За последние два года о SkyWay Анатолия Юницкого мы писали не раз. Автор технологии струнного транспорта даже успел обидеться на Onliner.by, подать на нас в суд и проиграть дело. Недавно компания отпраздновала очередной год работы в Беларуси, мы же продолжаем внимательно следить за проектом. Что сегодня происходит с высокоскоростным транспортом Юницкого?
Напомним, в теории SkyWay — это некая железная дорога, рельсы которой, во-первых, обходятся без шпал, а во-вторых, приподняты над землей на бетонных опорах. Рельса-струна представляет собой пучок предварительно напряженных натяжением стальных проволок, помещенных в заполненный бетоном корпус.
Идея прорабатывается уроженцем Гомельщины Анатолием Юницким почти 40 лет. Главные постулаты белорусского инженера следующие: струнный транспорт безопаснее, экологичнее, быстрее (упор делается на скорость 500 и более км/ч) и в десятки раз дешевле всего того, что существует сейчас.
Под Марьиной Горкой который год ведется строительство тестовой трассы, которая должна наяву продемонстрировать перечисленные выше достоинства проекта. Деньги на все собирают с обычных людей, которым взамен их взносов обещают то ли акции, то ли доли в компании, а также когда-нибудь — богатство, счастье и светлое будущее для внуков. Подробнее о проекте можно почитать в наших предыдущих статьях — здесь, здесь, здесь и здесь.
Долгое время Анатолий Юницкий мечтал заручиться поддержкой белорусских научных организаций. Так, в 2016 и 2017 годах полигон в Марьиной Горке посещали ученые: специалисты Национальной академии наук Беларуси изучали вопросы возможности и целесообразности реализации данного проекта. В прошлом году академики осторожно высказались о недоказанной жизнеспособности SkyWay и необходимости провести детальную независимую экспертизу с привлечением НАН.
Нам, как и многочисленным инвесторам, было очень интересно, к каким же выводам пришла экспертиза. Разочарование неожиданно напало из-за угла — оказывается, больше никаких научных исследований проекта не проводилось.
Мы направили в НАН вопрос: «Проводили ли специалисты Национальной академии наук за прошедший год (в период с августа 2017 года по август 2018 года) исследование проекта струнного транспорта SkyWay, участвовали ли в его опытных испытаниях? Если да, то к каким выводам пришли специалисты?»
«Необходимости в дополнительном детальном рассмотрении проекта ЗАО „Струнные технологии“ в 2017—2018 гг. не возникало»,— последовал ответ.
При этом Анатолий Юницкий очень хотел получить для своей компании статус научной организации. Но не срослось. Инженер обиделся: «Национальная академия наук Беларуси дважды отклонила нашу заявку на получение статуса научной организации под предлогом „натянули веревочку и по ней поехали — какая же здесь наука?“ Хотя науки у нас больше, чем в некоторых научно-исследовательских институтах академии».
В НАН нам пояснили, что ЗАО «Струнные технологии» действительно дважды подавало документы, в которых пыталось обосновать некий «вклад в науку и социально-экономическое развитие страны». Видимо, вклад оказался не слишком весомым: «По результатам рассмотрения большинством голосов комиссия приняла решение об отказе в аккредитации на статус научной организации».
Но тянет Анатолия не только к белорусским, но и к другим ученым, лишь бы они были официальные. Проект SkyWay давно и прочно связывают сложные отношения с российским Институтом пути, строительства и сооружений. Когда-то специалисты этого учреждения тщательно исследовали проект струнного транспорта и пришли к выводу о его несостоятельности. Юницкий, однако, не оставил попыток добиться расположения влиятельного в транспортной сфере института и относительно недавно попробовал прочитать там нечто вроде лекции. Закончилось все скандалом.
Оппонентом академика РАЕН выступил доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Строительная механика», почетный транспортный строитель и советник Российской академии архитектуры и строительных наук Владимир Зылев.
— В Беларуси серьезные финансовые потоки идут. Там не анимация, там настоящие вложения. Там, с моей точки зрения, выстраивается что-то похожее на очень хорошую финансово-техническую пирамиду.
Во-первых, те деньги, которые простые доверчивые люди вложили в это дело… Я не знаю, когда они эти деньги получат обратно. Инвестиции? Я в этом очень-очень сильно сомневаюсь. Во-вторых, я думаю, что наш институт сделает очень большую ошибку, если возьмет это дело под свое крыло и будет курировать, возьмет на себя ответственность за те решения, которые там получены. Потому что это все абсолютно нежизнеспособно, — уверен Владимир Зылев.
По словам профессора, в SkyWay не предоставляют расчетов того, сколько будет стоить струнный рельс, сколько средств потребуется, чтобы поднять и спустить людей с высоты, во сколько обойдутся априори дорогостоящие анкерные опоры, как отразится на стоимости проекта необходимость забивать сваи с неминуемым разрушением существующих коммуникаций.
«С моей точки зрения, выстраивается что-то похожее на очень хорошую финансово-техническую пирамиду»
Но то экономика, а ведь есть еще и ключевые технические аспекты. По словам Владимира Зылева, сделанные в институте расчеты показали, что уже на скорости 160 км/ч при проезде через анкерную опору кабинка получит ускорение, которое испытывают летчики при выполнении фигур высшего пилотажа.
Автор идеи струнного транспорта дальше терпеть не стал и, как это уже бывало не раз, прибег к помощи оскорблений. На высказанные замечания Анатолий Юницкий послал профессора читать его монографию, выразив при этом уверенность, что тот не поймет размещенных там формул. В конце концов автор SkyWay заявил, что институт, где он оказался, и не институт вовсе, а «интернат для умственно отсталых детей».
С момента появления Анатолия Юницкого в Беларуси прошло несколько лет. Увы, но по сути за это время ничего не изменилось. «До сих пор ни одного участка „дороги будущего“ с хотя бы одной из заявленных характеристик не построено» — эту фразу приходится писать вот уже третий год подряд.
«Зачем делать идеально ровный путь, если ничего не изменяется с точки зрения комфорта? Более того, когда идет вот такое волнистое движение, на самом деле это лучше для человека»
Вместо анонсированных «идеально ровных путей» заметны сгибающиеся под тяжестью кабинок рельсы. О заявленных скоростях футурологам остается только мечтать (судя по многочисленным доступным в сети роликам, скорость самых шустрых кабинок хорошо если достигает 40 км/ч, какие уж тут 500 км/ч). О безопасности тоже говорить не приходится, ведь у «самого безопасного в мире транспорта», который так нигде и не приняли в эксплуатацию, в портфолио уже есть серьезная авария с пострадавшими.
В SkyWay, вероятно, понимают, что получается далеко не то, что было обещано. Поэтому на самые острые вопросы сотрудники компании всегда готовы ответить. Нет высоких скоростей? Что ж вы хотели, если трасса короткая! «Струны» провисли? Так тесты ж идут! Рельсы вдруг не «идеально ровные» и кабинка болтается? А это и вовсе с заботой о вашем здоровье сделали! Вот как, например, Анатолий Юницкий комментирует этот момент:
«Зачем делать идеально ровный путь, если ничего не изменяется с точки зрения комфорта? Более того, когда идет вот такое волнистое движение, на самом деле это лучше для человека. Объясняю почему. Если человек будет сидеть годами на диване, он долго не проживет, это ж понятно. Но если он будет ходить годами, он будет жить долго. Почему? Потому что когда человек идет… При шаге туловище и голова опускаются — это и есть колебание. Причем опускается на 50—60 мм с частотой 1—2 Гц — это оптимальная частота, при других частотах, больших, человек плохо себя чувствует. То есть одно-два колебания в секунду.
Дык это как раз, хи-хи, длина ж пролета. При скорости 20 метров в секунду это 72 км/ч, это примерно такие частоты будут, да? То есть у пассажира будут ощущения, что он не едет, а идет. И это лучше, чем он будет сидеть неподвижно. То есть это не только дешевле, потому что не надо сильно натягивать струну и так далее, да? А еще полезно для здоровья пассажира. Ему спортом надо меньше заниматься, он проехал и фактически сделал физзарядку, вот в чем дело».
Или вот проект в Австралии, о котором «инвесторам» SkyWay любили много и часто говорить год-два назад. В последнее время риторика о заинтересованности экс-главы Департамента транспорта Южной Австралии Рода Хука в струнном транспорте поутихла. Почему? Где тот самый «первый проект» в стране страусов и кенгуру, разговорами о котором так долго массировали кошельки преданных вкладчиков?
Анатолию Юницкому не впервой отвечать на неудобные вопросы: «Там все сильно зарегулировано, и готовы на адресный проект только за наши деньги!»
Но свои версии провала «первого проекта» есть и у Австралии, и у самого подзабытого Рода Хука. Пожилой экс-чиновник рассказал, например, что у Анатолия Юницкого появились сложности с получением визы на зеленый континент. Более емко и конкретно высказался местный политик Крис Пиктон, увидевший в SkyWay «прикол на День дураков».
Зато теперь у академика РАЕН новый ориентир. Черт с ней, с Австралией, ведь есть Объединенные Арабские Эмираты с шейхами!
О том, что SkyWay берет курс на ОАЭ, Анатолий Юницкий объявил на недавнем «Экофесте» в Марьиной Горке. О технических нюансах струнного транспорта там речи почти не шло. Говорили все больше о финансировании, Илоне Маске и Hyperloop (оказывается, пассажиры «просто сварятся вкрутую или всмятку», а вакуумную трубу 40 лет назад первым нарисовал Юницкий), заводах в космосе, спортивном электромобиле, некоем общепланетарном транспортном средстве (оценка интеллектуальной собственности — 9,6 триллиона долларов, скинуться должно все человечество, срок окупаемости — мгновенный) и «криптовалюте на технологии блокчейн».
Развлечения ради гостям показывали «первый в мире дрон с грузоподъемностью в тонну». Тонну, правда, так никто и не поднял, да и сам «дрон» взлететь не смог. Возможно, потому, что оказался стареньким вертолетом Ка-26, ради высокотехнологичности выкрашенным вместе с окнами в синий цвет. К слову, такая списанная машинка стоит около 40 тысяч долларов.
Но все это присказка для того, чтобы рассказать о новой цели — ОАЭ. Вот уж там точно сделают струнный транспорт с заявленными характеристиками. Почему все-таки не в Беларуси? Подводка к объяснению передислокации такая: в нашей стране SkyWay приняли плохо, министр транспорта назвал Юницкого «преступником», Национальная академия наук так и не признала заслуг.
— Думаете, в Беларуси нас встретили лучше (чем в Литве. — Прим. Onliner.by)? На самых читаемых электронных СМИ вышли серии заказных статей, в которых SkyWay называли финансовой пирамидой, сам экотехнопарк — потемкинской деревней, и призывали со мной разобраться, — заявил идеолог SkyWay.
Один небольшой абзац, но так много неточностей, что лишний раз вынуждает настороженно относиться к любым заявлениям представителей компании. Взять те же «заказные статьи», о которых авторам струнного транспорта известно гораздо больше, чем нам. Вспомнились рекламные материалы на Tut.by (коллегам, впрочем, тоже досталось за последующие тексты), в «Комсомольской правде», «Звяздзе», в журнале «Дело», на сайте Myfin.by. О проекте писали много и позитивно на БЕЛТА, в газетах «Союзное вече» и «Деловая газета», журналах «Большой» и Office Life, официальном издании «Белавиа» OnAir, на сайтах «Про бизнес», «Ежедневник», «Интерфакс», «Беларусь сегодня», даже по СТВ и БТ несколько раз показывали!
Но, наверное, поддержки SkyWay все-таки не хватило. После России, Австралии, Литвы и Беларуси настало время Объединенных Арабских Эмиратов. Теперь им предстоит принять у себя очередной тестовый комплекс. Уедут ли туда все сотрудники? Пока сложно сказать, потому что Анатолий Юницкий пообещал — тестовый полигон в Беларуси останется. Но, учитывая цену всех предыдущих обещаний, безоговорочно верить мы бы не стали.
Ведь раньше вкладчикам «уже точно» обещали строительство струнных дорог в Индии, Индонезии, Австралии, Беларуси, швейцарской деревне. Или почему бы не в Перу? Недавно в Марьину Горку к SkyWay приезжал дружить Клаудио Алехандро Солла Суарес, глава компании Nueva Lima. Там тоже любят много обещать, снимать футуристичные ролики, хвастаться предварительными заказами и привлекать деньги «инвесторов», только не на дороги будущего, а на города будущего. Однако Анатолий Юницкий обнулил все прежние «достижения»: объявлено, что очередной «самый первый» адресный проект стартует в ОАЭ. Интересно, какая следующая страна стоит в очереди на почетное звание «самой первой»?
Может, ну его этот струнный транспорт, космос и прочие спасения человечества? Дорого и не получается. А ведь каждому так хочется отдохнуть на старости лет, попариться в баньке, рыбешку половить, а если еще и денег на этом можно заработать — вообще красота!
«Инвесторы» SkyWay в восторге — на днях академик РАЕН пригласил всех в свое крестьянское (фермерское) хозяйство со скромным названием «Юницкого». Сто гектаров, половина из которых — взятое в аренду у государства озеро. По словам инженера, в водоем вложили 500 тысяч долларов.
Гражданам обещают культурный отдых. Путевка на водоем с возможностью выловить 3 кг рыбы — 15 рублей, беседка с мангалом — 10 рублей, прокат удочки — 2 рубля, подставка для нее — бесплатно. Есть баня, домики, курочки и поросята, скоро грозятся открыть контактный зоопарк.
Планы податься в фермеры у Анатолия Юницкого, судя по выписке из единого госрегистра юрлиц и ИП, зародились давно, аккурат к оформлению мечты об опоясывающем Землю струнном транспорте. Фермерское хозяйство он пытался обустроить еще в 1992 году. Но что-то не срослось. Возможно, не хватило денег.
Сейчас с финансовой стороной дела все в порядке. Да и планы помасштабнее. «Будет кафешка, отель, — говорит академик РАЕН и добавляет: — Я хочу, чтобы поехали рыбаки». К делу подошли серьезно. В местных газетах напечатали объявления, в интернете появилось несколько роликов, где Анатолий Юницкий зазывает: «Приезжайте ко мне на озеро, на рыбалку!»
С редакцией Onliner.by связался Павел, который в качестве инженера работал над проектом SkyWay (он предоставил копию трудовой книжки). Мужчина долго сомневался, стоит ли устраиваться в компанию с такой репутацией, но в конце концов решил попробовать.
— На третий день работы появилась мысль — куда же я попал?.. Увидел я не самые инновационные разработки в мире, а самый инновационный в мире бюрократизм и подхалимаж.
По словам Павла, в основном в компанию приходят люди с небольшим опытом, не имеющие за плечами сколь-либо серьезных проектов. Кроме них встречаются «искатели приключений» и доверчивые люди, верящие в идеи струнного транспорта.
— За время работы у меня сложилось впечатление, что за деньги инвесторов стараются создать некий продукт, похожий на то, что показывают в роликах, статьях и на плакатах. Все для того, чтобы выбить с людей еще больше денег. На заявленные обещания в 500 км/ч и трассы в сотни километров между городами никто не ориентируется. Не было четких требований ни к подвижному транспорту, ни к трассам, ни к общему функционированию систем. У инженеров нет понимания, что им делать, и часто они лишь стараются «изобразить работу».
Павел заверил, что никто не задумывается и над вопросами безопасности. Как эвакуировать людей в случае экстренных ситуаций и аварий? Как будет проходить регулирование и оповещение? Никого эти и многие другие важные вопросы не интересовали. Зато были другие задачи.
«За время работы я понял, что никакими передовыми технологиями здесь и не пахнет, а пахнет дутым мыльным пузырем»
— Как мне показалось, работников больше волновало строительство фермерского хозяйства Юницкого. Оно очень активно развивается. Особое внимание уделяется домикам. Домик — это условно, на деле строятся полноценные загородные коттеджи. Они там на жаргонном языке внутри организации делятся на домик «племянника», домик «Юницкого» и других приближенных к «императору». Грамотные инвестиции.
Павел отметил, что при разработке «самых передовых» технологий использовалось недорогое оборудование. Ни одного полностью готового решения или продукта, который можно запускать в производство, так и не появилось.
— Взять грузовую эстакаду… Планировалось разбить ее на три участка, каждым из которых отдельно управляют спрятанные в будки люди. Все это хотели преподнести как работу всего комплекса. Снова все нацелено на одну-две делегации, которым надо хоть что-то показать, чтобы выбить денег...
Если подвести итог, то за время работы я понял, что никакими передовыми технологиями здесь и не пахнет, а пахнет дутым мыльным пузырем и пора бы уже делать ноги.
Спустя три дня после «Экофеста» компания Илона Маска SpaceX впервые отправила в космос «подержанную» ракету Falcon 9 последней модификации под названием Block 5. Инвесторы SkyWay в эти же дни активно публиковали в интернете картинки старого вертолета и видео с катанием на аттракционе «Паровозик».
Ликвидация предприятий в каталоге услуг Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by