«Пришлось менять коробки на белые». Белорусская компания стала партнером Apple

05 марта 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка

«Пришлось менять коробки на белые». Белорусская компания стала партнером Apple

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

В фирменных магазинах Apple, кроме продуктов самой компании, продается много товаров партнерских фирм: наушники, док-станции, колонки, Lightning-кабели и масса других вещей. Теперь там же, в настоящих стеклянных Apple Store (а не подвальных «Aple Stor»), появились трекеры белорусской PIQ. Компания рассказала Onliner.by, как ей удалось стать партнером Apple и какие требования выдвинули купертинцы.

Ориентация на масс-маркет

Сергей и Александр — разработчики софта для платформы iOS. Они начинают разговор нетипично для представителей компании-стартапа. Если на большинстве хакатонов и стартап-битв «не имеющим аналогов» могут назвать новый способ завязывания шнурков, то в PIQ прямо говорят: конкуренты есть, и их немало.

— Многие делают спортивные трекеры. В основном все сосредоточены на каком-то конкретном спорте. У нас хватает конкурентов в определенных видах спорта: кайтсерфинг, бокс, теннис. Но мы специализируемся на мультиспортивных сенсорах, и их, насколько знаю, никто не делает.

— Почему для PIQ это не проблема, а другие компании так не умеют?

— Сложно сказать. Наверное, у каждого разный путь на рынке: кто-то завязывается на одном спорте и старается стать лучшим в нем. При разработке все вертится вокруг специфического паттерна движений — намного проще создать и поддерживать один, чем делать много разных. К тому же у нас огромная база движений, собиравшаяся годами. А классификацией движений занимается нейронная сеть, запущенная прямо на сенсоре. Это довольно непростая задача, учитывая ограниченные вычислительные ресурсы маленького устройства.

Трекер PIQ начали разрабатывать 5—6 лет назад, а в продаже первое устройство появилось в 2015 году. Это был датчик для тенниса. Разработчики говорят, что основная аудитория — просто увлеченные спортом люди, не профессионалы (как в случае с RocketBody, например):

— Мы больше ориентируемся на масс-маркет — людей, которые ведут здоровый образ жизни, увлечены одним или несколькими видами спорта и которым интересно следить за своим прогрессом.

Виды спорта, надо сказать, не сильно популярные в Беларуси: если бокс, теннис и лыжи еще можно считать массовыми, то кайтсерфинг и гольф — диковинка для страны. Но трекер PIQ пока не продается у нас. Точнее, купить можно, но это настоящий квест: белорусский продукт нужно заказывать из-за границы, что уже само по себе необычно.

О датчиках и аксессуарах

Сам датчик, по форме напоминающий логотип автоботов из «Трансформеров», устанавливается в один из фирменных ремешков. В идеале для каждого вида спорта нужно использовать специально предназначенный аксессуар. Кажется, что все это чистый маркетинг и вытягивание денег, но разработчики объясняют: для каждого вида спорта нужны специфические крепления. Например, во время горнолыжного спуска трекер цепляется на голень спортсмена, при боксировании датчики крепятся в бинтах. Компания заключила соглашения с ведущими производителями спортивных товаров: набор для тенниса выпускается совместно с Babolat (делают теннисный инвентарь), для бокса — с Everlast и так далее.

— Что именно узнает спортсмен, повесив на себя трекер PIQ?

— Мы можем находить движения и классифицировать их по типам. В теннисе мы различаем backhand, forehand и подачу, в боксе — джеб, кросс, хук, апперкот и комбинации. Плюс для каждого вида спорта есть калькулятор: по показаниям датчиков можно определить, например, скорость удара, основываясь на какой-то из осей. Также вычисляем характеристики, основанные на временных параметрах движения. Допустим, в гольфе очень важно соотношение времени замаха ко времени удара. В боксе, например, нужно быстро возвращать руку после удара, чтобы оставаться в защите. У нас учитываются эти миллисекунды.

Кроме статистики за тренировку был добавлен соревновательный элемент — списки лидеров. По словам разработчиков, особенно это цепляет в кайтсерфинге: всем хочется подлететь на волне как можно выше.

Компания PIQ выпускает датчики двух типов: красные и синие, как таблетки в «Алисе в Стране чудес». Второй вариант — бюджетный, без дисплея и NFC, и он пока заточен только под конкретный вид спорта. Для бокса, например, разработчики советует покупать сразу два сенсора — на каждую руку. Синий датчик стоит около $100, а мультиспортивный красный — $149. Но и здесь заковырка: дополнительный вид спорта становится доступен через карточку с NFC, которая вложена в набор с фирменными аксессуарами.

Требования Apple

Знакомство Apple и PIQ произошло на выставке CES 2017: «Они сами нас нашли, потом пригласили руководителя компании в офис и предложили продавать сенсоры через свой магазин. В Apple заинтересованы в наполнении своих магазинов тем, что хорошо вписывается в их инфраструктуру и концепцию. Сейчас компания много внимания уделяет здоровью — думаю, это подогрело интерес к PIQ. У нас большая экспертиза в анализе данных. Мы не единственный продукт такого рода в магазине Apple: еще продаются трекеры Zepp, например. Старт продаж в Apple Store — отличный трамплин для начинающих фирм. Сложно представить человека, который выходит из фирменного магазина Apple без пакета».

Компании PIQ пришлось пойти на некоторые уступки. Во-первых, купертинцы потребовали изменить упаковку — цвет обязательно должен быть белым. Во-вторых, Apple настояла, чтобы в комплекте было сразу два сенсора. Пока что в магазине доступен только набор для бокса, и для этого вида спорта как раз нужна пара датчиков. Интересно, что в Apple Store стоимость получается ниже: набор для бокса с двумя синими сенсорами обойдется в $180. Кроме этого разработчикам из PIQ понадобилось доработать приложение для iOS и улучшить интеграцию с нативными программами вроде Apple Health и Workout:

— В первую очередь нам нужно было улучшить «out of the box experience» — момент, когда человек достает девайс из упаковки и активирует его. Сначала нужно подключить один сенсор, затем второй; если доступна новая прошивка — скачать апдейт, настроить профиль. Все это должно было проходить абсолютно бесшовно и интуитивно, как с продуктами Apple. Также нам сказали улучшить показатель возврата к приложению — для этого мы ввели мотиваторы. Например, если человек тренируется в одном месте и там же кто-то достиг лучших показателей, мы сообщаем об этом пользователю — пусть попробует обойти достижение.


Сенсоры PIQ уже третий год продаются без конструктивных изменений. В компании говорят, что намного важнее софт: как нейросети распознают движения, насколько точно cчитают их. Недавно разработчики добавили поддержку Apple Watch: теперь во время тренировки можно отложить iPhone и заниматься только с умными часами — данные передаются на сам гаджет.

В ближайшее время PIQ собирается открыть платформу для энтузиастов: пользователи смогут сами обучать систему движениям. Так компания надеется расширить набор доступных видов спорта, в том числе за счет не особо популярных: «Если, например, человек увлекается керлингом и хочет знать, сколько раз и с какой силой он этой щеткой провел по льду, то можно будет самому обучить алгоритмы приложения».

Перчатки для единоборств в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by