Если раньше большинство мобильников можно было спокойно разобрать, чтобы поменять разбитую панель и заодно поставить свежий аккумулятор, то теперь такого самоуправства производители не позволяют: при любой проблеме дорога лишь в сервисный центр, если только не уверены в своих инженерных талантах (а после игры в юного электроника, как правило, ремонт обойдется еще дороже). Какие модели ремонтировать проще, поможет ли рис при сушке и как нужно заряжать смартфон, чтобы не убить аккумулятор, — с этими вопросами мы обратились к ведущему инженеру авторизованного сервисного центра «МастерPIN» Андрею Мелецу, а также Александру Бордоку, Павлу Дятко и Андрею Повесину из СЦ Multy Service.
— Самые частые причины обращений к вам?
МастерPIN: Очень часто к нам в ремонт поступают телефоны с разбитыми сенсорами, поврежденными дисплеями, USB-разъемами и лотками SIM. Случается это по разным причинам: можно некорректно вставить кабель, а в случае с SIM клиенты сами обрезают карты, и это повреждает разъем. Также часто поступают залитые устройства. Попадает влага не из-за того, что клиенты куда-то окунули смартфоны — чаще это просто капли дождя или от душа.
Multy Service: Обычно это проблемы с аккумуляторами и дисплеями. По экранам все ясно — люди роняют смартфоны. А с батареями начинаются проблемы из-за того, что люди заряжают устройства неоригинальными аксессуарами или используя автомобильную зарядку.
— Как правильно заряжать?
Multy Service: Желательно не в машине — это, наверное, единственное правило. Если в автомобиле есть USB, то уже лучше. Но все же безопаснее через пауэрбанк. При использовании адаптера скачет напряжение. Хуже всего, когда сперва воткнули зарядное, а потом заводите двигатель: скачок напряжения может повредить телефон.
В остальном проблем нет. После замены батареи люди спрашивают: сколько раз ее разрядить-зарядить? Делать этого с новым поколением литий-ионных батарей не надо — можете спокойно оставлять смартфон на ночную зарядку, батарее плохо не будет. При достижении 100% ток перестанет поступать.
И используйте только оригинальные зарядки — хороший «кубик» позволит заряжать телефон так, как это технологически задумал производитель с учетом стабилизатора напряжения.
МастерPIN: У литий-ионных батарей свой порядок эксплуатации, но есть и ряд мифов. Например, что смартфон нужно полностью разряжать-заряжать. Это все неправда, к современным батарейкам такое правило не относится. Что хочу посоветовать, так это использовать оригинальное зарядное устройство. Здесь не только бренд, но еще и подход к параметрам: ток, напряжение. Допустим, в планшете Sony зарядка на 1,5 ампера, а в телефоне — на 500—800 миллиампер.
Автомобильные зарядные устройства, как правило, не идут в комплекте с телефонами. Обычно такие берут на рынках. Кто их проверял? Какая там сертификация? Ничего нет. Поэтому к нам зачастую приходят смартфоны с вышедшей цепью зарядки: вылетают защитные стабилитроны, горят микроконтроллеры питания и прочие вещи. В основном это нарушение правил эксплуатации и отказ в гарантийном обслуживании. При платном ремонте нужно менять компоненты, разъемы. Самое мелкое, что может быть, — замена разъема и, допустим, стабилитрона.
— По сравнению со смартфонами 3—4-летней давности новые модели стало сложнее или проще ремонтировать?
Multy Service: С появлением экранов edge-to-edge ремонт стал немного сложнее и требует большого опыта мастеров и наличия оборудования. Дисплеи заходят на грани корпуса. Например, в Samsung Galaxy S6/S7 Edge экран меняется с частью корпуса — это вызывает сложности. В случае с S8/S9 можно переклеить само стекло, без матрицы, хоть это и очень сложный процесс. Лучше и надежнее менять дисплей в сборе.
В iPhone X, например, нужно очень аккуратно, под определенным углом снимать дисплей, чтобы не повредить камеру Face ID.
МастерPIN: Примерно так же, сильно ничего не поменялось. Технологии идут вперед, устройства усложняются, появляются новые функции — вроде кажется, что девайсы стали сложнее, но на самом деле нет. Производитель предоставляет все возможные ресурсы, чтобы нам было комфортно ремонтировать изделия. Мы официальный сервисный центр, есть авторизация от всех компаний, которые мы представляем, — они дают нам как техническую информацию, так и оборудование для ремонта.
— Какие модели удобнее и проще всего ремонтировать?
Multy Service: На первое место поставил бы iPhone. Их не нужно греть, например, чтобы разобрать — это применяется только в новых моделях (iPhone 8 и iPhone X).
Второе место — пожалуй, Xiaomi. Всегда можно найти запчасти. Производитель хоть и очень часто обновляет модельный ряд, но детали выпускает в большом количестве, и они есть практически на все смартфоны. В этом плане компания молодец. А дальше я назвал бы Samsung и Huawei. Не потому, что эти аппараты чинить проще остальных, а из-за их популярности и, опять же, наличия деталей.
Вот четыре бренда, с которыми можно хорошо работать. Такие устройства получится отремонтировать в течение 2—3 часов. Не говорю, что с остальными работать нельзя — просто с ними будет сложнее.
Если смотреть на технику в целом, а не только на смартфоны, то непростыми в ремонте являются планшеты ASUS: запчастей нет, выпускается одна модель, к ней идет несколько версий с разными конфигурациями шлейфов и комплектующих. В среднем на диагностику аппарата уходит 20 минут.
МастерPIN: Некоторые устройства разобрать легко, а модуль заменить трудно. Есть модели, у которых открутил несколько винтиков и уже снял крышку. Но дисплей меняется не в сборе, а по частям — приходится расклеивать сенсор, доставать экран из передней корпусной рамки, все собирать обратно. Сюда можно отнести некоторые модели Prestigio и TeXet.
И есть «клеенные» смартфоны — казалось бы, сложный в разборе, но у него все идет модулем. Только расклеил и сразу меняешь весь блок. Так, например, у Xiaomi Redmi 5.
— Телефон упал в воду. Что делать?
МастерPIN: Первое — выключить устройство. Если оно легко разбирается, достаньте аккумулятор. Когда батарея установлена, токи ведь все равно идут и происходит электролиз. Начинают окисляться элементы, выходить из строя модули питания, подсветки и так далее.
Сейчас много неразборных девайсов. Их рекомендуется выключить и как можно скорее нести в сервисный центр. Не нужно пробовать какие-то народные методы — не помогут ни фен, ни рис. Устройство уже побывало во влаге — процесс электролиза пошел. Нужно использовать приборы, которые помогут быстро разобрать и просушить аппарат. Возможно, потребуется замена каких-то модулей.
С морской водой все то же самое. Но это агрессивная среда, поэтому спасти девайс еще тяжелее.
Multy Service: Точно не класть в рис и не сушить феном. И ни в коем случае не заряжайте. Лучший вариант — максимально быстро отвезти аппарат в сервисный центр или вызвать курьера.
Проблема в том, что вода распространяется внутри корпуса, и выше вероятность, что случится замыкание. Мы чистим устройство в ультразвуковой ванне, чтобы полностью удалить следы влаги. Затем, как ни странно, промываем смартфон обычной водой — нужно смыть реагент. Пока не подается питание, жидкость девайсу не страшна.
И в целом о влагозащите. Во-первых, вам повезло, если вода была чистая. Во-вторых, если смартфон со стандартом IP68 попадет в воду, его все равно в идеале нужно разобрать и просушить. В какой-то момент влага может попасть под процессор, произойдет замыкание — и все. Ведь и на заводе может быть брак: что-то недоклеено, и внутрь просочится вода.
— Что-нибудь особо редкое вам приносили — типа Vertu с бриллиантами? И в целом какие были забавные истории?
МастерPIN: Был один интересный случай. Клиент принес одну из моделей Sony Xperia: говорит, не работает датчик приближения. Мы проверяем — все работает корректно. Пригласили этого клиента в сервисный центр, чтобы он показал неисправность и нам стало ясно, в чем же дело. Телефон звонит, и человек берет его в левую руку — а нам всем привычнее брать устройство в правую руку. Получилось так, что в этой модели датчик приближения смещен в левую сторону, и если держать смартфон левой рукой, то датчик не закрывается ухом. Показали и объяснили клиенту — и вопросов больше не было.
Multy Service: Звонки по редким моделям иногда бывают, но к таким аппаратам, как правило, сложно найти запчасти. Взять тот же Vertu — в Беларуси их очень мало. Никому не выгодно везти детали, которые будут неликвидом. Поэтому советуем покупать популярные бренды — к ним не только копии, но и оригинальные запчасти легко отыскать. Мобильная сфера похожа на автомобильную: детали к популярным маркам достать не проблема, а на эксклюзивы придется поискать.
Недавно нам приносили какую-то модель BlackView — китайский суперзащищенный смартфон. После обновления перестал заряжаться. Насколько знаю, клиент так и не нашел в Минске сервис, который ему помог бы — просто из-за редкости этого бренда.
Была у нас и веселая история. Клиент выронил iPhone 6s в море на отдыхе. Хотел сфотографировать рыбок, которые выпрыгивали из воды. Смартфон он опустил под воду — а Apple не гарантирует защиту при погружениях, только от брызг и дождя, например. Ремонта было рублей на 650. Мы клиенту говорили, что выгоднее новый iPhone купить, но он восстанавливал смартфон ради той фотографии. Кстати, официально iPhone 6s не защищен от влаги, но на самом деле прослойка там есть. Просто это не афишируется.
— Правда, что в белорусских сервисных центрах, в том числе авторизованных, вообще нет оригинальных аккумуляторов на iPhone?
Multy Service: Это, наверное, самый популярный вопрос клиентов. Оригинала не существует в принципе, Apple не продает такие запчасти сервисным центрам. Есть, например, японская «банка» в паре с китайским шлейфом. Это можно считать оригиналом, и минские сервисы часто называют такое решение оригинальным аккумулятором.
— О восстановленных iPhone ходит много слухов: одни хвалят, другие говорят, что покупать их ни в коем случае нельзя. Где правда?
Multy Service: Все зависит от происхождения этого «рефа». Если говорим о CPO, то есть об официально восстановленном смартфоне, который собран из действительно оригинальных деталей, то он не отличается от нового. Но есть подделки, которые лучше даже в руки не брать, не говоря уже о том, чтобы звонить по ним. Открываешь какой-нибудь iPhone 5s или iPhone 6, а там внутри все в китайских печатях. Они собраны в подвальном цеху из бракованных аппаратов. Качество уже совсем не то.
Смартфоны в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by