05 сентября 2016 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков, Максим Тарналицкий

Илон Маск — чушь собачья, несите деньги мне. Белорус основал «компанию на $400 млрд» и строит под Минском «сверхскоростной» Sky Way

Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков, Максим Тарналицкий

Квест Onlíner. Этап №6

Отлично, вы здесь. А супертехнологичного транспорта с нами рядом все еще нет.

Ну а теперь новый ребус, в котором зашифрованы наводки на еще одну прекрасную героиню Onlíner эпохи 2010-х.

Начало квеста — здесь.


После выхода статьи Onliner.by о пирамиде Kairos Technologies наши читатели попросили присмотреться к другому проекту, также похожему на высокотехнологичную схему отъема денег у доверчивых людей. Признаться, на первый взгляд Sky Way производит обратное впечатление и выглядит компанией увлеченных высокими идеями людей, которые не только мечтают о бороздящих космические просторы кораблях, но и всеми силами стараются приблизить новую эру.

Силы, правда, используются не свои… Но обо всем по порядку. Мы побеседовали с инженером и просто главным в Sky Way человеком Анатолием Юницким, посмотрели на деятельность компании (на самом деле компаний, в названии которых присутствует словосочетание Sky Way, зарегистрировано превеликое множество, но мы для удобства все их будем называть одной организацией), а заодно попытались разобраться, имеем ли мы дело с гениальным изобретателем или же с не менее гениальным авантюристом.

«iPhone как-то работает, а как именно — знать не обязательно»

В отличие от Kairos Technologies, руководство Sky Way легко идет на контакт. К сожалению, намного больше у двух компаний общего.

О технологии струнного транспорта, которая известна под названием Sky Way, можно было прочитать еще в советских газетах и журналах 1980-х годов. В общих словах, речь идет о железной дороге, рельсы которой, во-первых, обходятся без шпал и, во-вторых, приподняты над поверхностью земли на бетонных опорах. Рельса-струна представляет собой пучок предварительно напряженных натяжением стальных проволок, помещенных в заполненный бетоном корпус. Идея прорабатывается уроженцем Гомельщины Анатолием Юницким больше 30 лет, и у ее автора есть ответы практически на любые вопросы. Главные постулаты белорусского инженера следующие: струнный транспорт безопаснее, экологичнее, быстрее (упор делается на скорость до 500 км/ч) и в десятки раз дешевле всего того, что существует сейчас.

Иллюстрация с сайта rsw-online.ru
«Нас же не интересует, какие транзисторы стоят в iPhone. Это волнует разработчика, а не пользователя. Разработчика, а также конкурентов»

«За счет чего такое удешевление? За счет инновационных решений. Вот iPhone же за счет чего-то работает, как-то водишь там пальцем, а как оно работает — этого знать не надо, надо знать пользовательские характеристики. Нас же не интересует, какие транзисторы стоят в iPhone. Это волнует разработчика, а не пользователя. Разработчика, а также конкурентов. В общем, это не тот секрет, который можно рассказывать», — пояснил Анатолий Юницкий в беседе с корреспондентом Onliner.by.

Хорошая, интересная, возможно даже жизнеспособная идея мечтателя, зачитывавшегося книгами Кира Булычева. Другое дело, что за все это время людям, увы, так и не показали ни одного действующего образца струнного транспорта (а нам обещают и пассажирские юнибусы, и грузовые, и юникары, и юнибайки).

В прошлом году компания арендовала неподалеку от Марьиной Горки участок площадью 35 га — бывший танковый полигон, на котором строят целый «Экотехнопарк» для демонстрации «готовых коммерческих решений». Нас-то в первую очередь и интересовало, что амбициозный инженер построил под Минском. Тем более что показать струнный транспорт в действии впервые за 30 лет должны уже этой осенью.

Прибываем на экс-полигон. Увиденное производит впечатление потемкинских деревень. Вот эти 18 опор на протяжении километра закапывали почти целый год? Впрочем Анатолий Юницкий заявляет, что больше всего сил и средств отнимает не строительство, а проектирование. Он задорно хрустит яблоками, нежно поглаживает выращенную в контейнере морковку (это ведь не просто парк, а ЭКОтехнопарк!) и жалуется на постоянное недофинансирование.

Именно схема сбора средств на строительство парка в частности и струнного транспорта в целом вызывает больше всего споров и подозрений. Деньги собираются с обычных людей, взамен они получают «акции» от Euroasian Rail SkyWay Systems Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах (здесь базируются около 40% офшорных компаний в мире).

«Мы начинаем не с нуля. Хотя реального результата еще нет»

Плáтите доллар за «акцию», а вам обещают прибыль свыше 1000%. Когда-нибудь — когда весь мир прозреет и поймет значимость струнного транспорта, а Sky Way выйдет на IPO. К слову, свою компанию Анатолий Юницкий оценил ни много ни мало в 400 миллиардов долларов — примерно на уровне Apple!

«Я пошел в оценочную компанию и попросил оценить мою интеллектуальную собственность. Вот мои более чем 100 патентов, 200 научных работ, два десятка монографий, 40 ноу-хау. Они посчитали (с учетом того, что мы можем занять четверть рынка) и сказали, что наша интеллектуальная собственность оценивается в 400 миллиардов долларов. Это и есть оценка бизнеса, который я делаю. Конечно, эти деньги можно капитализировать, а можно не капитализировать. То есть да, это в некотором роде виртуальные деньги. Но есть эксперименты, патенты, монографии и т. д. Поэтому мы начинаем не с нуля. Хотя реального результата еще нет», — не скрывает инженер.

Анатолий Юницкий проходит между длинными рядами недавно посаженных яблонь. Деревьев здесь много — несколько десятков, если не сотен. Говорят, их позволили посадить тем, кто пожертвовал на несуществующий струнный транспорт не менее тысячи долларов. Руководитель Sky Way обещает поставить памятник тому, кто «инвестирует» миллион. «Такие уже есть?» — интересуемся. «Нет, но скоро будут», — следует ответ.

«Илон Маск — сумасшедший мальчик из ЮАР и бизнесмен, а я — нет»

Еще в статье о Kairos Technologies психолог Андрей Метельский дал дельный совет: прежде чем кому-либо отдать деньги, узнайте об этом человеке как можно больше.

История Анатолия Юницкого запутанная и сложная. Если верить изобретателю, его постоянно обманывают, преследуют, обворовывают и оставляют ни с чем. И так на протяжении десятилетий по одной схеме: белорус «почти достраивает» образец струнной дороги, потом приходят чиновники или конкуренты, все отбирают, прогоняют Юницкого, он снова ищет новую страну для воплощения своих идей, начинает строить там… и так далее по кругу. Все это повторялось в России, Австралии, Литве. Теперь — очередь Беларуси.

— В России моим партнером был губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Он внес в проект личные 300 тысяч долларов… Потом в России снесли первый испытательный полигон. Поехал в Австралию, но у меня и там все отняли в 2011 году. Тогда решил податься в свободную Европу — в Литву. Все было хорошо, пока мы не купили землю в Шяуляе. В прессе меня начали называть международным мошенником, строителем Нью-Васюков, последователем Мавроди, сказали, что я приехал нанести удар по НАТО и поэтому взял участок земли неподалеку от их аэродрома. Были статьи о том, что меня пора арестовать, что за мной стоит ФСБ. Арестовали счета, имущество. Началась процедура отъема детей… — сетует Анатолий Юницкий.

У Литвы иное видение ситуации. В прошлом году Центробанк этой страны подчеркнул, что «изобретатель» продает ничего не стоящие акции, а Генпрокуратура объявила его «подозреваемым в расследовании в связи с мошенничеством, незаконной хозяйственной, коммерческой, финансовой деятельностью и легализации приобретенных преступным путем средств, которое проводит Служба расследования финансовых преступлений».

Пришлось бежать в Беларусь. А ведь относительно недавно, когда Анатолий Юницкий только приехал в Литву, приоритеты у него были совсем другие: «Россия и Беларусь не привлекательны из-за инвестиционного окружения, а Литва защищает интересы инвесторов. Но если бы мы решили обосноваться в Германии, там у нас был бы сильный конкурент, компания Siemens, во Франции, Японии есть свои скорые поезда. Зачем мы им нужны? Я сам белорус, поэтому Литва мне кажется идеальным местом».

— В Беларуси у вас есть поддержка?

— Нет и не надо. Потому что начнется поддержка — начнутся и проблемы. Естественно, о нас знают. В первую очередь органы. Конечно, ведь в нас инвестируют около 80 тысяч человек из 78 стран. В основном по 100—300 долларов.

Любопытно, что официально Sky Way не может собирать деньги с белорусов. Тем не менее на карте, размещенной на сайте компании, Беларусь тонет в многочисленных разноцветных циферках инвесторов. Есть среди них даже известные граждане вроде Кирилла Шимко, на рекордах которого Sky Way любит пиариться.

«У меня деньги никогда не были целью. Илон Маск бизнесмен, а я — нет! У него просто хороший пиар»

А вот зарубежных коллег Анатолий Юницкий, член Российской академии естественных наук (наравне с Григорием Грабовым, Юрием Куклачевым, Рамзаном Кадыровым и другими именитыми академиками), не очень-то жалует. Особенно не повезло Илону Маску.

— Он вместе со своим SpaceX — это же чушь собачья! И Tesla — тоже чушь собачья! Они не решают никаких проблем, потому что чтобы тот же электромобиль поехал, надо сжечь втрое больше топлива, чем это делает двигатель внутреннего сгорания. Hyperloop — вообще дерьмо! Деньги воруют, отмывают, там процветает кумовство! Проекта нет! Идею засунуть что-нибудь в вакуумную трубку нельзя назвать проектом. Этой идее сто лет в обед. И предложил ее российский ученый, и у меня в монографии 1985 года это есть. У нас же и воруют!

Любое упоминание Илона Маска очень злит академика РАЕН. Анатолий Юницкий настаивает, что у его американского коллеги есть только фантазии, тогда как у него — готовое решение всех основных мировых проблем.

— Этот мальчик из ЮАР хочет только заработать деньги, а у меня деньги никогда не были целью. Он бизнесмен, а я — нет! У него просто хороший пиар. Если ты можешь привлечь миллиарды, говоря о хороших целях, то почему бы их не озвучить?.. Отпечатали Маску миллиардик долларов и дали старую насовскую разработку (SpaceX) — вот и все! Нам космос сто лет не нужен. Он нужен для индустрии, а человек — земной продукт, и убивать Землю, чтобы лететь на Марс, — это полный бред! Только сумасшедшие могут так говорить! А все кричат: ура, Маск гений! Будем жить на Марсе! А я говорю — не надо никуда лететь, надо жить на Земле по законам Божьим.

«Весь мир занят тем, чтобы меня посадить и уничтожить»

Отвечая на скепсис критиков проекта, Анатолий Юницкий любит проводить исторические параллели.

— Назовите хоть одно изобретение, принятое на ура. За что сожгли Джордано Бруно? А почему Королева посадили? А что плохого сделал изобретатель дизельного двигателя Рудольф Дизель, которого утопили конкуренты [доказательств, что к смерти немецкого инженера приложили руку конкуренты, нет. — Прим. Onliner.by]?.. Президент Литвы публично заявила, что я российский шпион [соответствующую цитату в литовских СМИ мы искали вместе с носителем языка и не нашли. — Прим. Onliner.by]. За мной следили спецслужбы, прокуратура, заблокировали миллион долларов на счетах, все отняли… Весь мир занят тем, чтобы меня посадить и уничтожить.

«Билл Гейтс нанимает авианосец, садит туда пару сотен программистов и плывет в океан на полгода»

Анатолий Юницкий старательно создает над Sky Way завесу таинственной секретности. Помимо полигона мы также побывали в цеху, где конструируются прототипы юнибусов, юнибайков и прочих транспортных средств, которые должны перемещаться по струнам.

Видим вокруг деревянные и пластмассовые детали. Самую большую штуковину из фанеры фотографировать нельзя — конкуренты не дремлют!

— У нас прорывная технология. Естественно, всех интересует, как это можно перенять, украсть, отнять. Думаете, если придут, то будут носить на руках? Нет, если придут, то будут воровать и отнимать. Возьмем Microsoft и Билла Гейтса. Он же не кричит на каждом углу, что, мол, мы новую программу разрабатываем. Он нанимает авианосец, садит туда пару сотен программистов и плывет в океан на полгода. Куда — никто не знает. Отнимает ноутбуки, телефоны, флешки и возвращается с готовым продуктом. И это правильно, это бизнес, — объясняет изобретатель.

Чтобы наглядно пояснить преимущества струн, инженер кладет на стол две скрепки, а третью — поверх них. Все это должно символизировать традиционные эстакады. Анатолий стучит по столу. Это, наверное, землетрясение. Конструкция из трех скрепок не сдвинулась ни на миллиметр. Хотя, вероятно, должна была разлететься в разные стороны. Наконец, изобретатель сдувает скрепки на пол:

— Вот, просто стол крепкий попался. А струнный транспорт — это как гитара или балалайка. Трясите ее, дуйте, роняйте на пол, а струны все равно не порвутся.

— Почему же? Иногда струны все-таки рвутся. От лишнего натяжения хотя бы.

— Пример правильный, но не объективный. Увеличьте гитару в тысячу раз и руку во столько же. Это будет 500 метров! Дубайский небоскреб! Ударьте дубайским небоскребом по существующей эстакаде. Что получится?

Анатолий Юницкий убежден, что его проект уникален со всех сторон. И даже аэродинамика у юнибусов лучше, чем у Bugatti за сотни тысяч долларов. Вот только денег на воплощение идеи не хватает, даже если твоя компания стоит 400 миллиардов.

Нужно больше золота

— Собрали на нашу программу 10 миллионов долларов, но для таких серьезных проектов это копейки. Считали, что надо не меньше 300 миллионов. Однако мы постоянно оптимизируем расходы, и, думаю, теперь хватит и 200 миллионов.

Именно пирамидный способ собирать деньги вызывает больше всего вопросов, ведь людям фактически продают воздух и при этом призывают пополнять копилку за счет привлечения других «инвесторов». Только реферальная система, хорошо знакомая по той же Kairos, позволяет участникам рассчитывать хоть на какие-то деньги. Привел пять (десять, пятнадцать и так далее) человек — получай свой процент с их взносов и какое-нибудь очередное звание «менеджера».

Добывать необходимые средства Анатолий Юницкий почему-то не хочет, ссылаясь на думающих только о себе чиновников и желающих все отнять конкурентов. При этом он не прочь вспомнить, что именно при поддержке российских госслужащих построил в Озерах некое подобие прототипа струнной дороги с ЗИЛом на железных колесах.

Это и следующее фото — с сайта yunitskiy.com

Может быть, стоило воспользоваться известными краудфандинговыми платформами?

— Мы создали платформу, которая сильнее всех краудинвестинговых платформ вместе взятых… Мы создаем самый крупный рынок за всю историю цивилизации, потому что транспорт сопровождает нас всю жизнь, от роддома до кладбища. Телефоны, «айфоны», компьютеры новорожденным, как и умершим, не нужны, а транспорт необходим всегда.

Кстати, мы все же нашли Sky Way на одной из сторонних краудинвестинговых площадок (правда, упоминание о российской Simex частенько можно увидеть в статьях о мошенниках и пирамидах). Тем не менее большими успехами проект здесь похвастаться не может — за три месяца от доверчивых интернет-пользователей собрано всего около двух с половиной тысяч долларов.

На недофинансирование Анатолий Юницкий жалуется всегда. Это его главный аргумент в любых спорах и вопросах. Давно обещали смонтировать струнные рельсы, а их все еще нет? Значит, мало финансируете! Целый год строили 18 бетонных опор? Надо больше денег! Второй по значимости и частоте упоминания фактор — природные явления. Дождь пошел — ямы затопило. Зима пришла — замерзли все. Как все это решить? Правильно, надо активнее финансировать. Тех, кто не согласен, белорусский изобретатель называет троллями и призывает «идти в Hyperloop».

Надо отдать Sky Way должное — «картинка» у компании на фоне конкурентов а-ля Kairos хорошая. Есть офис, где работают десятки молодых людей (судя по объявлениям, опыт не нужен, зарплата для инженера-программиста или разработчика — 800—1000 долларов), цех, в котором несколько пожилых человек клеят фанерные макеты вагончиков, а также целый полигон с бетонными столбами. Много ли на все это уходит денег из тех 10 миллионов, о которых говорит Анатолий Юницкий? Прикинуть могут все.

Пока же белорусский инженер заверяет, что создаст самую большую в мире компанию, сравнивать которую можно будет с Apple и Google. Мол, вот примеры, когда благодаря инвестициям маленькие фирмы превратились в транснациональные корпорации. Жаль, что при этом умалчивается о том, что в случае с двумя упомянутыми компаниями ни о каком «народном финансировании» речи не идет.

Экономист Владимир Ковалкин: «Все это выглядит как нетривиальный способ отъема денег»

«И у Google, и у Microsoft, и у Apple были рабочие образцы. В Apple на коленках в гараже собрали компьютер, который можно было потрогать, включить и, наконец, с помощью привлечения инвесторов отправить в серийное производство на завод. Так и в случае со струнным транспортом — нужен рабочий образец, соответствующий всем заявленным параметрам вроде скорости в 500 км/ч, безопасности, дешевизны и т. д.

Пусть Юницкий построит хотя бы увеселительную дорогу, которая бы соединила Минск и Борисов. Вот когда такая дорога заработает, тогда и станет понятно, сколько все это стоит, имеет ли оно смысл и можно ли в это вкладывать деньги. В этом и состоят бизнес-риски: ты вкладываешь в реализацию своей идеи собственные деньги, показываешь, как все работает, и доказываешь возможность запуска серийного производства.

Я не знаю, может быть это действительно технологический прорыв. Но на этапе обещаний того, как наши корабли будут бороздить просторы Вселенной, все это, безусловно, выглядит как пирамида, очередная мошенническая схема и нетривиальный способ отъема денег.

Иллюстрация с сайта rsw-online.ru

Тем, кто вкладывается в этот проект, хотелось бы напомнить, что защитить свои интересы в офшорной зоне будет сложно. Думаю, здесь расчет на то, что большинство людей будут вкладывать не больше тысячи долларов. А это не та сумма, ради которой в случае чего человек будет еще тратиться на билеты до Виргинских островов и обратно, найм адвоката, судебные разбирательства и т. д.

По поводу уставного капитала и интеллектуальной собственности в 400 миллиардов долларов. Суммы можно называть какие угодно. Вот если бы Юницкий вышел на рынок, на IPO, тогда и увидели бы, сколько компания на самом деле стоит. А пока все это пустые слова».

Белорусские ученые Академии наук: «Так называемый струнный транспорт — это цирк, аттракцион»

Все доступные технические данные о струнном транспорте мы отправили в Национальную академию наук. В целом выводы академиков совпадают с мнением их российских коллег: никакого практического смысла в идеях Юницкого нет.

«Все, что мы здесь видим, это только статические расчеты. А где расчеты подвижной нагрузки? Это очень старая задача, которая десятилетиями решалась выдающимися учеными — механиками, математиками, физиками. Надо четко установить длину провеса рельса или, как его называет Юницкий, струны, а также другие многочисленные параметры. Без решения проблемы динамического воздействия подвижной нагрузки в системе могут возникнуть опасные колебания, которые приведут к катастрофическим последствиям.

Какое напряжение этой струны? Какие усилия? Если натянуть трос, то прогиб буквально в миллиметр вызывает такие нагрузки, что никакая «струна» не выдержит. Чтобы увеличить прочность, надо увеличить диаметр. Однако если увеличим диаметр — сам трос будет такого веса… Мама не горюй! А сколько металла потребуется! А какая нагрузка на опоры!..

Прежде чем что-то делать, надо тщательнейшим образом все просчитать, все остальное — разговоры. Ни одно подобное сооружение не осуществляется без сложнейшей инженерной, математической и механической подготовки. Без всего этого деятельность Юницкого ничего не стоит — это кружок „Умелые руки“ и детские игрушки.

Кроме того — безопасность. Представьте, что на этих опорах действительно пойдет транспорт на скорости даже не 500, а 180 км/ч! Территория под опорами все равно не пригодна ни для какой хозяйственной или релаксационной деятельности.

Так называемый струнный транспорт — это цирк, аттракцион. Но даже аттракционы, прежде чем вводить в строй, надо сертифицировать и тщательно изучать. Если Юницкому удастся провести реальные эксперименты с обозначенными им самим условиями и параметрами, пройти сертификацию, то где-нибудь в зонах отдыха его проект, не исключено, можно будет использовать вместо канатной дороги. Но, опять-таки, возникают большие вопросы по поводу экономической эффективности».


В красивые сказки хочется верить. Обидно, когда мечты разбиваются о действительность и противоречия. А Sky Way, как и заявления главы компании, сплошь соткана из противоречий. Анатолий Юницкий обижается на Илона Маска за то, что тот облекает свои идеи в красивые обещания, и тут же сам пускается в пространные рассуждения о детях, бегающих босиком по траве под струнными дорогами. Вот на сайте Sky Way пишут о предзаказах на 160 миллиардов долларов, а потом выясняется, что некие компании всего лишь «проявили огромный интерес и ждут сертификации проекта». На словах открещиваются от пирамидной сущности, но при этом с удовольствием пользуются услугами видного представителя «МММ». Много говорят про абсолютную безопасность и сразу же хвастаются открытым электровелосипедом, который вроде бы умеет разгоняться до 60 км/ч. Пеняют на «грязные» электродвигатель и ДВС, но, кажется, один из этих типов моторов собираются использовать в струнном транспорте.

Анатолий Юницкий развернул широкую деятельность, но результата как не было 30 лет назад, так и нет до сих пор. Увы, но мы сомневаемся, что он будет в будущем. Дешевый струнный транспорт выглядит уж очень дорогим, а о его скоростных характеристиках пока можно только рассуждать, глядя на ползущий по рельсам со скоростью черепахи ЗИЛ. И почему-то есть стойкое ощущение, что белорусский изобретатель продолжит работать по схеме «строю — отнимают — убегаю — снова строю» до тех пор, пока это приносит какие-то деньги. Что ж, зато всегда можно представляться угнетенным «новатором», которому «неучи» не дают завершить проект.

Детская железная дорога на Барахолке Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by