарушиться целостность контейнера, возможны и другие изменения (об этом чуть ниже). В то же время можно сказать, что некоторые аккумуляторы все же благосклонно относятся к хранению в холоде: как минимум это никель-кадмиевые и те самые никель-металлгидридные — в «замороженном» виде они в разы медленнее разряжаются. Хотя и щелочные будут терять заряд медленнее.

С литий-ионными аккумуляторами есть свои нюансы. С точки зрения технологии, их можно использовать в диапазоне температур от минус 20 до плюс 60 градусов по Цельсию. Но «комфортным» (то есть оптимальным) для них является куда более узкий диапазон: 15—35 градусов со знаком плюс. При более высокой температуре может начаться деградация, а при нагрузке — еще и возникнуть опасность «теплового разгона», который приведет к возгоранию (но обычно управляющая электроника ваших гаджетов не позволяет случиться подобному).

С низкими температурами тоже не все так гладко. Всем известные iPhone, например, совершенно официально работают в диапазоне температур от 0 до 35 градусов по Цельсию. Потом они начинают замерзать, «тупить» и даже выключаться. Но Android-юзерам не стоит радоваться: на самом деле это касается всех мобильников. Все потому, что батарейки в холоде начинают тратить лишнюю энергию на внутренние процессы и, как следствие, разряжаются быстрее. Вероятно, о таком слышали и владельцы электрокаров Tesla, которые зимой проезжают меньшее расстояние, а при сильных морозах теряют заряд даже в покое.

Раз уж зашла речь об автомобилях, коснемся и свинцовых аккумуляторов — зимой, говорят, они тоже разряжаются быстрее. Это правда, но лишь отчасти. Как и в случае с аккумуляторами и батарейками для бытовой электроники, в автомобильных аккумуляторах на морозе замедляются все внутренние процессы. То есть заряд никуда не делся, однако ток течет очень нехотя.

Вот и рекомендуют «разогреть» электролит менее мощными потребителями (фарами, например), прежде чем крутить стартер. Если аккумулятор исправен и не ровесник вашего дедушки, он может очнуться от оцепенения. Если же повидал всего на этом веку — лучше предварительно отогреть его в домашних условиях, иначе случится амба. То есть в этом случае морозы противопоказаны, как, впрочем, и высокая температура окружающей среды.

Здесь, кстати, кроется отличие литий-ионных аккумуляторов от свинцово-кислотных. Объективно они более эффективны при низких температурах, хотя и не избавлены от негативного влияния (потому в морозы носите свой iPhone в теплом месте). Зато они не «умирают» после мороза и вполне себе восстанавливаются. Но правильным будет полностью зарядить литий-ионный аккумулятор после «холодной» разрядки.

Иногда советуют не только хранить литий-ионные аккумуляторы в холоде (что не слишком-то эффективно), но еще и заряжать их при отрицательных температурах. Однако исследователи пришли к выводу, что регулярная зарядка таких элементов питания при температуре ниже нуля приводит к снижению их емкости на 5% каждые 100 циклов. При этом сам процесс зарядки будет занимать больше времени, а при особо низких температурах он невозможен в принципе. Проблема, среди прочего, в тотальном замедлении химических процессов, а также деформации катодов и их постепенном отслоении от электролита, который еще и начнет кристаллизоваться.

Кстати, буквально на днях китайские ученые нашли потенциальное решение. Оказалось, что не только состав и состояние электролита влияют на способность аккумуляторов держать (точнее, отдавать) заряд при сильном холоде — важна и форма анода. Инженеры предложили сделать его неравномерным по толщине и изогнутым: в этом случае заряженным частицам, которые потеряли энергию из-за низкой температуры, придется преодолевать меньшее расстояние.

Тестовые батарейки с новым катодом при температуре минус 20 градусов по Цельсию сохранили 86% заряда (если сравнивать с показателями, полученными при комнатной температуре), «обычные» за то же время — около 3%. Кроме того, при температуре минус 35 градусов такую батарейку все еще можно зарядить почти до 100%. Пока, правда, все это работает с небольшими плоскими элементами — как в часах, например. Зато они показали лучший результат в сравнении с классической конструкцией и в диапазоне температур от минус 20 до плюс 25 градусов.

Итак, короткий ответ на вопрос «Стоит ли хранить заряжаемые литий-ионные батарейки в морозильнике (холодильнике)?» — нет, в этом нет смысла, если вы пользуетесь современными элементами питания. В нормальных условиях щелочные одноразовые батарейки, в свою очередь, теряют около 3% заряда, литий-ионные — еще меньше.

Скорее правильно хранить их в прохладном сухом месте с зарядом около 50% (обычно в этом случае напряжение будет способствовать меньшему саморазряду). Желательно также не допускать полной разрядки элементов питания во избежание постепенной потери емкости. Чего точно не стоит делать, так это разогревать батарейки и аккумуляторы, а также вскрывать их. А вот чуть постучать друг о друга можно.

Читайте также:

кулер для процессора, алюминий, рассеивание до 180 Вт, шум 26.6 дБ, вентилятор 120 мм, 1500 об/мин, PWM
кулер для процессора, алюминий, рассеивание до 130 Вт, шум 21 дБ, вентилятор 120 мм, 1600 об/мин, PWM
вентилятор для корпуса, шум 23.7 дБ, вентилятор 120 мм, 1500 об/мин, PWM

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Ян Альшевский