Мы не раз писали про обосновавшийся в Беларуси проект SkyWay, идейный вдохновитель которого даже успел обидеться на Onliner.by, подать на нас в суд и проиграть дело. Тем не менее может сложиться впечатление, что струнный транспорт и люди, за ним стоящие, продолжают активно действовать, в том числе и в нашей стране. В крупных и не очень крупных отечественных СМИ регулярно появляются рекламные материалы о SkyWay, которые немедленно преподносятся «скайвейцами» как факт некоего очередного «признания». Что ж, во время и после суда мы не сидели сложа руки и продолжали тщательно присматриваться к этому проекту. Узнавая все новые и новые факты, сначала то и дело удивлялись, а потом привыкли.
Напомним, в теории SkyWay — это некая железная дорога, рельсы которой, во-первых, обходятся без шпал, а во-вторых, приподняты над землей на бетонных опорах. Рельса-струна представляет собой пучок предварительно напряженных натяжением стальных проволок, помещенных в заполненный бетоном корпус.
Идея прорабатывается уроженцем Гомельщины Анатолием Юницким почти 40 лет, и у ее автора есть ответы практически на любые вопросы. Главные постулаты белорусского инженера следующие: струнный транспорт безопаснее, экологичнее, быстрее (упор делается на скорость 500 и более км/ч) и в десятки раз дешевле всего того, что существует сейчас. Красиво, но до сих пор ни одного участка такой «дороги будущего» с хотя бы одной из заявленных характеристик не построено.
Зато деньги на SkyWay собираются годами. В качестве «спонсоров» (в SkyWay их предпочитают называть «инвесторами») выступают обычные люди, которым обещают то ли акции, то ли доли в компании, а также когда-нибудь — богатство, счастье и светлое будущее для внуков. Подробнее о проекте можно почитать в наших предыдущих статьях — здесь, здесь и здесь.
Любой проект — это в первую очередь люди, которые за ним стоят. По нашей информации, год назад над SkyWay работали не меньше 180 человек, а сегодня, скорее всего, еще больше. Давайте взглянем хотя бы на несколько заметных апологетов проекта. Анатолию Юницкому мы посвятили ряд статей, а вот многие другие интересные люди остались без внимания. Исправляем это недоразумение.
Рубен Меджлумян, он же Рубен Фишерман. В недавнем прошлом — активный участник МММ-2011 и, по словам тех, кто ссылается на хорошее знание «пирамидного бизнеса», едва ли не правая рука Сергея Мавроди. С 2014 года Рубен начинает активно участвовать в семинарах и вебинарах, посвященных SkyWay, а также снимает псевдоразоблачительные видео с названиями вроде «Скайвей пирамида skyway развод РАССЛЕДОВАНИЕ», в которых, конечно же, приходит к выводу о честности проекта.
Сергей Семенов. В одном из таких роликов Рубен общается с Сергеем Семеновым, который выступает в качестве представителя SkyWay и проводит экскурсию по одному из офисов компании. Более того, на YouTube-канале AnatolyYunitskiy молодой человек был обозначен в качестве начальника департамента привлечения инвестиций. На одном из видео в Bentley Сергея Семенова вместе с ним сидит сам Анатолий Юницкий, рассказывающий о проекте и благодарящий «инвесторов».
К слову, Сергей Семенов не стесняется своей причастности к пирамидам. В редакции Onliner.by есть видео, где парень рассказывает, как заработал на дорогой автомобиль в МММ-2012. «Сергей, 23 года, город Тула. Нигде не работаю, паразитирую на финансовых пирамидах», — хвастается Семенов.
Каратист и артист. Хватает в SkyWay и более близких белорусам дарований. В проекте, например, есть целая информационная служба, практически ежедневно информирующая «инвесторов» об очередном «достижении». Подробнее о подобного рода успехах и информационных сообщениях поговорим чуть ниже, а пока познакомимся с главным идеологом компании — Михаилом Кириченко. Ранее он работал на дилера автомобилей BMW, но вообще предпочитает более публичный род занятий. Михаил успел сняться в белорусском блокбастере «Код Каина», а в свободное от работы в SkyWay время в качестве ведущего любит «пофилософствовать» и «поговорить о вечном» в одной из телепередач Белтелерадиокомпании. Также Кириченко утверждает, что имеет черный пояс по карате.
Сергей Сибиряков. Называет себя практикующим футурологом и партнером Анатолия Юницкого с 1999 года. О путаных показаниях Сергея на суде мы уже писали в одной из заметок. Повторяться не станем, тем более что у него сегодня важное событие — суд (Сибиряков задолжал около 20 миллионов российских рублей и ожидает процедуры банкротства).
Василий Павловский. А вот фигура во всех смыслах куда более масштабная. Этот уважаемый мужчина — заместитель директора по био- и агротехнологиям, который отвечает за обустройство огородов, посадку садов и освоение гранта ООН на озеленение некой крыши. «Мы считаем, что данный грант будет не сиюминутным, а именно перспективным и долгосрочным», — выражает надежду Василий в одном из интервью.
Подчеркнем, что у Павловского имеется богатый опыт работы в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь — около десяти лет он трудился в должности заместителя министра. А вот его мечте о перспективных и долгосрочных грантах не суждено было сбыться: сотрудничество между ООН и SkyWay прекратилось, а от выигранного гранта пришлось отказаться.
«Мы считаем, что данный грант будет не сиюминутным, а именно перспективным и долгосрочным»
Интересных людей, имеющих отношение к SkyWay, очень много. Жаль, что возможности рассказать о других, не менее любопытных специалистах у нас нет. Потому что в компании есть много других заслуживающих внимания деталей.
Как говорилось выше, информационная служба SkyWay любит время от времени подпитывать ожидающих дивидендов «инвесторов» сообщениями об очередном прорыве, который вот-вот случится. Обычно в компании подстегивают «спонсоров» новостями о грядущих колоссальных сделках с крупными бизнесменами и даже представителями правительств разных государств.
«Бизнес-план проекта разработали, и его поддержали власти. Проведены все расчеты»
На исходе зимы и весной сайты SkyWay запестрили новостями об инвестиционных соглашениях и меморандумах, целью которых якобы была реализация проекта в Индии. Указывалась даже сумма — почти миллиард долларов. Мол, именно столько необходимо, чтобы решить транспортные проблемы в одном только штате Джаркханд. Правда, под давлением местных СМИ засветившиеся вместе со SkyWay индийские чиновники поспешили удалить в своих аккаунтах в соцсетях практически все упоминания о проекте. При этом подчеркнули, что никто никакого строительства струнного транспорта не ведет, а что касается «почти миллиарда долларов», то это как раз от белорусской компании ждут соответствующих инвестиций.
Но что там Индия! По аналогичной схеме SkyWay работает и в Беларуси. Вынуждены разочаровать могилевчан, которых в июне вдохновил сюжет на телеканале «Беларусь 4». Авторы видеорепортажа поспешили прописать первую «струнную дорогу» в этом областном центре. «Бизнес-план проекта разработали, и его поддержали власти. Проведены все расчеты», — заверили журналисты.
Не отставали и официальные источники SkyWay, которые сообщали о визите на полигон представителей Могилевского горисполкома. Взгляд и слух приятно ласкали фразы вроде «получен заказ на проектирование городской трассы струнного транспорта в городе Могилеве», «перечислен аванс на выполнение проектно-изыскательских работ».
Должны сообщить, что жителям и гостям Могилева в обозримой перспективе придется продолжить пользоваться привычными видами транспорта — автобусами, троллейбусами и такси. Мы отправили в администрацию города запрос с просьбой прояснить ситуацию со слухами о «струнной трассе». Ответ сомнений не оставляет:
Мы также отправили вопросы касательно SkyWay в профильные учреждения с просьбой к ученым прокомментировать, реален ли проект Анатолия Юницкого с технической точки зрения. Научное сообщество Беларуси сходится во мнении: невозможно говорить конкретно о струнном транспорте без наличия необходимых образцов, тщательного изучения их на практике, сертификации, испытаний и проверки на соответствие заявленным характеристикам.
В Белорусском государственном университете транспорта (БелГУТ) нам ответили, что специалисты организации знакомы с теоретическими аспектами струнных технологий с момента, когда Анатолий Юницкий работал в Институте механики металлополимерных систем.
Оценить инновационность SkyWay в университете затруднились: «Непроверенной остается даже концептуальная основа практической реализации струнного транспортира, а именно динамика взаимодействия транспортного модуля с наземной структурой в комплексе. Успешное практическое решение этой задачи требует определенной эволюции научного знания по целому ряду областей (теория колебаний систем с распределенной массой, динамика и прочность машин, динамика подвижного состава, строительная механика), что сопровождается многочисленными обязательными процедурами: обмен опытом, защиты диссертаций, формирование научных школ, детальная апробация результатов в различных условиях, испытания и сертификация».
«На данный момент ни один элемент SkyWay не сертифицирован, что не позволяет даже предварительно оценить степень безопасности эксплуатации»
В БелГУТ отметили, что теоретические выкладки Юницкого о «струнах» выглядят новыми, но только для монорельсового транспорта. Опять-таки, говорить о достоинствах и недостатках такой системы сложно из-за отсутствия результатов необходимых испытаний. Вместе с тем технология создания преднапряжения арматуры не является инновационной, так как уже используется при возведении массивных балочных конструкций и мостовых пролетов.
Одним из постулатов Анатолия Юницкого касательно SkyWay являются заверения в достижении скорости движения транспортного модуля в 500 км/ч. Что ж, если использовать математический и понятийный аппарат на уровне школьной физики, то чисто теоретически такая скорость для струнного транспорта достижима, уточнили в БелГУТ.
— Однако вибрации, возможность резонансов, специфика систем энергосбережения, особенности рельефа, климата, аспекты автоматизации управления модулем и многое другое определяют фактические эксплуатационные параметры инфраструктуры.
Учеными-транспортниками Российской Федерации выполнялись теоретические исследования по моделированию движения транспортного модуля по струнам. Снизить колебания модуля с массой 5 тонн до приемлемого уровня удавалось на скоростях до 80 км/ч при частом расположении стоек-эстакад.
Следует отметить, что на данный момент ни один элемент SkyWay не сертифицирован, что не позволяет даже предварительно оценить степень безопасности эксплуатации.
Ученые добавили, что создание инфраструктуры и транспортных модулей со скоростями движения свыше 300 км/ч представляется сомнительным. По словам специалистов, теоретически лишь отдельные аспекты струнной технологии могут применяться, например, для доставки грузов и пассажиров на скоростях до 100 км/ч, но никак не 500 км/ч.
Любопытно, что в минувшем июне БелГУТ предложил Анатолию Юницкому провести серьезные испытания технологии с последующей сертификацией. По состоянию на 4 сентября реакции от автора SkyWay на предложение так и не поступило.
К похожим выводам пришли специалисты Национальной академии наук. Ученые указали на необходимость научного обоснования «струнной системы в целом, ее преимуществ перед другими транспортными системами и взаимосвязанной работы всех ее компонентов, узлов и деталей при эксплуатации, решение ряда других важных вопросов».
В НАН считают, что команде Анатолия Юницкого «следует создать демонстрационный объект как для перевозки пассажиров, так и для транспортировки грузов, которые были бы максимально приближены к реальной действительности и на базе которых можно было бы провести исследования всех систем инженерно-технического обеспечения и безопасности».
Без создания таких практических систем исследования состояния являются теоретическими, а перспективы развития — виртуальными.
Представители НАН добавили, что подтвердить жизнеспособность и экономическую эффективность струнных технологий можно только с помощью опытных испытаний на полигоне с участием аккредитованных в данной области испытательных центров.
— Рассматриваемый проект, несмотря на стремление достичь комплексного решения задачи, представляется еще недостаточно проработанным как с научно-технической и технологической точек зрения, так и с точки зрения экономической эффективности данного вида транспорта в сравнении с другими традиционными системами, — рассказали ученые.
По их словам, в случае реализации всех заявленных преимуществ струнный транспорт может иметь определенные перспективы. Что ж, мы полностью с этим согласны и будем рады, если Беларусь покроют ажурные конструкции, по которым на скоростях 500 км/ч будут мчаться юнибусы. Причем все это будет безопаснее, экологичнее и в десятки раз дешевле существующих транспортных структур. Но пока ничего подобного и близко нет, кроме пары симпатичных кабинок. Зато на SkyWay активно собирают деньги.
Именно финансовая сторона дела по-прежнему вызывает больше всего вопросов. И на суде именно она освещалась наиболее остро. Анатолий Юницкий, напомним, успел откреститься от группы компаний SkyWay, назвав ее клубом по интересам, а свою должность — виртуальной. Досталось и сайту rsw-systems.com, который позиционирует себя в качестве официального информационного рупора проекта. Анатолий Юницкий полностью отверг свою причастность к ресурсу, даже несмотря на то, что в его исковом заявлении указана электронная почта на домене rsw-systems.com.
Когда же заходил разговор о финансировании SkyWay, офшорах или многочисленных зарубежных компаниях, имеющих отношение к проекту, автор технологии либо пытался сменить тему, либо отвечал уклончиво. Аналогичным образом он поступал при упоминании акций компании и схеме инвестирования.
Реакция понятна — разобраться во всей этой круговерти непросто. Существует огромное количество компаний, заявляющих о реализации проекта SkyWay. Вот только некоторые из них: ЗАО «Струнные технологии», Global Transport Investment Inc., Euroasian Rail Skyway Systems Holding LTD, UniSky Corporation, ЗАО «Юнибус», ООО «Евраз Транснет», ООО «Струнный Транспорт Юницкого», фонд Sky Way Capital, фонд Sky way invest group.
В ходе подготовки к суду нам удалось определить три этапа сбора средств. Итак, схема финансирования компаний SkyWay выглядит следующим образом:
«Учитывая, что в настоящее время струнный транспорт вообще нигде еще не запущен, то фактическая стоимость этих нематериальных активов равна нулю»
Любопытно, что Анатолий Юницкий и некоторые другие представители SkyWay не раз утверждали, будто взамен денег «инвесторы» получают именно акции компании. На самом деле ни о каких акциях не может идти и речи. В переводе на русский язык сокращение LTD в названии Euroasian Rail SkyWay Systems Holding LTD обозначает «общество с ограниченной ответственностью». Следовательно, уставный фонд такой компании разделен не на акции, а на доли. Поэтому предлагаемые акции являются не более чем бумажками.
Более того, инвесторам дают обещания, что им будет передано право на владение частью технологии, которая должна принести им огромный доход в будущем. Вместе с тем строительство и развитие технологии осуществляется в Беларуси, но акции белорусской компании (ЗАО «Струнные технологии») никому не продают. То есть юридически инвесторы не будут иметь никаких прав на созданные на территории Беларуси разработки.
— При этом акции на самом деле ничем не обеспечены, поскольку оценка в 400 млрд долларов (во столько, как настаивает Анатолий Юницкий, оценивается его интеллектуальная собственность) является виртуальной. На самом деле существует отчет некой московской аудиторско-консалтинговой компании, которая в 2013 году оценила исключительные права на интеллектуальную собственность и ноу-хау «рельсо-струнная система инженера Юницкого» в 400 млрд долларов. Однако если посмотреть этот отчет, то сумма в 400 млрд долларов складывается из сумм стоимости активов в более чем 100 странах мира. Далее еще интереснее. Для того чтобы достичь оценки активов в данной конкретной стране, необходимо, чтобы технология струнного транспорта заняла четверть рынка данной страны. Учитывая, что в настоящее время струнный транспорт вообще нигде еще не запущен, то фактическая стоимость этих нематериальных активов равна нулю, — отметил адвокат Сергей Зикрацкий.
— Например, если группа компаний SkyWay сможет запустить струнный транспорт в Беларуси и займет четверть рынка, то стоимость компании составит всего 561 млн долларов. Однако для того чтобы занять четверть рынка, необходимо осуществить материальных инвестирований в строительство путей на сумму, значительно превышающую 561 млн долларов, —добавил он.
Это, впрочем, все высокие материи, о которых потенциальные «инвесторы», ослепленные перспективами быстрого обогащения, редко задумываются. Обычно их больше интересует вопрос, как проще и быстрее вложить деньги в SkyWay (чтобы получить когда-нибудь гораздо больше).
«Да-да-да. Ты наличные отдашь, и тебе сразу перечислят на счет акции… Мы так делали»
И здесь есть тонкий юридический момент. Дело в том, что среди граждан Беларуси запрещено продавать такие «акции». Анатолий Юницкий в суде согласился с этим и даже заявил, что лицо, которое купило эти бумаги без разрешения Нацбанка, стоит привлечь к уголовной ответственности.
Однако наличность белорусам предлагают нести именно в конструкторское бюро SkyWay. Журналист Onliner.by анонимно посетил проходившую в Минске конференцию с презентацией проекта. Там ему и еще нескольким посетителям рассказали о прелестях струнного транспорта. Кроме того, сообщили, как легко и просто «инвестировать». Правда, сервис элитный — только для обладателей больших сумм. Вот часть беседы между журналистом и представителем SkyWay (запись разговора есть в редакции):
— Довольно большая часть средств у меня хранится наличкой. Я бы не хотел светить ее через банки. Сумма для меня довольно большая…
— …Ты можешь встретиться с Анатолием Эдуардовичем… Ты можешь в КБ, прямо там, там есть бухгалтерия, юристы, все моменты… Прямо у Юницкого…
— Просто там какой-то договор заключается?
— Да-да-да. Ты наличные отдашь, и тебе сразу перечислят на счет акции… Мы так делали. Недавно человек на 10 тысяч заходил… Когда в КБ ехал, сразу хотел 25 положить, но, думает, возьму 10. Но когда приехал, уже пообщался с Юницким, увидел это все, говорит, и чего я не взял [больше. — Прим. Onliner.by].
Вынесенное в пользу Onliner.by решение суда сильно огорчило SkyWay. Настолько, что информационная служба проекта позволила себе ряд неэтичных высказываний в сторону оппонента и судьи. «Лицо журналиста, на котором отсутствуют признаки интеллекта, но зато присутствуют характерные черты дебила», «эксперт-алкоголик, проплаченный ответчиком», «журналист с петушиной головой», «продажные судьи и скудоумные журналисты» и тому подобные выражения разбросаны на ресурсе, позиционирующем себя официальным сайтом группы компаний SkyWay.
Пока мы ответим заключительной фразой из недавнего предупреждения гражданам под названием «Деятельность SkyWay в Литве незаконна», обнародованного центральным банком Литвы: «Будьте осторожны, иначе вы можете потерять свои деньги». Аналогичные предупреждения, к слову, выпустили также официальные ведомства Латвии, Чехии, Эстонии. И подождем ответа из Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.
Ликвидация предприятий в каталоге услуг Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by