35 820
25 июня 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Readdle

«Делаем для людей». Как Readdle достигла вершины App Store и зачем ей офис в Минске

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Readdle

Владельцы техники Apple наверняка работают хоть с одним из приложений Readdle — почтовым клиентом Spark, сканером документов Scanner Pro, органайзером Calendars или редактором PDF Expert — и вряд ли интересовались, кто стоит за их разработкой. Оказывается, компанию, чьи суммарные загрузки приближаются к сотне миллионов, основали четыре друга из Украины. Корни одного из них связаны с Беларусью. Более того, Readdle «хоть завтра» готова открыть местное представительство и уже изучает наш IT-рынок. Как маленькая компания дошла до таких масштабов и почему ей нужен офис в Минске (сейчас открыты представительства в Одессе, Киеве, Берлине и Сан-Франциско), мы узнали у вице-президента Readdle Дениса Жаданова, вошедшего в список Forbes 30 under 30.

Содержание

«Будущее работы»

— Приложения Readdle не назовешь уникальными — конкурентов хватает. Как вы объясняете такой успех своих продуктов?

— Наша главная философия — строить приложения в рамках одной концепции. Мы называем ее «будущее работы». Мы разделяем будущее работы на три большие категории: информация, коммуникация и время. В коммуникации мы выбрали e-mail как самое массовое средство общения в мире и сделали Spark. Информация — это Scanner Pro, PDF Expert, Documents. А за организацию времени отвечает наш Calendars. Мы хотим экономить время людей: важно быть не более продуктивным и загруженным, а наоборот — менее занятым и делать то, что тебе нравится на творческом, креативном пути.

Почему наши приложения успешны: у нас всегда был здоровый перекос в создание лучшего продукта для пользователя. Я понимаю, что так говорят все, но наши программы всегда лучшие в своих категориях. Мы создали Scanner Pro в 2009 году — он первым принес известность и вообще всю компанию затащил вверх. До этого у нас дела шли не очень, зарабатывали сто долларов в день, и этого еле-еле хватало на аренду серверов и жилья, которое мы превратили в офис.

С выходом iPhone 3Gs появилась более-менее нормальная камера в телефоне. В случае со Scanner Pro мы не были уникальными — на тот момент уже существовали 2—3 приложения, которые позволяли сканировать документы. Но они были очень медленными, и мы захотели сделать удобную и полезную программу. Scanner Pro стал приложением №1 в бизнес-категории примерно в 25 странах на много лет. Он и до сих пор является топовым приложением для сканирования документов, 9 лет спустя.

Такой же подход к другим продуктам: все должно быть лучшим в своей категории. Как мы это понимаем? Изучаем отзывы рынка — что пишут в обзорах, что говорят наши пользователи. Рекламой в соцсетях мы практически не пользуемся, фокусируемся на удобстве использования приложений.

— Сейчас Apple делает «фишки» сторонних приложений нативными: например, в iOS 11 появился собственный сканер документов. Вы как-то прогнозируете, что компания добавит дальше?

— Мы не пытаемся прогнозировать, но иногда получалось предугадывать, куда движется Apple и что может стать частью iOS. Скажем, приложение «Файлы» очень схоже с нашим Documents. Сейчас это самая популярная программа Readdle — ее скачивают 1,2—1,4 миллиона человек в месяц. Documents — это центральный хаб для всех твоих файлов на iPhone/iPad: видео, документы, фото и музыка в одном месте. Более того, можно скачать файлы из интернета и подключить все «облачные» хранилища одновременно. А что касается Apple... Когда самая дорогая компания мира внедряет в свою систему то, что очень схоже с твоим приложением, понимаешь — ты все сделал правильно.

— Как появление нативных функций сказывается на популярности приложений от Readdle?

— Глобально продажи Scanner Pro, конечно, немного просели. Documents, наоборот, даже больше стали закачивать. Но давай откровенно — мало людей знает, что iOS позволяет сканировать бумаги: нужно зайти в «Заметки», нажать плюсик, выбрать «Отсканировать документы». Помнишь рекламу «There’s an app for that»? Apple научила, что для каждого действия есть свое приложение. Мы сфокусированы на том, чтобы обеспечить лучший опыт в отдельной программе. Scanner Pro умеет распознавать текст на документе, можно создавать последовательность действий и т. д. Наш продукт более универсален и имеет больше функций, именно поэтому люди его и покупают.

В PDF Expert — нашем главном продукте по выручке — с PDF-файлами можно делать все что угодно: даже редактировать текст прямо с iPhone. Хотя PDF создавался как формат, который нельзя редактировать. Мы выпустили приложение, оно стало популярным, и только спустя полтора года Adobe, создатель PDF-формата, выпускает свой бесплатный Adobe Reader. Мне пишут: «Денис, все, вам конец: кому нужен PDF Expert за $10, когда есть бесплатный Adobe Reader?» Но у нас не то что продажи не просели — они выросли на 50%. Потому что люди готовы платить за классное решение, а у нас оно по ряду показателей лучше варианта Adobe.

— Сталкивались с мнением, что нативное решение всегда лучше стороннего?

— Именно лучше — нет. Нативное приложение зачастую проще и доступнее, ведь оно уже есть у тебя в телефоне. Пример со Spark: у тебя уже есть e-mail — ну да, он не очень, но ты привык, там все знакомые папки, фильтры. Представим, что тебе нужно переезжать на Spark — это означает полностью менять привычки, заново учиться. Хоть люди и говорят, что любят инновации, но ранних пользователей — всего 2—5%. Людей сложно обучить чему-то новому, они очень инертны. Особенно когда речь про e-mail, с которым давно и каждый день работаешь.

Еще один интересный факт, который мы заметили в связи со Spark. Если продукт лучше нативного где-то на 40% или даже в два раза, то все равно людям этого мало. Твой продукт должен быть лучше в пять, десять раз, чтобы преодолеть нежелание учиться чему-то новому. Барьер очень сильный, и нативные приложения как раз его создают.

О самом сложном продукте

— Какое приложение было самым сложным в разработке и почему?

— Spark. На него ушло четыре года разработки сильнейшей команды. Мы конкурируем с нативными приложениями Google, Apple, Microsoft, у которых свои супербыстрые серверы, а в корпоративном сегменте есть свои правила — где-то, например, требуется Outlook. А мы через древний и медленный протокол IMAP пытаемся с ними соперничать. Здесь очень много инженерии.

Плюс в случае с другими приложениями (сканером, например) — если что-то не работает, то ничего страшного, баг исправляем и решаем проблему. А когда у тебя не отправилось письмо или ты не получил важный e-mail — все, посылаешь к черту Spark вместе с Readdle и переходишь на другой клиент. Технологически Spark — наш самый сложный продукт.

— А насчет собственного мессенджера не думали?

— Скажем так, со Spark происходит много экспериментов и интересных вещей. Пока это все, что могу сказать.

— Насколько Apple строга в плане требований к разработчикам? Допустим, обязательная адаптация приложений под новые девайсы и так далее.

— Не сказал бы, что строга. Наоборот, подход правильный: компания хочет обеспечить своим пользователям хороший опыт работы с устройствами. Для них App Store это, во-первых, деньги, а во-вторых, дифференциат от Android. Мы стараемся максимально поддерживать все версии наших приложений, вплоть до iPhone 5.

Мы сами хотим в первый день появления нового девайса, будь то iPhone X или Apple Watch, сразу обеспечить пользователям классный опыт. В таком случае высоки шансы, что Apple это увидит и через App Store расскажет о нашем приложении людям. Например, Google Docs и Google Drive примерно полгода не поддерживали Split View [одновременный запуск двух приложений на одном экране. — Прим. Onliner.by] на iPad — блин, Google, серьезно? У нас же это в первый день появилось. Пользователи это очень ценят, и именно так зарабатывается репутация.

Продукт для миллиарда человек

— В нескольких интервью ты называл главную цель жизни — сделать продукт, полезный для миллиарда человек. Что это может быть?

— Что угодно. Это может быть несколько продуктов. Мы уже выполнили 10% цели — у нас практически сто миллионов скачиваний. Readdle не привязывается жестко только к продуктивности, приложениям, софту. Хотя, конечно, софт нам ближе — я не вижу причин, чтобы мы переключились на что-то совсем другое в ближайшее время.

Сейчас идет большой тренд — машины должны делать свою работу, а люди — то, что не могут машины. Мы смотрим в эту сторону.

— Перед интервью ты упомянул, что в Беларуси люди более открыты, чем в Долине. В каком смысле?

— Люди, по сути, открыты везде. Правильнее сказать — более спокойные, добродушные. Может, конкретно в день приезда на EMERGE была такая среда, такое настроение. Мы пообщались с большим количеством людей. Что я понял: в Беларуси круто прокачаны две темы. Первая — AI, машинное обучение и так далее. Вторая история — люди вовлекаются не в поверхностные разговоры типа «Что вы делаете? Сколько заказчиков? Сколько денег? Все, вот моя визитка, следующий». В Долине все так и происходит: если не знаешь людей, то не можешь поговорить с основателем компании на серьезные темы. А в Беларуси человек сразу после знакомства готов тратить на тебя минут 10—15 для глубоких разговоров. В Долине такое очень редко бывает.

— Это осторожность, недоверчивость?

— Думаю, разница в менталитете. В Долине люди классно себя продают. Часто бывает, что они додумывают истории или преувеличивают — знаешь фразу «fake it ’til you make it»? Например, я несколько раз слышал: «У нас AI используется, сейчас 200 миллионов поднимем!» А никакого AI нет, там простейшие алгоритмы, и продукта толком тоже нет. Но слушаешь и думаешь: «Вот это да, крутые ребята». В Беларуси я такого вообще не заметил, что нам гораздо ближе. Мы как компания фокусируемся на опыте пользователя и создании ценности.

Мы могли бы удвоить, а то и утроить выручку, если бы действовали как некоторые другие компании: тут баннер, тут подписка, вот и деньги. Но это не имеет для человека никакого смысла — он просто откажется от нас через некоторое время. Readdle играет на более длинной дистанции. Мы хотим строить бренд, делать компанию, которая помогает людям.

Почему Беларусь отстает от Украины, но быстрее нагоняет

— У нас недавно было интервью с Digital Future. Они сказали, что ситуация со стартапами и венчурными инвестициями в Беларуси напоминает Украину 4—5 лет назад. А какие твои впечатления?

— Венчурную сферу комментировать не могу, но в целом — да, есть ощущение, что Беларусь годика на четыре отстает от Киева. Однако при этом догоняет быстрее. Вы действительно очень быстро развиваетесь.

— Отстает в чем?

— Я не увидел классных потребительских историй с продуктами, которыми пользуется много людей по всему миру — как в Украине есть Grammarly, MacPaw, мы и еще несколько. Или B2B-проектов. Также у нас есть крутейшие коворкинги, а в Минске я о таких не слышал. Но сразу скажу, я был на EMERGE всего день, мог что-то упустить.

К сожалению, IT в Украине до сих пор на 90% представлено аутсорсингом. Но мы как одни из первых и немногих стараемся создавать продуктовое мышление, чтобы люди задумались: «Так, что мы можем сделать полезного?» Потихонечку получается. И у вас вроде бы тоже так теперь?

— Да, с декретом о «ПВТ 2.0» уделили внимание продуктовым компаниям. А почему хочешь открыть офис в Беларуси? Налоговые льготы, родные корни?

— Мы хотим собрать команду в одном месте. В данном случае рассматриваем вариант для Scanner Pro. Приложение классное, но оно должно вырасти в нечто большее, некий сервис. Мы верим, что в Беларуси есть ребята с продуктовым мышлением, разработчики и дизайнеры, которые смогут взяться за многомиллионный проект и вести его под нашим зонтиком.

Налоговые льготы — это не главная причина. А насчет родных корней — просто так совпало. Плюс Беларусь недалеко, и есть прямой рейс из Одессы. К тому же у нас очень близкие народы, менталитеты.

Ценность в Долине — запаковать себя и подороже продать. А наша ценность — сделать компанию, которая несет пользу для людей. В белорусах я увидел такую же мотивацию.

— Когда ждать открытия офиса?

— Да хоть завтра. Нас ничто не сдерживает, нужно только найти подходящих людей.

Смартфоны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by