09 апреля 2019 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Девять БС и один человек в кол-центре. Как 20 лет назад начиналась GSM-связь в Беларуси

Автор: Ян Альшевский

Невероятно, но факт: подросло поколение белорусов, для которых GSM-связь в родной стране существовала всегда. Мобильники же появились еще раньше — где-то в начале 90-х годов прошлого века: то был оператор «БелСел», о котором уже успели позабыть. Примерно в это же время в мире дали старт GSM: первую сеть запустили в Финляндии, в 1991 году был совершен первый звонок. Но широкая коммерческая эксплуатация началась лишь пару лет спустя, в 1993-м.

Содержание

GSM в мире

Устройства для связи (специалисты до сих пор называют их терминалами) начали активно появляться во второй половине 1992 года. Забавно, но к GSM — стандарту, который задумывался для стран Европы, — многие относились скептически: «да кому он нужен, аналоговая связь еще слишком сильна».

Поговорить можно было лишь в крупных европейских городах, о связи «на трассе» никто и не заикался. В следующие годы покрытие расползалось, объединяя эти крупные «пятна». К концу 1993-го в сетях GSM насчитывался миллион абонентов. Чтобы набрать миллиард, потребовалось менее десяти лет: по данным Ассоциации GSM, случилось это в 2001 году.

«Мобильная цифровая связь» и рождение velcom

Свою лепту начала вносить Беларусь. Первые шаги сделала белорусско-кипрская компания velcom (да, оператор был австрийским не с самого начала, если вы забыли) — предприятие зарегистрировали в 1998-м, в коммерческую эксплуатацию сеть была запущена 16 апреля 1999 года. То есть совсем скоро GSM-связи в нашей стране исполнится 20 лет.

Нам удалось побеседовать с сотрудниками velcom (тогда — компания «Мобильная цифровая связь», а сейчас уже velcom | A1), которые работают с того самого момента, когда оператора еще можно было называть стартапом. Они смогли вспомнить некоторые интересные моменты из жизни первой белорусской GSM-компании, о которых мы вам и расскажем.

Название бренда официально является аббревиатурой, которая образована от двух слов — velocity («быстрота, скорость») и communications («связь, коммуникации»). Нейминг подразумевал и игру слов — velcom очень походит на welcome («добро пожаловать»). Но по этой же причине абоненты иногда озвучивают название с ударением на первый слог. А еще был (пока еще есть) «велик».

«Также рассматривался вариант AirCom: обязательно было наличие слова communication в названии. Потом начали подбирать первую часть. Но velcom посчитали идеальным сочетанием. На самом деле была и третья составляющая — velvet communication — „удобная, приятная“», — рассказал Сергей Урбанович, ныне начальник отдела развития контентных услуг. Он работал еще до получения компанией лицензии на услуги связи, был первым ее официально трудоустроенным сотрудником.

Pink house и «Зюков Луг»

Оператор начинал коммерческую эксплуатацию с девяти вышек в Минске и пары за его пределами — по одной в Орешниках и Шклове. «Первенцы» даже получили свои клички, точнее, неофициальные обозначения, так как в документах это были (и есть) просто номера.

С руководством сотрудники общались на английском, поэтому и «никнеймы» были соответствующие. «Agriculture, aircraft college, pc machine возле НИИ ЭВМ. Был pink house (все смеются. — Прим. Onliner). Не помню, то ли на Казинца, то ли на Клары Цеткин… Trade union — это Дворец культуры профсоюзов. И очень запомнился по дороге в аэропорт Жуков Луг. Гасан (один из топ-менеджеров velcom того времени. — Прим. Onliner) называл его с акцентом — „зюков луг“, так и повелось», — чуть забегая вперед, пояснила Ирина Заболотникова, которая отвечала за техническую сторону дела.

Некоторые работы перед запуском сети необходимо было провести заранее. «Тогда мы бегали по всему городу, смотрели, где могут стоять базовые станции, лазили по крышам, намечали возможные точки. Мы понимали, что абонентов вначале будет немного, в том числе из-за высокой стоимости подключения. Поэтому одной станции, стоящей высоко и „светящей“ далеко, на тот момент было достаточно», — отметил Сергей.

Но учитывались и технические моменты. Позже в неформальном разговоре основатели проекта Belnetmon хором заявили: сеть планировалась очень грамотно.

За год связь появилась во всех областных городах. Ох и дорогое же это было удовольствие. Даже по сегодняшним меркам подключение в первый год стоило немало, а по тем временам — целое состояние.

Мобильная связь — это дорого

Причем сам мобильник в эту сумму не входил: нужно было заплатить за подключение, пополнить баланс на чуть меньшую сумму, купить SIM-карту за полторы сотни долларов и пройти процедуру того самого легендарного тестирования аппарата. Понятно, что первыми абонентами становились люди при деньгах, хотя и не факт.

Абонент velcom Максим, подключившийся к оператору весной 2001 года, рассказал Onliner забавную историю.

«До этого я ходил с пейджером, но потом на него начало поступать слишком много сообщений с просьбой перезвонить. Стало невмоготу бегать к таксофонам, отправился на Мельникайте. Постоял в очереди из интеллигентной публики, заплатил дурные деньги за подключение», — поделился воспоминаниями собеседник.

К концу года Максим решил поменять телефон на новую модель, а старую подарить приятелю: «Все дешевле будет, он уже протестированный». «Как бы не так», — подумал сотрудник оператора и потребовал заплатить за проведение этой таинственной процедуры еще раз. «Сломать систему», по словам нашего читателя, удалось лишь отправив письмо на имя гендиректора velcom с приложенным договором «оказания услуг тестирования» и «дарственной».

«Кстати, тарифом „Бизнес“ пользовался до января 2019 года», — огорошил Максим. Но это лирика.

В компании же тестирование объясняли требованиями регулятора, а также способом создать барьер для «серой» продукции и разлоченных мобильников — ведь в случае проблем со связью претензии направляли оператору.

В рублях цены того времени и вспоминать страшно — в 2000 году произошла очередная деноминация, вторая на тот момент. Куда-то делись нули, а до Нового года подключение на тариф «Стандартный» стоило примерно 170 млн рублей, на тариф «Бизнес» — 240 млн. Роуминг обходился в 314 млн, минута разговора — в сумму от 83 тыс. до 194 тыс. в зависимости от тарифа и времени суток. При желании можно перевести все это в обычные деньги, разделив на официальный курс, который в декабре 1999 года составлял 317 тыс. за доллар. «Вот вам чемодан денег, хочу стать вашим абонентом!» Чуть более шести тысяч человек так и сделали. А позже цены поползли вниз.

Кол-центр: один на всех и рабочий день до 18:00

Первый кол-центр (на самом деле это была комната с двумя составленными вместе столами) разместился в офисе на Мельникайте. Здание раньше представляло собой гостиницу, здесь сохранились душевые кабинки и было пару бассейнов. Их позже приспособили, чтобы складировать пакеты «Привет», собранные руками сотрудников здесь же.

«Сперва работали четыре человека на двух стационарных телефонах. Только-только открывались. Два стола, два телефона. Одни обзванивали людей, сообщали, что скоро появится сеть, другие принимали звонки», — вспоминает Сергей.

Примерно год спустя в компанию пришла Елена Баранцевич, сегодня — начальник управления обслуживания корпоративных клиентов. К тому моменту успела сформироваться абонентская база (насчитывалось около 20 тыс. человек).

«Кол-центра в привычном понимании слова не было. Звонок принимали, а затем перенаправляли нужному специалисту. Потом появился телефон Nokia 5110 с наушником — мы за ним трепетно следили, вовремя заряжали. Также был большой телефон-факс, на который мы получали звонки со стационарных телефонов», — припомнила топ-менеджер.

Сейчас в это сложно поверить, но кто-то, думается, помнит: тогда можно было пошутить с сотрудником кол-центра, то и дело проскакивали нотки «обычного человеческого» общения. Но, как подчеркивают собеседники Onliner, отбор был очень жестким, до 20 человек на место. «Набирали умных, толковых и амбициозных. И красивых», — смеются.

По этой причине, наверное, некоторые абоненты молили организовать видеосвязь с техподдержкой. И потому вопросы типа «Здравствуйте. Я являюсь абонементом „БелСел“. Могу стать вашим абонементом?» воспринимались как само собой разумеющиеся, без смеха.

Выбор покупателей
Android, экран 6.3" IPS (1080x2340), Qualcomm Snapdragon 665, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 48 Мп, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM

Клиенты из 90-х

По словам Сергея, среди первых клиентов было немало «людей из 90-х». Они требовали к себе особенного отношения.

«Я тогда еще работал в продажах. Был случай, в 2001-м или 2002-м, не помню точно. Дефицита мобильной связи нет — приходи, плати деньги и покупай. Появляется человек и так по-заговорщицки: „Я от Семён Семёныча…“ Потом признается, что нужен телефон. Приглашаю его к витрине, показываю. Но оказалось, что ему нужно по старинке: продать телефон из-под полы!» — рассказал собеседник.

Елена припоминает эту историю со смехом: «У нас в тот момент случился креатив — как сделать официальную услугу „из-под полы“».

«Но первыми клиентами стали, наверное, первые сотрудники (настройщики) и учредители velcom», — говорит Ирина.

Действительно, сотрудникам выдавали служебные телефоны, чтобы те всегда были на связи: такое требование. А ездили они на общественном транспорте: «Было время, когда у тебя звонит телефон, а ты делаешь вид, что не у тебя. В троллейбусе. В начале-то нулевых…»

Позже появились те, кто мог себе это позволить, — связь не была дешевой. Встречались люди, для которых подключение было показателем статусности: им было важно иметь этот девайсик с выдвижной антенной — тогда это были Motorola, Alcatel.

«Пропавшие» деньги

Сложности? Они бывают у всех, тем более в самом начале.

Истории о «пропавших» деньгах связаны с недостаточной подготовленностью банковской инфраструктуры. «Приходит абонент в банк, платит за услугу. Дальше мы как оператор должны дождаться своей части квитанции для зачисления на баланс. Для телекома такой кейс попросту не может работать», — отмечает Елена.

«Может, поэтому и появились мифы о „деньгах, которые не дошли“. Были обращения по платежам, потом — по отключениям (касалось абонентов, которые не выполняли условия договора, — сначала на такие проблемы смотрели сквозь пальцы). Первая система, которая начала работать в режиме реального времени, — тот самый „Привет“: можно было на экране видеть, как тратятся деньги на счету.

На момент запуска такого не было, контролировать было сложно — собирались файлы, загружались, анализировались. Поэтому были разрывы во времени, возникало ощущение, что что-то не так списали, что-то пририсовали. На самом деле точек контроля существовало очень много. Было обидно — стараешься, а этого не видно», — добавляет собеседница.

Но позитивных моментов, судя по рассказам старейших сотрудников компании, было больше. Как и забавных историй — за 20 лет их накопилось немало. Чего стоит та, когда кто-то из бдящих горожан увидел в ночи грузовик, подъехавший к окнам операторского офиса. «Тут сирены, залетает милиция, всех уложили на пол — добрый человек позвонил, сообщил, что обворовывают velcom», — рассказывает Сергей.

SMS, GPRS, 3G

Еще один занимательный факт: суперпривычная услуга SMS заработала не сразу, а лишь в 2001 году. Просто казалось, что никто отправлять текстовые сообщения не будет: есть «голос», зачем тратить деньги на «письма латиницей»?

Первыми дополнительными услугами на базе SMS стали SMS Info, которая жива до сих пор, и SMS Flirt. Были случаи, когда после знакомства через «эсэмэски» играли свадьбы (даже в компании есть такая пара). Потом — эпоха контента. Многие, наверное, помнят легендарных Crazy Frog и мелодию из «Бумера» — звучала из каждого второго мобильника.

В 2002 году появился тариф для передачи данных (использовалась технология Circuit Switched Data), но было не слишком удобно и быстро. В этом же году в сети оператора насчитывалось 100 тыс. абонентов.

«А GPRS запустили в 2003 году, это был прорыв. На тот момент было сложно представить, что когда-то передача данных станет частью нашей жизни», — говорит Ирина.

«Объяснить, что такое передача данных и факса по мобильнику, иногда было сложно даже внутри компании», — добавляет Елена. Представители мобильных вендоров, в свою очередь, рассказывали о невероятных вещах — GPRS-роуминге, IP-трафике и 3G. Тогда это казалось фантастикой.

Сергей также вспомнил о незабываемом мероприятии того времени (2004 год) — Mobile Fashion Week: «Мы собрали самое модное из мира телефонов и модное на белорусском рынке из мира моды. Провели фешен-показ со всем светом общества. Было пафосно и интересно: красивые девушки показывали современные телефоны и рассказывали об их особенностях». В тот момент все выглядело круто, однако сегодня подобное мероприятие вызвало бы улыбку.

Забавно, но пик продаж пришелся на момент, когда открывался МТС. В 2003 году, когда второй GSM-оператор начал наседать, в сети velcom зарегистрировали 500-тысячного абонента.

Слева — жительница Могилева, которая стала 500-тысячным абонентом velcom. Крайний справа — Роберт Дашян, коммерческий директор velcom на тот момент

Очевидно, сказалась конкуренция, и рынок уже готов был принять мобильники. Постепенно сотовая связь перестала казаться уделом избранных. В 2005 году новый игрок — государственный GSM-оператор «БеСТ», на которого кто-то возлагал надежды, — на рынок влияния не оказывал. Поэтому за клиента боролись только две компании.

Это было давно, лет десять назад

Для velcom очередной вехой стала смена собственника (в 2007 году оператора купила австрийская A1 Telekom Austria Group) и устроенный позже ребрендинг. Тестовая зона 3G появилась еще в 2006-м, однако заработала обновленная сеть лишь в 2010-м.

Гельмут Дуз, 2009 год

Толпы энтузиастов, которые раньше с интересом наблюдали за появлением новых БС в Беларуси, поредели — мобильник теперь является такой же привычной чертой современной жизни, как когда-то городской телефон. Удивлять стало сложнее: сегодня никто не восторгается очередной сотней построенных вышек — считается, что сотовая связь была всегда, поэтому должна работать идеально везде.

Выбор покупателей
802.11ac, 2.4 ГГц/5 ГГц, до 1167 Mbps, 4xGigabit LAN, 1xWAN
Выбор покупателей
802.11ac, 2.4 ГГц/5 ГГц, до 1167 Mbps, 2xGigabit LAN, 1xWAN
Выбор покупателей
802.11ac, 2.4 ГГц/5 ГГц, до 1167 Mbps, 2xGigabit LAN, 1xWAN

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в Дзене

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by