«Программирование упрощается — это создает иллюзию простоты». Главные вузы страны о подготовке айтишников

6765
71
21 мая 2019 в 15:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

«Программирование упрощается — это создает иллюзию простоты». Главные вузы страны о подготовке айтишников

Сегодня в Бизнес-инкубаторе Парка высоких технологий проходит большой круглый стол, который посвящен подготовке IT-специалистов — все-таки совсем скоро начнется вступительная кампания в вузы. На мероприятии собрались представители главных вузов Беларуси, которые подготавливают айтишников: БГУ, БГУИР, БГТУ и БГЭУ.

Проректор по учебной работе БГУИР Валерий Прытков первым делом заметил, что важно сохранить фундаментальную подготовку:

В вузе работает много представителей IT-компаний в качестве преподавателей. Что касается изменений, то нам важно сохранить ту часть фундаментальной подготовки, которая позволит ученикам самим гибко перестраиваться. Есть риск: компании просят дать специалиста, который умеет это и это. Мы можем это сделать, но в дальнейшем он, скорее всего, не сможет перестроиться. Здесь, как всегда, важен баланс. Он у каждого вуза немножечко свой. В итоге весь необходимый спектр востребованных выпускников представлен. Какие изменения на рынке происходят: программирование упрощается, языки становятся все более простыми и понятными для старта. У абитуриентов это создает иллюзию легкого входа в специальность. Но потом работать над проектами, для которых нужны комплексные знания, они не готовы.

Ориентировать студентов нужно на то, чтобы постоянно дообучаться самим. Мы думаем позволить часть дисциплин изучать дистанционно — но, безусловно, не все.

Декан факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ Сергей Малый в своей речи защищал грозу гуманитариев — физику:

— Выделять ИТ-специалистов в какую-то отдельную касту профессий — не самый оптимальный способ классификации. Использование ИТ и всего, что вокруг этого существует, — это неотъемлемая часть огромного количества профессий. Под ИТ-специалистами мы понимаем тех, кто делает массовые продукты и услуги для успешной работы других областей экономики. Говорить о том, что существуют жесткие границы — вот айтишник, вот филолог, вот искусствовед, — это не очень продуктивный подход. Есть интеграция, и хорошо, что нет четких граней [специальностей].

Что касается физики: я бы сказал не только о ней, но и о других фундаментальных дисциплинах, которые лежат в основе будущей стратегии развития информационного общества. Когда абитуриенты приходят в вузы, у них всегда примерно один и тот же резерв учебной нагрузки. И очень важно: какой набор дисциплин, насколько они сбалансированы, сохранят ли актуальность в будущем. У фундаментальных дисциплин роль наибольшая по сравнению с другими направлениями. Второй момент — важно, чтобы была не только отдельно физика или математика. Важно, когда это сбалансированное объединение физики, математики, электроники и информатики. Эти блоки позволят ученикам комфортно чувствовать себя вне зависимости от того, как меняется рынок. Базовая подготовка — основа стабильности нашего айтишного рынка. Есть люди, которые могут переориентироваться.

Для наших выпускников не должно стоять нерешенных проблем. Существование новых, актуальных, запредельных задач — это естественно, и наши ученики должны их решать.

Важно не только знать физику, математику, основы программирования, но еще и обладать системным мышлением. В чем преимущество физиков — в возможности системного подхода к решению любых проблем.

Без физики нет входа в ИТ, если мы говорим о технических специальностях, — резюмировал замдиректора ПВТ Александр Мартинкевич. После чего слово взял декан факультета информационных технологий БГТУ Дмитрий Шиман:

— Последние три года заявки на распределение приходят из отраслей реального сектора экономики, причем из регионов — из лесхозов, к примеру. Сложно было определить, что конкретно они хотят. В этом году даже не все заявки удовлетворили по специфическим направлениям. В лесном хозяйстве начали внедрять ИТ: как применять дроны в точном земледелии и так далее. Есть специальности, в которых применяются ИТ как в учебных программах, так и за их пределами. Начиная с первого курса важно давать понять студенту, кем он может быть: нужно проводить митапы, хакатоны, мастер-классы. Все это дает возможность командной работы над проектом.

Андрей Седун, проректор по учебной работе БГЭУ, заявил, что обучать программистов вуз не планирует — все-таки БГЭУ фокусируется на других специальностях: «Мы не готовим программистов и никогда не будем. У нас другая задача — готовить экономистов с глубокими знаниями ИТ-сферы: финансы, торговля, маркетинг, международные бизнес-коммуникации, хозяйственное право. Смысл — работать именно на стыке. Когда на работу приходит человек, знакомый с инструментарием и предметной областью, то он не просто исполняет работу, а понимает, что он делает. С первого августа будет создан факультет цифровой экономики. Что делать людям, которые теряют работу из-за автоматизации? Или которые лет в 35 задумываются о своем будущем. Если хотят расти по карьерной лестнице внутри компании — им нужны знания по управлению процессами. Мы предлагаем второе высшее образование получить дистанционно и приходить в университет только для очной сдачи экзаменов».


Под конец круглого стола Onliner спросил начальника Главного управления профессионального образования Министерства образования Сергея Касперовича о подготовке айтишников в колледжах и техникумах — про вузы все-таки часто говорят, а ССУЗы как-то в тени. Выяснилось, что там тоже все хорошо: «Мы действительно сегодня об этом не говорили, но это не значит, что этого [обучения айтишников в колледжах/техникумах] нет. Сегодня в системе среднего специального образования есть ряд IT-специальностей, в рамках которых готовится навскидку порядка шести тысяч человек. Ежегодно мы выпускаем более тысячи — в районе двух тысяч — специалистов с профильным IT-образованием на уровне среднего специального образования. Специалисты востребованы: мы не видим проблем с распределением. У нас витают идеи о создании отдельного колледжа IT-технологий, где готовили бы только IT-специалистов на уровне среднего специального образования. По крайней мере, с такими идеями к нам в Министерство образования уже обращались».

Читайте также:

15.6" 1366 x 768 TN+Film, Intel Celeron N4000 1100 МГц, 4 ГБ, HDD 500 ГБ, граф. адаптер: встроенный, без ОС, DVD, цвет крышки коричневый
Нет в наличии
15.6" 1920 x 1080 TN+Film, Intel Core i7 8750H 2200 МГц, 8 ГБ, HDD 1000 ГБ, граф. адаптер: NVIDIA GeForce GTX 1050 4 ГБ, без ОС, цвет крышки черный

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич