Конкурс Startup Battle от Onliner и Huawei приближается к финалу. Уже в эту субботу жюри выберет победителя, который получит 6000 рублей. Также представители Huawei назовут своих призеров в двух номинациях — «Решения, связанные с нейропрограммированием» и «Решения на основе мобильных девайсов, улучшающие качество жизни». Эти стартапы наградят отдельными подарками.
В третьей подборке стартапов читатели Onliner больше всего голосов отдали за «умное зеркало» Mirror’s Edge, сервис такси Taxi Blitz и электрический скутер разработки ООО «Эко-мотас». Еще один проект получил приглашение в финал от жюри — с минимальным перевесом победил Smart Oculus. Вот как выглядит полный список финалистов Startup Battle:
Перед финалом мы спросили у членов жюри, что они думают о проектах, которые уже изучили — насколько интересные идеи, высок ли общий уровень презентаций, какова степень реализуемости проектов и так далее. Мнения у специалистов получились разными.
— Как оцениваете присланные на конкурс стартапы? Идеи, жизнеспособность продукта на рынке — насколько все хорошо или плохо?
— Большинство идей рассчитаны на определенную категорию людей, которые со временем и сформируют их жизнеспособность, — отметил Вадим Сосновский, технический директор проекта «Умный дом» компании «Huawei Беларусь». — Среди 30 рассмотренных стартапов были, пожалуй, все варианты: и голые идеи, и решения уровня Enterprise (которые сложно отнести к нашему уровню стартап-заявок), и уже работающие приложения со своими отзывами и реальными пользователями, и стартапы без какой-либо новизны, являющие собой просто реализацию уже существующего сервиса в пределах Беларуси. Отдельно я бы отметил категорию проектных заявок, основанных на уже существующей идее: заявители по какой-то причине сами не понимали либо не могли донести, чем их вариант решения задачи отличается от других, уже реализованных. Еще в каких-то заявках не была понятна стратегия для окупаемости стартапа.
Но в то же время можно отметить, что есть и довольно интересные предложения. Например, идеи, способные выделить не только какую-то сферу услуг, а глобально — нашу страну («В поисках Беларуси»), или помочь в реальной ситуации («Счастливая семья», SpotVision). Эти проекты вполне жизнеспособны. В противоположность им были и такие, о которых сложно сказать, на каком рынке они могут быть использованы. Например, в Беларуси, на мой взгляд, довольно сложно будет работать с шерингом самокатов (так как тут нужно многое предусмотреть — от защиты стоянок до предотвращения уничтожения изделий) или электроскутеров, поскольку, как известно, они могут ездить преимущественно по ровным поверхностям.
— Заметили какой-нибудь общий недостаток в презентациях, идеях? Какой информации вам не хватило при изучении стартапов?
— Тут скорее стоит отметить реализуемость идеи или ее выгоду, а также то, как команда в целом подошла к ее реализации. Например, любая идея, связанная с партнерской работой магазинов, сервисов и так далее, не имеет никаких партнеров, что ставит ее реализацию под вопрос.
Руководитель студии 4 I Lab по разработке VR-игр Михаил Юрченко тоже похвалил идеи команд: «На конкурс заявилось много интересных стартапов. Радует то, что фаундеры и команды берутся решать актуальные проблемы либо замечают реальные способы упрощения/улучшения существующих задач».
Упущением многих стартаперов Михаил назвал слабое изучение конкурентной среды и недостаточное внимание экономике проектов: «Это проблема не только проектов конкурса, но и вообще стартап-движения. Есть мнение, что „единорогами“ становятся не те, кто придумывает новое всем полезное решение, а те, кто придумывает новую удобную систему монетизации».
Директор Embedded- и IoT-практики, руководитель программы инноваций EPAM Garage Сергей Бойко прокомментировал изученные стартапы так:
— Что касается оценки проектов в целом — использую много различных методологий. В большинстве случаев это гибрид на основе теории инноваций Клейтона Кристенсена, анализа потенциала экспоненциального роста Салима Исмаила и здравого смысла.
На мой взгляд, большинство презентаций подготовлены весьма качественно, хотя стоит отметить, что не всегда понятно, зачем тот или иной продукт нужен и какую проблему он решает. Думаю, финальный питчинг поможет прояснить все детали.
Михаил Румянцев, основатель стартапа FriendlyData и участник рейтинга Forbes 30 Under 30 Europe, заметил, что проекты ориентируются на слишком маленький рынок, у них нет возможности быстрого роста (что, по версии предпринимателя Пола Грэма, является главным признаком стартапа), а также отсутствует инновационность или бизнес-модель.
В то же время Михаил уже пообщался с создателями одного проекта — говорит, пока речь об инвестициях не идет, нужно понаблюдать за прогрессом. Еще основатель FriendlyData заметил, что не хватило информации о разработчиках: «На таких ранних стадиях люди — это самый важный фактор».
Директор по развитию «железного» акселератора EnCata Петр Дудин тоже нашел характерное для многих стартапов упущение: «Идеи все неплохие, но недостаточно проработанные с точки зрения рынка (проработка конкурентов, гипотез) или презентации — многие участники не могут объяснить, о чем их проект и почему в него нужно инвестировать. Или если даже это и есть у ребят, то оно не описано в презентациях. Например, те стартапы, которые идут в HoReCa [индустрия общепита и отельного бизнеса. — Прим. Onliner], часто решают проблему потребителя, и никто не решает проблемы HoReCa».
Петр говорит, что в командах в основном программисты — это хорошо для разработки, но еще нужен предприниматель или человек, отлично знающий индустрию, под которую создается продукт.
Основатель Consensyslab и частный инвестор Владимир Сержанович в целом солидарен с коллегами: «Для бизнес-ангелов нужен трекшен и динамика развития проекта! Для западных инвесторов и акселераторов — команда. Ни в одной презентации этого нет. Но все молодцы! Все, кто пробует, вкладывает время и силы в проекты. Не обязательно первый или второй проект взлетит. Только настойчивые и целеустремленные люди, способные обучаться, добиваются успеха».
Также Владимир сообщил, что готов стать ментором проекта Mobile Discount System. Приложение собирает скидочные и клиентские карты от торговых сетей и позволяет лучше взаимодействовать с аудиторией: например, кафе рядом с вашим офисом отправит приглашение пообедать у них.
Топ-менеджер Wargaming Андрей Яранцев отозвался о стартапах положительно: «Уровень хороший, если сравнивать с аналогичными конкурсами, проходившими в Беларуси 3—5 лет назад. Но за эти годы уровень питчей/идей/презентаций в целом по миру сильно вырос, поэтому конкурировать с зарубежной стартап-тусовкой будет сложновато. Особенно расстраивает, когда авторы изначально ориентируют свой продукт на локальный рынок (Беларусь или СНГ), а не пытаются выходить сразу на весь мир».
Минусы презентаций Андрей назвал те же: нет сравнения конкурентов и описания проблемы, которую решает проект. Также топ-менеджер ответил «скорее да, чем нет» на вопрос о готовности предложить какому-нибудь стартапу свою помощь, инвестиции или менторство.
Если хотите прийти на финал Startup Battle, просим заполнить форму ниже. Количество мест ограничено, так что торопитесь. Ждем вас 9 марта с 11:00 в Minsk Marriott Hotel. Питчи начнутся в 11:30.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by