Ностальгируем по играм. Интернет как секс, палатка Ашота и «Дальнобойщики»
307
03 ноября 2018 в 9:00
Автор: Константин Сидорович
Ностальгируем по играм. Интернет как секс, палатка Ашота и «Дальнобойщики»

Публикуем первую статью от читателя Onliner в рамках конкурса на самый интересный рассказ о своем геймерском детстве или юности. В конце месяца вам предстоит выбрать лучшую работу, автор которой получит любую игру, какую захочет. Сегодня Борис расскажет, как в маленьком районном городке бродил по рынку в поисках палатки Ашота, от бедности нагло копировал игры и подсел на «Дальнобойщиков» с «Космическими рейнджерами».

Бедность, диски и Ашот

Давным-давно, когда деревья были большими, а трава — зеленой, на рубеже веков и тысячелетий, наше подрастающее поколение столкнулось с доселе невиданным вызовом — персональными компьютерами. Применяли мы их не для взлома правительственных сетей или изучения ассемблера, как учат нас американские фильмы, а по прямому назначению — играли.

Были забыты игры во дворе, прятки и казаки-разбойники, заброшены подвальные качалки, музыкальные школы и шахматные кружки. Тогда еще никто и подумать не мог о грядущем кризисе идей, игры были разными, а не десятыми частями одного и того же, а графика была не так важна: буквально после пятой минуты она начинала транслироваться прямо в мозг, минуя выпуклый мерцающий телепузик-монитор. Никому и в голову не приходило считать количество полигонов и текстур на персонаже, и никакие шейдеры и «фулл-сцен-антиальязинги» не могли заменить главное — отыгрыш, погружение в атмосферу игры и сопереживание героям.

Интернет в те былинные времена был как секс: все говорили, что он у них есть, но на самом деле очень отдаленно представляли, что это такое. А пробовать — так никто и близко не был. Поэтому новинки игровой индустрии добирались до нас с большим трудом. Главным источником новых игр в нашем районном центре стала палатка Ашота на рынке — он старался пригонять что-то свеженькое да необычное.

Диски он привозил в одном-двух экземплярах, на весь город не хватало, поэтому в каждом дворе складывалось уникальное комьюнити геймеров. Культовые игры нашего двора были абсолютно неизвестны в соседнем, и наоборот. Например, мы знали человека из соседнего двора, который дал торжественную клятву не выходить из дома до тех пор, пока не пройдет Diablo II за всех возможных персонажей. С тех пор прошло уже почти 20 лет, а я его так и не видел. Либо играет до сих пор, либо переехал куда-то. В нашем же дворе сия игра была непопулярна и по сути неизвестна.

Так бы эта идиллия и длилась, если бы наш любимый Ашотик не попал в автомобильную аварию. Весь город просто сходил с ума, маленьких глотков свежего воздуха вроде появления у знакомых нового диска, купленного в областном центре, на всех не хватало. Да и владельцы дисков резко стали жадными, всем мамки синхронно запретили делиться дисками, так что наступили печальные и мрачные времена.

Таким образом трагическая гибель Ашота дичайше простимулировала развитие интернета в нашем городке. От безысходности люди наконец решились платить огромные по тем временам деньги за подключение к чуду заграничной инженерной мысли – Интернету (с большой буквы!), который все «ворды» упорно пытались исправить на «интернат». А я лишь надеюсь, что Ашот, находясь в лучшем из миров, не держит на нас зла за то, что мы делали образы с его диска (тогда мы называли это «виртуалкой») и на следующий день возвращали или меняли его, аргументируя тем, что «не пошло». Земля пухом, Ашотик, мы не со зла, а от бедности — голь на выдумки хитра.

Заодно, раз уж затронули тему извинений, хотел бы попросить прощения у Ларисы Александровны, нашей учительницы по английскому, за то, что читали «Street Fighter» как «Стрит Фишер», а «StarCraft: Brood War» как «StarCraft: Blood War», причем Blood читали как «Блуд». Уличные рыбаки и кровавые воины снова в бою!

Jagged Alliance 2

В городе было лишь три легендарные игры, в которые играли абсолютно все владельцы ПК, – это «Герои 3», Star Craft и Unreal Tournament. Посему про них я рассказывать не буду. Да, это мощный удар по ностальгии, но, думаю, другие авторы справятся с этими славными экземплярами сами. Я хочу рассказать именно о том, что было любимо нашей маленькой компанией игроманов.

«Время мусор выносить», — флегматично заявил мой персонаж, видя в оптический прицел своей тюнингованной FN-FAL очередного гвардейца Дейдраны. Тень сжался за кустом, поправляя прибор ночного видения, а Иван за углом потянулся за гранатометом, чтобы разметать кишки врагов во славу России-матушки. Новый бой начался, Арулько будет свободной!

Что это была за игра! Никто никогда не играл в Jagged Alliance 1, были даже обоснованные сомнения в том, что игра существовала, но вторая часть стала просто недосягаемой высотой, до сих пор по-настоящему не покоренной. Достаточно примитивный сюжет: злая королева узурпировала власть в маленькой латиноамериканской Арулько, выкачивает золото и серебро из шахт и шикует, пока народ живет в бедности, да вдобавок ставит какие-то безумные эксперименты на людях.

Но насколько же глубоко были проработаны все мелкие детали! Каждая клетка на карте была уникальной, везде можно было найти что-нибудь интересное: хижину отшельника, стадо коров, брошенный автомобиль, свалку мусора... Наемники — каждый со своей историей, характером, набором навыков, любимыми словечками.

Современные игры, предлагающие псевдооткрытый мир, ничто по сравнению с миром Jagged Alliance, где прохождение может идти в любую сторону. Можно даже сдаться войскам королевы, выбраться из СИЗО на окраине столицы и попытаться захватить город блицкригом, не освобождая остальную страну. Были любители растянуть удовольствие от прохождения игры, планомерно зачищающие всю карту, сектор за сектором. Можно было ввязаться в бой с подземными монстрами с помощью стрелкового оружия и взрывчатки, а отдельные ценители находили чудо-бальзам, делающий вас невидимым для обоняния этих подземных тараканов, и зачищали все подземелья кулаками, заодно неплохо прокачивая параметр «сила». И как же обидно было иногда увидеть после всех усилий, что убитая королева мутантов оставила после себя всего парочку сгустков зеленого желе, укрепляющего броню покруче «Состава-18», хотя мы ждали получить хотя бы пять штук, а лучше больше.

Были любители прохождения игры большими группами. Я же предпочитал количество качеству и с ходу нанимал Потрошителя — лучшего бойца в игре, вдобавок философа. «Сон называют смертью» — эту фразу я не забуду никогда. Мой персонаж вместе с Потрошителем вдвоем захватывали ближайший городок — Драссен, подчиняли шахту, а потом уже на заработанные деньги мы нанимали Тень и проходили такой маленькой и дружной компанией больше половины игры. Только ближе к концу к нам присоединялись Игорь с ракетной винтовкой и Иван в шапке-ушанке.



Более дешевые наемники из MERC обучали ополчение и охраняли города, и самые интересные битвы проходили, когда какой-нибудь «Хоббит» с меткостью 67 пытался в одиночку оборонить Драссен от 20 ветеранов Дейдраны, которые за 3 хода нарубили на кусочки все синее ополчение без единого ранения. Вот тогда приходилось применять все известные тактические приемы, все виды взрывчатки и тяжелого оружия, а расход патронов был таким, что последних врагов приходилось добивать из пистолета или вообще мачете.

Об этой игре можно рассказывать часами, пройдена она более сотни раз разными способами, и всегда можно было открыть что-то новое. Глубина проработки мира и реиграбельность поражали. И до сих пор открыт вопрос, какое из слов во фразе Jagged Alliance означает «агония», а какое — «власть».

«Дальнобойщики 2»

Разбудите поклонника этой игры и спросите, какую машину он считает лучшей для дальнобойщика. Renault Magnum — будет вам ответ. Почему? Потому что она была лучшей в «Дальнобойщиках»!

Сколько километров было намотано между Южным и Приозерском, сколько автозаправок взорвано, когда хотелось покуражиться от скуки, сколько тоннелей и тупиков исследовано в горах на пути к Алмазному, чтобы сократить путь и наконец обогнать назойливых конкурентов... И это все в живом мире, со сменой дня и ночи, с ярким солнцем и проливным дождем!

Милиция, бандиты, коллеги-дальнобойщики, гоночная трасса и все это — под зажигательный саундтрек группы «Ария». Хоть он и был без слов, но так и хотелось автоматически подпевать. «Эй, тореро, сын вдовы...»  Когда какой-то щелкопер из игрового журнала (было тогда такое явление — журналы с рецензиями на игры) написал, что игра неплохая и даже музыка устаревшей «Арии» не портит впечатление, остро захотелось дать ему клавиатурой по пальцам. «Даже»? «Устаревшей»? Это была главная фишка игры!



Снова по-настоящему открытый мир. Хочешь — захватывай рынок автоперевозок в регионе. Наскучило — можно купить Storm T2310 и устроить «кармагеддон» с мафией или милицией, поиграть в догонялки с вертолетом. Подкупай мафию, чтобы придержать конкурентов, вози наркотики, постоянно боясь увидеть черный джип на встречке... Пытайся изучить местное ПДД, где за проезд на красный стреляют по колесам, а за пересечение двойной сплошной никто даже пальцем не погрозит. Все как в жизни! За это мы и любили «Дальнобойщиков».

«Космические рейнджеры 2: Доминаторы»

Игра, давшая вдохновение на написание величайшего произведения в мировой литературе после Библии — эпической саги «Жестокая Голактика». Мечта всех книжных детей восьмидесятых и девяностых, росших на классической американской фантастике, стала явью: заводим двигатели космического корабля — и вперед, в неизведанные глубины космоса! Вселенная, живущая своей жизнью. Не скриптами, ожидающими, когда ваша нога пересечет невидимую линию, а просто существующая и развивающаяся по собственным законам, и лишь ваше решение — принять активное участие в этой жизни или спрятаться в далекой системе от злых доминаторов, скромно перевозя батон между планетами.

Свобода, свобода... Стать пиратом и потрошить торгашей? Стать героем и освобождать системы от доминаторов? Скромно торговать? Сесть в тюрьму? Проходить зубодробительные квесты? Миллион путей открыт — выбирать только игроку.

Шикарный юмор — возможно, шутки про «маздай» и гопников уже не слишком актуальны в 2018-м, но на тот момент это было очень актуально и свежо. Квесты, текстовые задания от разных рас, по маленьким кусочкам раскрывающие вселенную, космические бои, наземные бои, хитрый и изворотливый AI пиратов и торговцев, норовящих украсть дорогущий доминаторский лазер у вас из-под носа, стоит вам только освободить систему… Все это было приправлено отличной графикой и красивейшей анимацией, поэтому реиграбельность была практически бесконечной. А на высоких уровнях сложности доминаторы могли захватить всю галактику, и игра автоматически считалась проигранной, так что нужно было не зевать!



Sid Meier’s Alpha Centauri/Alien Crossfire

«Парень наш туз — козырный киборг. Девки липнут к нему — ну прямо беда. Но стоит взглянуть туда, где устройство, как девки смываются все без следа».

В конце первой и второй «Цивилизации» одна из наций могла победить, отправив космический корабль на Альфу Центавра. Но что же было дальше? «Цивилизации» на этом заканчивались, и начиналась Alpha Centauri и ее расширенная версия — Alien Crossfire.

Ни до этой игры, ни после Сид Мейер и компания Firaxis не выпускали настолько многогранной и глубокой игры. Последние части «Цивилизации»? Не смешите меня. Того, что было в «Альфе Центавра», не было нигде.

Настоящая ядерная бомба, не делающая просто «пук» и уменьшающая население города, а аннигилирующая часть континента, где она была взорвана, со всеми городами и юнитами? Есть. Тектоническая ракета, создающая острова в океане? Дайте две. Не беспомощные фермеры с палкой-копалкой, а терраформеры, меняющие ландшафт, создающие горы, соединяющие континенты, опускающие на дно вражеские острова? Присутствуют. Модульная система, позволяющая создать юнит с любыми характеристиками, даже самыми безумными, на месте! Более 32 000 потенциальных юнитов, и все ограничено лишь фантазией. Антигравитационный терраформер? Легко. Колониальный отсек с такой защитой, что пять атакующих солдат бесславно погибнут, так и не сумев ее пробить? Их есть у нас. Пехота с запрещенным во всем мире газовым оружием? Надо — сделаем, заодно будет бунты подавлять. И многое-многое другое.

Шпионаж, воровство технологий, диверсии, создание экологической катастрофы у границы с противником, подкуп, разжигание бунтов, предательские нападения, агрессивные местные формы жизни, метеоритные дожди, уничтожающие спутники, внезапные вулканы, глобальное потепление и планетарный совет, не желающий с ним бороться, наглые соседи, требующие деньги и технологии в обмен на вашу жизнь... Эта игра — «Цивилизация» в квадрате или даже в кубе. Здесь нет глупых рамок, в которые впихнута оригинальная игра, строить свою цивилизацию на другой планете оказалось в десятки раз интереснее, чем на Земле. Жалко, что недавний ремейк оказался пустышкой, а с ним связывали столько надежд...



Есть еще много-много игр из нашего далекого детства, заслуживающих не меньшего внимания. Это и первая часть Hitman, за которым пролетали сутки за сутками в попытках совершить максимально чистое убийство. Это мрачный Max Payne, где атмосфера и сюжет были не менее крутыми, чем геймплей. Это недооцененный Sacrifice, в который играли единицы, но те, кто играл, никогда не забудут эти разнообразные красочные миры и странных существ. Это Medal of Honor с тогда еще не набившей оскомину темой Второй мировой войны. Disciples 2 — очень сильный конкурент третьим «Героям», не набравший такой невероятной популярности, но тем не менее имевший своих поклонников. Это трешевый и абсурдный Postal 2 — и за счет этого смешной. «Мясной» Serious Sam… И ряд других достойнейших примеров. О величии игровой индустрии начала нулевых можно книгу написать, а не просто статью, и поразиться стерильности игровой индустрии настоящего.


Мы ждем ваших воспоминаний о самых интересных компьютерных играх. Автор лучшей статьи в этом месяце получит игру — на диске или в виде кода с доступом. С подробными правилами конкурса можно ознакомиться здесь.

Ребята, которые прислали нам работы, но не увидели их сегодня, — не отчаивайтесь, ваши рассказы продолжают участвовать в конкурсе и, возможно, будут опубликованы позже.

Компьютерные игры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович