«Мертвые» белорусские приложения, которые хотели как лучше, но не смогли

UPD
32 253
95
04 июля 2019 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

«Мертвые» белорусские приложения, которые хотели как лучше, но не смогли

Сколько хороших начинаний было загублено на корню — не счесть. Часто хочется сделать жизнь лучше, комфортнее (нарисовать велодорожки, организовать «одно окно», настроить оплату штрафов через мобильное приложение и так далее), но одного желания недостаточно. Нужны деньги, знания и намерение поддерживать проект (любой) длительное время. Существует еще куча нюансов, однако без этих трех пунктов ничего не получится.

Мы вспомнили те «социальные приложения» (полезные обществу), которые в свое время представили с помпой, обеспечив активную информационную поддержку. Нам обещали: теперь-то все будет иначе. Посмотрим, на каком свете они находятся теперь — программы для мобильников, вызвавшие положительную реакцию аудитории и оцененные ею как нужные.

Содержание

Сложилось так, что в топе оказались «автоприложения» — ведь они обещали решить одну из основных проблем города.

Так хорошо начиналось

1. CarNet

В 2014 году минская ГАИ представила перспективное приложение CarNet. Тогда казалось, что вот они — информационные технологии, которые позволят бороться с «паркунами» и другими нарушителями ПДД.

«Это своего рода социальная сеть для автомобилистов. Пользователи смогут обратиться к инспекторам с наболевшим вопросом, будь то сведения о нарушении ПДД, дефект или отсутствие дорожных знаков и т. д.», — говорили тогда в ГАИ.

В ноябре 2014 года появилась версия приложения для iOS (для пробы пера, видимо, было достаточно менее востребованной платформы), год спустя — для Android. Каждое действие с CarNet вызывало неподдельный интерес со стороны автомобилистов, у которых отсутствовали эффективные способы борьбы с нарушителями ПДД.

Однако анонсом и релизом программ развитие проекта ограничилось. Он не получал обновлений, оставшись на стадии сырого продукта — по состоянию на 2017 год приложение обновлялось в 2015-м, хотя пользователи форума Onliner сообщают и о более поздних апдейтах, а также о «куче рекламы» в программе.

В настоящее время ссылки на оригинальные версии CarNet в каталогах Apple и Google недействительны. Точнее, в сервисе для Android одноименное приложение есть, однако оно вряд ли имеет отношение к анонсированному проекту (за исключением фамилии разработчика).

Хочешь сообщить о нарушении — заполни бумагу (говорят, электронные обращения работают не всегда).

2. Safetymeter

И снова борьба за безопасность, на сей раз — детей. Начинание хорошее, старт ему дали в том же 2014 году. Ожидалось, что приложение Safetymeter позволит собрать необходимую для улучшения состояния территорий вокруг школ информацию, затем сферу планировали расширить. Видимо, заставленные машинами проходы к учебным заведениям стали особенно очевидны.

Конечно, универсальный подход работает лучше — та же программа CarNet вполне могла бы справляться и с этой задачей, однако данные планировалось собирать для организации БАЭС, которая выступила инициатором проекта. Некоммерческого, к слову. Это, вероятно, сказалось на сроке его жизни — Safetymeter бал активным недолго и не смог развиться в полноценный инструмент.

К тому же проявились проблемы с неймингом: кто-то слышал о приложении под англоязычным названием, кто-то знает его как «БАЭС-Локатор». Последнее обновление программы случилось более двух лет назад. С тех пор она не менялась, оставшись не слишком понятной и эффективной.

В случае с обоими описанными приложениями мы в очередной раз получаем подтверждение: сила остается за личными обращениями, хождением по кабинетам и бумажными документами. Понятно, что количество сознательных граждан сокращается — побеждает лень (или еще более веские причины).

3. «Оплата парковки Минск»

И снова попытка сделать жизнь более технологичной. Идея заключалась в разработке и запуске приложения для оплаты парковки в Минске. Одно из первых упоминаний о проекте можно найти на Onliner в материалах за 2014 год. Правда, тогда сервис Parkouka.by лишь сообщал, что программа на подходе. Сегодня ссылка на приложение на упомянутом сайте имеется, но никуда не ведет. Точнее, программа была удалена из Google Play.

Что ж, остаются другие удобные способы оплаты стоянки — через USSD-запросы и SMS, по старинке. А еще есть паркоматы (их нужно поискать, тем более здесь же имеется информация, как и куда отправить текстовые запросы) да разного вида электронные платежи с использованием интуитивно понятного ЕРИП.

Возможно, приложение почило из-за того, что особого контроля за правильной парковкой так и не случилось, а штрафы и эвакуаторы материализуются лишь во время особенных мероприятий или запланированных акций. В остальных случаях схема функционирует не слишком эффективно.


Откуда они берутся? Версии

К слову, краткий «забег» по белорусским приложениям показывает, что «выживших» среди них не так и много, причем от тематики это не зависит. Определенная дата или событие могут сгенерировать появление уймы специализированных программ. Наиболее запомнившийся пример был с чемпионатом мира по хоккею 2014 года.

Обычно, правда, в этот период многие позиционируют свои детища как «мы пока запустили сырую версию, но обязательно ее доделаем». Как несложно догадаться, никто ничего доделывать не собирается. Или не видит в этом смысла.

В наших подборках то и дело появлялись «навигаторы», «проводники», «сборники» и другие программы, почившие вскоре после публикаций о них. «Ну так чемпионат (условный) прошел, какие могут быть вопросы?» — может прозвучать и такое. На самом деле, разработчики, которые ценят свой труд и вложенные силы и деньги (собственные, инвесторов или бюджетные), легко находят способ развить проект так, чтобы он не «скис» через месяц после громких обещаний.


Пока живы

Но не все так плохо, есть и долгожители среди социально важных продуктов.

1. «МЧС: помощь рядом!»

Самым скачиваемым (если верить счетчику Google Play) из таких приложений оказалась программа «МЧС: помощь рядом!». Ее запустили в феврале 2016 года в тестовом режиме, весной того же года разработчики выпустили финальную первую версию приложения. Тогда были учтены пожелания пользователей, функциональные возможности программы расширились.

Приложение поможет сориентироваться и найти информацию о действиях в случае чрезвычайной ситуации, оповестит о неблагоприятных и опасных природных явлениях на встроенной карте Беларуси. Кроме того, реализована «тревожная кнопка» с одновременным звонком в 112 и отправкой SMS на заданный номер (настраиваемая функция) либо сигналом на другой номер телефона.

«МЧС: помощь рядом!» регулярно обновляется, что радует. Некоторое удивление вызывают отдельные отзывы пользователей — назовем их «странными». Они очень походят на накрутку рейтинга, но утверждать этого не станем. Главное — программа работает и не собирается исчезать.

2. «Мой горад 115.бел»

Претензий к приложению немало, однако оно стало одним из наиболее эффективных каналов связи с коммунальщиками. Проблемы медленно, но решаются, встречаются забавные случаи и попытки «читерить», однако в целом процесс идет.

Определенный пессимизм вызывает тот факт, что последний апдейт программы случился в 2017 году. С тех пор Android успел заметно поменяться, появились новые решения, скопилось немало багов, о которых в том числе рассказывают пользователи в отзывах.

«Мой горад 115.бел» ступил на опасную дорожку, по которой в небытие ушли первые три приложения из нашего списка. Да и дизайн вряд ли отвечает нынешним стандартам. Можно сказать, что «никто никому ничего не должен», и перенаправить народ на сайт платформы. Эдакое возвращение к истокам. Главное, чтобы оно не затянулось, вернув нас в эпоху бумажных заявок и звонков на «горячую линию».

Дополнено

В ГП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» нам пояснили некоторые моменты развития приложения.

В декабре 2018 года было закончено создание единых диспетчерских служб по всей Беларуси. Они работают на базе программного продукта — АС «Диспетчерская служба». Сейчас ведется работа по комплексной модернизации портала «Мой горад» для его объединения с единой системой всех диспетчерских служб страны.

Обновленная версия портала «Мой горад» носит название «Мая рэспублiка». В ней учтены основные пожелания пользователей. Новый портал позволит видеть историю заявок, которые направлялись по телефону (в результате формирования единой базы данных), расширит механизмы контроля за исполнителями, будут внедрены другие изменения.

Одновременно с этим ведутся работы по разработке нового мобильного приложения «Мая рэспублiка». Оно учитывает недоработки существующего приложения и замечания пользователей. Реализована возможность добавления до трех фото к запросу, рассылка пользователям push-уведомлений по их запросам и заявкам, а также событиям, связанным с их избранными адресами (например, об отключении ЖКУ или включении отопления).

3. «Погода в кармане»

Прошедшей зимой УП «Геоинформационные системы» НАН Беларуси представило на суд общественности приложение с прогнозом погоды. «Погода в кармане» развивается, но встречаются и нюансы, характерные для изначально некоммерческих проектов: в частности, это тонкости, связанные с интерфейсом.

Оформление полностью утилитарное, но ведь нынешнее поколение привыкло ко всяким украшательствам и переливам. Впрочем, этот же аспект (аскетичный дизайн) можно отнести к плюсам — все зависит от точки зрения.

Что касается предоставляемой информации, то она совпадает с таковой на популярных иностранных сервисах. Плюс дает дополнительные данные, отсутствующие в аналогах либо скрытые за «пэйволлом».

Для роста популярности не хватает эстетики, что ли?..


Зачем такие приложения? Мнение

За несколько прошедших лет из уст чиновников не раз звучали обещания, просьбы и рекомендации разработать больше мобильных программ для приезжих и для нужд белорусов. Как показывает практика, такой подход работает едва ли — пачка одинаковых приложений «на заказ» вряд ли кому-то понадобится.

Как доказательство тому — тематический «Топ приложений», составленный в марте 2014 года. Можете не проверять — значительная часть программ не работает или удалена из баз, а оставшиеся обновлялись много лет назад. Топ от 2018 года выглядит более оптимистично, но тенденция налицо: «Мы выпустили продукт, но поддерживать его не будем». С приятными, но редкими исключениями.

Мы задали вопрос, почему умирают приложения, одному из белорусских разработчиков. Его команда — не новичок в деле, поэтому мнение может расцениваться как экспертное. По словам нашего собеседника, одна из причин «гибели» программ может крыться в том, что изначально за разработкой стоит не желание дать жизнь новому продукту, а необходимость освоить деньги заказчика — на код ли, продвижение или еще что, не имеет значения.

«Сделали в тысячу раз дороже, залили, отчитались, и на этом все», — добавил он. Подчеркнем, что речь идет не о конкретных приложениях, а в целом о ситуации на рынке разработки.

Конечно, могут быть также объективные причины — отсутствие ресурсов, закрытие проекта, просчеты в бизнес-плане или сошедший на нет интерес. В конце концов, нельзя всех грести под одну гребенку.

Ну а исчезновение из каталогов Google и Apple некоторых упомянутых выше приложений, в свою очередь, можно объяснить изменениями политики и требований к программам. Обычно под этот «каток» как раз и попадают заброшенные проекты. «Некоторые люди сразу делают грамотно и впоследствии могут забросить обновления: их приложение, опубликованное в 2015 году, уже выполняет все условия», — пояснил собеседник.

Читайте также:

разрешение игр - QHD (1440p), встроенная память 1 ТБ, поддержка HDR
разрешение игр - Full HD (1080p), встроенная память 500 ГБ, поддержка HDR
экран 6.2", разрешение игр - Full HD (1080p), встроенная память 32 ГБ

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в «Дзене»

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by