Тема с ностальгией по 1980-м или 1990-м сегодня хайповая — культовые режиссеры пытаются повторить успех своих легендарных картин, а дизайнеры весело подмигивают временам 30-летней давности. Свой кусочек ностальгического пирога пытаются отхватить и игровые вендоры, наладив выпуск древних консолей на новый лад. Как тут не поддаться ажиотажу и не вспомнить десятку лучших, по мнению автора, проектов для NES (она же Dendy), в которые, к слову, можно поиграть прямо сейчас хоть на компьютере, хоть на смартфоне.
Для любых современных платформ хватает программ-эмуляторов NES, да и недостатка в самих играх нет — только бери и играй. Если вдруг вы захотели тряхнуть стариной и уже скачали эмулятор, самое время помочь вам вспомнить, с чего начать.
Обойтись без самой-самой игры никак не получится. О «Супер Марио» слышали все, даже те, кто никогда не видел ни одной игровой консоли и понятия не имеет о жестоком противостоянии сантехника и черепаходракона. Популярность игры вышла далеко за пределы геймерского сообщества, а название проекта давно стало нарицательным.
А уж если у вас был клон NES в виде Dendy или «Сюбора», то Super Mario Bros. наверняка была одной из первых ваших игр. Все потому, что она почти всегда шла в «стартовом» картридже, причем зачастую была самым достойным из всех представленных там проектов. Звуки и музыка из этой игры теперь наверняка сидят в подкорке у геймеров со стажем.
Сегодня кажется невероятным, но «Супер Марио» можно пройти всего-то за полчаса. Этому, правда, предшествовали многочасовые тренировки, потому что игра не из легких и, конечно же, с ограниченным количеством жизней. Игровой процесс при этом незамысловатый и особым разнообразием не отличается. Знай себе беги вперед, ешь грибы, расти, собирай монетки и прыгай на злодеев.
Super Mario Bros. постоянно признают одной из самых значимых игр в истории, а водопроводчик даже стал символом Nintendo. И все же, ни в коем случае не приуменьшая значимость проекта, отметим, что в плане геймплея для NES вышло много более удачных и интересных игр, чем «Марио».
Взять, например, вот эту игру про кота Феликса, первый уровень которой очень похож по стилю на «Марио». Но по разнообразию игровых механик сантехник с котом не сравнится. Разрабатывали Felix the Cat, кстати, авторы культового Bomberman.
Одноименный мультик на просторах бывшего СССР показывали где-то в первой половине 1990-х вместе с «Настоящими охотниками за привидениями». Не удивительно, что у нас игру приняли на ура, ведь кот на экране был точь-в-точь как по телику, да еще цветной! Но главное, что это не была халтура, кое-как сварганенная по мотивам популярной франшизы. Нет, «Кот Феликс» стал одной из самых крутых игр для 8-битной приставки.
Проект пленял возможностью трансформации героя. Аналогичная идея была заложена в Super Mario Bros., но здесь ее довели до совершенства, разнообразив за счет разных миров и условий. Например, на суше Феликс мог садиться в автомобиль и танк, в небе отказывался от зонтика в пользу воздушного шара или самолета, под водой усаживался в подводную лодку, а еще были дельфины и космический корабль!
Вскоре после релиза на NES игра вышла на карманной консоли Game Boy, так что если ваши родители были денежными мешками, то познакомиться с котом Феликсом вы могли сразу в мобильном формате.
Какая еще Battle City? Эту игру все знали и знают как «Танчики». Да-да, они самые, настоящие, а не World of Tanks. Сверхпопулярный проект, один из пробивных тайтлов для только-только появившейся NES.
Невероятно, но уже тогда было придумано и реализовано разрушаемое окружение. Ах, как приятно было крушить кирпичные препятствия! А уж если прокачать танк как следует, то расстрелять можно было даже бетонные преграды. Только кусты бесили, потому что ничего с ними не сделаешь, зато танки противников они скрывали в самый неподходящий момент.
Но самое крутое в «Танчиках» — режим игры для двоих. Берешь школьного друга, усаживаешь его за панель управления, то есть просто даешь пульт, и разгоняешь вражескую гадину по двум фронтам, одновременно стараясь первым забрать рандомно выпадающие бонусы. Красота!
Играть в Battle City можно было бесконечно. Никаких вам сюжетов, сказок и прибауток. Вот танк, вот штаб, вот квадратное поле с препятствиями и врагами — вперед, боец! После примерно трех десятков уровней все начиналось заново, но с более «жирными» противниками. И как это только не надоедало?
Еще одна бесспорная легенда, с которой ассоциируется «Денди». Хотя справедливости ради заметим, что изначально Contra появилась на аркадных автоматах — таких огромных штуковинах размерами с холодильник, что стояли в супермаркетах или специальных игровых клубах. Но меньше чем через год Konami выпустила версию Contra для 8-битной консоли, причем это был не простой порт, а фактически другая игра с большим количеством нового контента.
В детстве никто особо не пытался вникнуть в сюжет «Контры». А ведь в игре речь идет о целом инопланетном заговоре. Прибывшие на метеорите пришельцы грозятся уничтожить Землю через подконтрольную организацию «Красный сокол», и только бойцы элитного спецотряда могут остановить наглых инопланетян вместе с их приспешниками.
В реальности две пары детских рук хватали джойстики и на пару шли мочить всех, кого видели на экране лупатого телевизора. До конца редко кто доходил, хотя игра при удачном стечении обстоятельств проходится минут за 20. Однако по насыщенности экшена и полученных впечатлений любой современный боевик выглядит нудным лузером.
Круче всего было как можно скорее выловить «S» из пролетающего по воздуху «бочонка» и расстреливать врагов веерно разлетающимися снарядами. А вот лазер мне как-то не очень нравился — площадь поражения не такая обширная. Потом еще была Super Contra, но она зашла уже не так весело, как предшественник.
Одна из самых красивых игр на NES, если не самая красивая! Тогда казалось, что графика здесь наконец-то доросла до уровня мультиков, а пикселей, как мы тогда сами себя убеждали, совсе-совсем не видно. Только плавная анимация, почти 3D и симпатичный антураж.
Прикол в том, что большинство обладателей «Сюборов», Dendy и прочих клонов NES играли в пиратский порт «Аладдина» с приставки Super NES. Рукастые корсары пошаманили над оригиналом, убрали лишние красоты, вырезали почти всю музыку и таким образом порадовали владельцев «восьмибиток». Несмотря на это, вышла одна из самых запоминающихся игр — пусть почти без саундтрека, но с анимацией, которая тогда казалась сверхвысокотехнологичным чудом.
На этом приколы с «Аладдином» не заканчиваются. Дело в том, что под одинаковым названием практически сразу вышли две официальные игры от двух разных разработчиков: Capcom старалась для Super NES, а Virgin Interactive — для Sega Mega Drive и кучи других платформ (включая NES!). Неразбериха получилась знатной, но в наших краях была распространена как раз пиратка на базе «капкомовской» игры.
Примечателен «Аладдин» был не только продвинутой графикой, но и геймплеем. Тот редкий случай, когда игра по фильму/мультфильму не подкачала. Помимо стандартных для жанра «убей их всех» и акробатики, здесь есть полеты на ковре, статичные и двигающиеся экраны, плюс разнообразно оформленные уровни.
Да уж, японская Capcom тогда была в ударе, ведь чуть ли не каждая ее игра становилась хитом. В 1989 году компания выпустила для NES проект Duck Tales, основанный, как понятно из названия, на мультсериале «Утиные истории». С таким бэкграундом успех был обеспечен.
Помимо любимых героев, популярность игре обеспечили секретные бонусы и локации, которые еще надо было поискать. Игровой процесс для платформера обычный, основанный на постоянном движении и прыжках, но фирменная клюка Скруджа придает некий особый колорит всему происходящему на экране.
Спустя четыре года выходит продолжение, да какое! Здесь была похорошевшая графика и звуки, а также возможность нелинейного прохождения уровней. Причем чтобы пройти игру полностью, вдоль и поперек, собрав все бонусы, уровни можно (и нужно!) было проходить по несколько раз.
Мне больше всего запомнилась как раз вторая часть «Утиных историй», хотя более хитовой считается первая. Наверное, потому, что за границей Duck Tales 2 вышла уже на последнем издыхании NES. У нас же был самый расцвет «восьмибиток».
Вот, снова Capcom. И снова — одна из самых лучших игр для «Денди», точнее даже две игры. «Чип и Дейл» удивительно четко попали в мультипликационный образ. Даже музыка была точь-в-точь как в сериале. А как классно переданы характеры всех героев, от второстепенных до главных. И для Вжика место нашлось!
В игровом плане у Chip 'n Dale была интересная концепция с использованием окружающих предметов. Бурундуки, как известно, не умеют стрелять, зато подбирать и швырять всякие ящики, бомбы, гайки и прочую мелочевку — это всегда пожалуйста. Легкие головоломки с использованием тех же ящиков только добавляли разнообразия.
Вторая часть стала больше и объемней, значительно улучшилась графика, появились новые возможности, но в целом игровой процесс не изменился.
Кстати, фанатская сила «Чипа и Дейла» была столь сильной, что полюбившие старую игру ребята взяли и создали ее продолжение для компьютера. Визуально игра — полная копия оригинала, даже спрайты те же, но геймплейно стало сложнее из-за большого количества «головоломок» а-ля «построй трамплин, чтобы перепрыгнуть пропасть».
«Черепашек-ниндзя» на NES было три части, и все три — потрясающие. Мéста в рейтинге достойны они все, но если все-таки выбирать, то предпочтение отдам третьей серии. Потому что в ней было идеально всё — от сочных звуков до продуманной боевой механики.
Третьи «Черепашки» не давали заскучать, потому что кардинально менялись каждые пять минут. Вот ты идешь по пляжу, потом серфишь по воде, а вот палуба корабля, разрушенный мост, городской парк, вокзал, лифт! Разнообразие так и прет, причем игра не переусложнена, но по сравнению с приставочными проектами тех времен длится очень долго.
Проходить Teenage Mutant Ninja Turtles 3 можно было как минимум четыре раза, за Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и Донателло. У каждой черепашки — свое оружие, отличающаяся тактика ведения боя и специальная суператака (хотя я всегда играл за Донателло с боевым посохом).
Поговаривают, что Konami встроила в игру хитрую систему защиты. В итоге на пиратских картриджах ее было невозможно пройти до конца, потому что главный босс, Шреддер, становился неуязвимым. Так это или нет, уже не помню. Скорее всего, до конца эту великолепную игру я так и не прошел.
Боевые жабы! Была ли лучше хоть одна игра на NES? Да, была, но только одна, о которой ниже. Кстати, Battletoads and Double Dragon разрабатывала та же студия, которая сейчас «допиливает» Sea of Thieves. Что ж, четверть века назад у ребят получалось намного лучше.
И снова разнообразие. Помню, когда дошел до уровня, где жаба пересаживается в космический корабль и переходит на уровень с космическими баталиями, у меня отвисла челюсть: «Что, и так тоже можно?!» Оказывается, можно и так, и эдак, и совсем по-другому.
Разработчики даже использовали нечто вроде псевдо-3D, когда передвигаться можно было по двум осям, вперед-назад и вверх-вниз. Часто надо было следить за тенью летающего врага, чтобы вычислить место, с которого его можно достать. Сочные удары, забавные жабы (можно было играть за людей, но зачем?), тотальное разнообразие — вот и всё, что надо для хита всех времен.
Заметно, что Battletoads and Double Dragon концептуально взяла в качестве образца для подражания более ранних «Черепашек-ниндзя». Разработчики и сами не скрывали, что противопоставляют своих боевых жаб черепахам в качестве соперников. Получилось настолько хорошо, что даже чуть-чуть лучше «Черепах».
Это сейчас серия Metal Gear превратилась непонятно во что, а на заре своего рождения она стала одним из самых заметных событий в игровой индустрии. Проект считают родоначальником жанра стелс-экшен, причем долгое время никто и близко не мог к нему приблизиться ни по глубине погружения в процесс, ни по проработке мира, ни по тактическим возможностям.
Солдат Солид Снейк проникает на базу противника, где, желательно тихо и не попадаясь на глаза врагам, должен найти и уничтожить супероружие — танк Metal Gear. По мере прохождения мы находим оружие, боеприпасы, экипировку, заложников и предметы, которые помогают добраться до цели. Например, с противогазом можно перейти отравленные газом места, вражеское обмундирование позволяет прикинуться вражеским офицером, миноискатель сохранит жизнь на минном поле, а компас укажет верную дорогу.
Игра сложная и требовала не только вдумчивого прохождения, но также интуиции. Многие, например, вручную подбирали пароли для закрытых дверей и аккуратно записывали их в тетрадь. Сама игра на подсказки крайне скупа, зато какой был восторг, когда ты доходил до пустыни со скорпионами и с десятого раза додумывался экипироваться компасом, чтобы выйти из нее.
Оригинальная Metal Gear сначала появилась на компьютерах, но совсем скоро была портирована на NES. В отличие от оригинала, получилось чуть проще. Так, консольная версия лишилась финального босса. Но удовольствие от игры это ничуть не портило.
Конечно, для NES вышло отнюдь не десять хитовых игр. В сегодняшнем рейтинге автор ориентировался на собственные воспоминания и впечатления, которые вряд ли полностью совпадут с вашими. Поэтому не стесняйтесь делиться в комментариях собственным 8-битным топом.
Ретроконсоли в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Какая-то дичь на нашем Telegram-канале
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by