«Я довольно часто встречаю публикации об „историях успеха“ в белорусском IT, и в какой-то момент мое терпение лопнуло. Хотелось бы развеять некоторые мифы и озвучить реальные моменты, на которые стоит обратить внимание тем, кто все же решится войти в мир IT», — с этими словами в редакцию Onliner пришел Александр Шадуро, преподаватель IT-академии, технический директор собственного стартапа («не хочу называть, чтобы не пиариться») и бывший руководитель .NET-лаборатории EPAM. У Александра за время работы накопилось много претензий к подготовке специалистов, и он подробно объяснил, в чем заключаются проблемы.
— А что не так с историями успеха?
— Идет какая-то пропаганда, из разряда «давайте пойдем все в IT, там очень здорово, красивые офисы и много платят». Плюс этот образ подкрепляется подобными статьями, авторы которых забывают о том, что такие решения влияют на судьбы людей. Это похоже на «ошибку выжившего». Возьмем, к примеру, пропаганду против курения и употребления алкоголя. Обязательно найдется человек, который скажет: «А вот у меня дедушка курил до восьмидесяти лет, пил, гулял и прекрасно себя чувствовал». Оно, может, и так, но те, кто не дожил до восьмидесяти при таком образе жизни, не смогут опровергнуть утверждение. То же самое с IT: люди говорят, как все круто, но при этом не называют свой уровень — чем они реально занимаются? «Джуниор» это или «сеньор»? Те же, кто разочаровался в IT либо у кого не получилось, не будут об этом рассказывать, опасаясь насмешек. Хотелось бы еще спросить: а кто будет лечить, учить, печь хлеб, если все уйдут в IT?
— Какие люди приходили к вам на курсы? Чем они занимались?
— Самые разные. Были с МЗКТ, из силовых структур, достаточно много медиков. Мне действительно жаль, что талантливые люди бросают свои сферы и идут в IT. Перспективный врач переучивается на программиста, чтобы себя прокормить — ну куда это годится? Причем видно, как четко работает пирамида Маслоу в остальных отраслях: о каком саморазвитии речь, если ты постоянно занят удовлетворением первостепенных потребностей?
По возрасту тоже большая разбежка. Если говорим о тех, кто уже в зрелом возрасте, то у них совсем другая мотивация: хотят улучшить доход и готовы платить за это большие деньги. Они понимают, что получили хороший шанс, и реально стараются. Возраст кандидата дает преимущество и работодателю: «джуниор» лет в 35—40 и старше будет намного лояльнее к компании за предоставленную возможность «войти в IT».
А студенты сильно разбалованы. Они не связаны кредитами-женами-детьми, очень мобильны, и удержать их на одном месте очень сложно. Отсюда все эти бонусные системы.
Студент очень быстро переходит из стадии «я ничего не знаю» в стадию «я знаю все». Прочитает пару статей на профильных ресурсах — и давай везде это внедрять, где надо и где не надо. Приходит, к примеру, такой человек на проект с миллионами строк кода, сложной структурой и получает задачу: добавить какую-нибудь кнопку. После этого открывает код и говорит: «Да так вообще нельзя писать, надо все заново делать. А еще такая архитектура — вчерашний день». Человек с жизненным опытом понимает, что надо не все переделать, а понять, почему реализация именно такая — ведь наверняка были причины.
Если в целом говорить о разнице поколений, то молодежь отлично справляется с огромным потоком информации и многозадачностью, но совершенно не умеет концентрироваться. Десять минут поработал — и потом надо ролик на YouTube глянуть, потому что мозг не выдерживает просто. А более старшее поколение — наоборот. Поэтому идеальный вариант — совместить сильные стороны каждого из поколений, а не противопоставлять их друг другу.
По моим наблюдениям только 5% идут в профессию по призванию. Здесь как с любой сферой: некоторые готовы работать и за маленькие зарплаты — просто потому, что им это нравится, они любят свою работу. Таким программистам все равно, какого сорта печенье у них в офисе.
Кстати, я знаю людей, которые увольнялись, потому что вовремя свежее молоко не привезли или не нравился бесплатный кофе. Таких в нашей среде иронично именуют «IT-бояре».
Прочие 60—70% хотят получить финансовую стабильность. Остальные же открыто говорят, что получат диплом, поработают, наберутся опыта и уедут из страны. И здесь большая проблема: специалист ведь уезжает с семьей — представляете, какая миграция идет? К тому же забирают конкурентных людей — никто не будет заморачиваться с переездом ради слабого сотрудника. При этом они не меняют гражданство и в статистику не попадают.
— У людей с ваших курсов есть какие-то частые заблуждения об IT?
— Эффект матрицы: «раз я заплатил, то знания должен однозначно получить, даже если не буду ходить на занятия». Это отлично видно на многих курсах — например, по изучению иностранных языков. Какой-то процент всегда отваливается: пропускают занятия, перестают делать домашнюю работу.
Люди, которые сейчас думают о переходе в IT-отрасль, должны четко понимать следующее. Во-первых, с момента принятия решения изменить свою жизнь и профессию пройдет не менее полугода, причем это время будет тяжелым и, как правило, без источника дохода, так как придется полностью сосредоточиться на учебе. Во-вторых, без хорошего преподавателя или ментора нет смысла и начинать. Обязательно найдите какого-нибудь знакомого, который сам хороший специалист или посоветует такого. В-третьих, без хорошего знания иностранного языка (английского как минимум) даже не пытайтесь идти в IT. Обычно для старта достаточно уровня А2+ (pre-intermediate). И найдите на профильных форумах сообщество специалистов, начните общаться с ними, участвуйте в open-source-проектах.
Заметьте: сейчас многие компании открывают какие-то внутренние курсы, лаборатории, зазывают людей, чтобы хоть чему-то их научить. Но проблема в том, что обучают там точечно. Такие курсы не дают фундаментальных знаний, на них учат ровно тому, с чем тебе предстоит работать.
Нужно понимать: IT — это жесткий капитализм с легким налетом социалки вроде отпусков и больничных. Но уже сейчас многие компании переходят на договоры субподряда и подряда, где совсем другие условия. И раз это капитализм, единственная задача владельца бизнеса — максимальное извлечение прибыли.
— Но ведь так в любом бизнесе, не только айтишном.
— Ну да, но именно айтишный настолько распиарен. В сферу идет гораздо больше людей — я это вижу по количеству открываемых курсов, растущему хайпу на рынке. Ситуация в ближайшее время не изменится. Так вот, как увеличить прибыль? Логично, что нужно уменьшить издержки. Избавиться от профессионалов нельзя, если мы говорим о реальных специалистах, а не мифических 20-летних «сеньорах». Поэтому не стоит рассчитывать на «патыще» со старта. Никто «джуниору» столько платить не будет.
— Можете описать «реального специалиста»?
— Программист — это в первую очередь хороший инженер. Многие думают, что программист просто реализует задачи, которые ставит перед ним руководитель команды. Но этим занимаются кодировщики. В отрасли их достаточно много, они так и работают: если не поставить четкую задачу — они ничего не смогут сделать. А теперь их называют программистами, что в корне неправильно. Но такие люди сейчас зарабатывают больше среднего по стране, и все преподносится как «история успеха».
«Ничегонеделание» и большие зарплаты — иллюзия. Да, они есть, но только от уровня «сеньора» и выше. Стать «сеньором», закончив курсы и прочитав пару книг, невозможно, кто бы что ни утверждал. Здесь требуется фундаментальное образование и колоссальный опыт. Необходимо постоянно учиться, совершенствоваться. Допустим, тебе нужно написать банковское ПО. Как это сделать, если ты понятия не имеешь об устройстве банковской системы? На следующий день сменил проект, начал писать ПО для геймдева. Вот здесь и нужно инженерное мышление.
— Насчет фундаментального образования: все чаще ходят разговоры, что как таковое оно не нужно.
— Я с ужасом узнал, что из школьной программы убрали понятие векторов. И у меня большой вопрос: как разработчик игровой компании теперь напишет алгоритм столкновения персонажа со стеной, поиска пути на карте, попадания пули? Все это основано на векторной алгебре. Если не ошибаюсь, еще сильно сократили часы на интегральное и дифференциальное исчисление. И таких примеров масса. Окей, вы облегчили программу. Но скоро, уже лет через пять-десять, это сильно аукнется.
— Крупные IT-компании ведь помогают университетам: ведут занятия, закупают оборудование. Они заинтересованы в хорошей подготовке будущих сотрудников и чему-то да научат, разве нет?
— Многие думают глазами. Приходят в оборудованную аудиторию — ого, все красиво, сейчас выучим специалистов. А чуда не происходит. Научить человека писать код можно хоть на листке бумаги, для этого не нужен суперсовременный компьютерный класс.
И еще преподаватели. Во время моей учебы была отличная база, где нас «учили учиться». А теперь этого из-за все тех же компьютерных классов нет. Зачем учиться, когда есть Google? Зачем учиться преподавателю, если у него есть утвержденные Министерством образования методичка и программа? Да и зарплата особо не прибавится.
Что тут говорить, посмотрите на вступительные баллы в педагогический университет: ну чему человек с низкими баллами в сертификате научит школьника? И самое обидное — я вижу, что есть много ребят, которые хотят и готовы много учиться, но знания им просто никто не может дать. Родители вынуждены тратить большие деньги на репетиторов и тому подобное.
Повторюсь: необходимо разделять программиста и кодировщика. Последний может по удаленным курсам выучиться на специалиста. Это как по YouTube учиться забивать гвозди: посмотрел — воспроизвел. Но стал ли ты от этого экспертом по забиванию гвоздей? Кто подтвердит, что ты действительно хорошо забил гвоздь? Кто исправит ошибки или покажет, как правильно и быстрее? Что произойдет, если завтра фабрика начнет выпускать другой тип гвоздей? Вот для чего нужны фундаментальные знания. Я уже не говорю про абстрактное и критическое мышление.
Что касается разговоров про ненужность образования, то такое озвучивается, как правило, бизнесменами. Чем быстрее рынок поставит IT-компании свежее «мясо», тем быстрее человека можно усадить за компьютер и он станет приносить прибыль — это же выгодно. И ничего, что должность «инженер-программист» вообще невозможна без диплома о высшем образовании.
Если вернуться к IT, думаю, фатальная ошибка в том, что мы слишком увлеклись аутсорсом и развлекательным контентом. Это ход тактический, но не стратегический. Создали ПВТ, появилось много компаний, им дали возможность «обрасти жирком». А теперь нужно переходить к созданию вещей, которые выстрелят через 10—15 лет.
— Ну, деньги нужны сейчас, а не через десять лет.
— Достаточно крупный бизнес может себе позволить стратегические исследования. Intel, Apple и любая другая корпорация вкладывает огромные деньги в R’n’D, потому что не хочет закрыться через пять лет, когда хайп спадет, а директор соберет деньги и улетит на Бали. Через десять лет научное или инженерное ПО выстрелило — и вы сразу монополист, как, к примеру, в случае с ПО AutoDesk, Adobe. Но у белорусских компаний таких денег нет или их просто устраивает положение вещей.
И еще замечу: по зарплатам IT-специалистов Беларусь где-то приблизилась, а где-то уже сравнялась с Европой. Я имею в виду суммы, за которые специалистов продают, а не их реальные зарплаты. Значит, у зарубежных компаний все меньше смысла приходить сюда. Льготы ПВТ? Они выгодны резидентам, но не какому-нибудь канадскому заказчику — для него стоимость контракта особо не меняется.
— Вы уже давно в IT. Встречали тот самый стереотип «айтишники сидят в офисах и ничего не делают, а мы тут на заводе…»?
— Да, это реально стравливает людей между собой. Из личного опыта: один строитель мне прямо сказал, что вы тут сидите в офисах с кондиционерами и все у вас хорошо, а он в 20-градусный мороз штукатурит стену в люльке. Это с такой ненавистью прозвучало, что дай ему волю — айтишников на столбах развешали бы. То есть «врага» уже назначили. Однако подобные люди забывают, что когда они танцевали на дискотеках или развлекались в компаниях под пивасик, мы сидели над книгами и учились, учились, учились.
Проблема не в том, что мы много зарабатываем по белорусским меркам, а в том, что остальные — мало. Сфера IT просто показала возможный уровень зарплат белорусов, которые развиваются, могут и хотят много работать. Сейчас нужно как-то перенести эту концепцию на другие отрасли, но это задача уже другого уровня.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by