30 569
54
15 мая 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Алексей Матюшков; 4 I Lab

«Пей и стреляй в зомби»: как белорусов прославила игра, сделанная за два дня

О минской студии 4 I Lab неожиданно заговорили в конце 2016 года. Небольшая компания по разработке игр победила на довольно известной конференции White Nights в Праге со своим проектом Drunk or Dead для шлемов виртуальной реальности. Суть игры укладывается в одну строку: нужно пить и отстреливаться от зомби. Onliner.by поговорил с руководителем студии Михаилом Юрченко о творческом пути, перспективах VR и планах на будущее.

Компания 4 I Lab образовалась в 2011 году. Изначально она занималась проектами для Android: «Это была заря Android-разработки, игр выходило не то чтобы много. Тогда можно было делать что-то новое, и мы занялись этой сферой. Среди наших игр — «Бункер», Battleships и еще несколько. Всего их было около десяти».

— С Android у нас не получилось занять серьезную нишу. Но хорошие приложения были — например, сервис для фанатов хоккея, который в реальном времени показывал обновление счета в матчах КХЛ. Правда, потом Лига выпустила официальное приложение, и, естественно, оно забрало всех наших пользователей — там было больше информации.

«Разрабатывать игры под PlayStation VR сложно из-за площадки — Sony очень трепетно относится к статусу разработчиков, качеству проектов»

Постепенно компания переключилась на игры для виртуальной реальности — если ниша в мобильной разработке уже плотно занята, то рынок VR вместит еще много желающих. Студия 4 I Lab дважды попала в новую волну: сперва Android на пике развития, теперь — шлемы VR.

— Часто говорят, что разрабатывать проекты для виртуальной реальности очень дорого и сложно. А тут студия из восьми человек делает игры для VR. Как это получилось?

— У наших друзей из другой компании появился Oculus Rift Dev Kit — версия шлема для разработчиков. На тот момент мы делали игру Time of Dragons — эдакий многопользовательский шутер на драконах. Помню, нас сравнивали с World of Tanks и War Thunder — мол, все похоже, только драконы вместо танков. Когда нам дали шлем виртуальной реальности, было решено в качестве эксперимента перенести игру в VR. Все сразу получилось, и мы стали делать «Время драконов» для шлемов. В то время виртуальная реальность как раз начинала становиться популярной. Получился переход от простого к сложному: сначала мы делали мобильные игры, потом трехмерные, а теперь занимаемся VR.

Если говорить о навыках программистов, дизайнеров и 3D-моделлеров, то большой разницы между обычными играми и проектами для VR нет. Мы сразу решили делать игры для «взрослого VR» — никаких Google Cardboard и аналогов, только шлемы HTC Vive и Oculus Rift. Первое время возникала сложность с самими устройствами — найти их было нелегко.

— HTC Vive, PlayStation VR, Oculus Rift — что из этого выделите и почему?

— Разрабатывать игры под PlayStation VR сложно из-за площадки — Sony очень трепетно относится к статусу разработчиков, качеству проектов. К тому же просто привезти специальную версию PlayStation 4 для разработчиков в Беларусь проблематично, даже если российское представительство компании сможет ее предоставить.

В случае с Oculus Rift и HTC Vive ситуация другая: сервис Steam пропускает независимых разработчиков, коими мы и являемся. Из этих двух шлемов, пожалуй, выберу Oculus Rift. Еще полгода назад HTC Vive был лидером — есть отслеживание перемещения игрока, игровые контроллеры. Шлем Oculus Rift был в статусе догоняющего, джойстики к нему выпустили только через некоторое время. Оказалось, что компания сейчас впереди: сам шлем легче и проще, картинка слегка четче, а контроллеры эргономичнее, удобнее лежат в руках. Но при этом Oculus Rift отстает от HTC Vive в позиционировании размеров комнаты. Хотя и там, и там требуется пространство 3×3 метра.

«Люди писали, что ради Drunk or Dead готовы купить VR-шлем. Это, конечно, было очень приятно. Нам самим игра тоже понравилась — мы поняли, что нащупали нужное направление»

Игра «Время драконов» переросла в Ahros: One Warrior Chronicle. Это развитие идей Time of Dragons: действие происходит в мире, в котором обитают те же драконы. Михаил говорит, что полеты на драконах оказались сложными: игроков быстро укачивало из-за динамичных передвижений на летающих созданиях. Постепенно Ahros превратилась в приключенческий шутер с элементами хоррора.

Слева — джойстик для Oculus Rift, справа — контроллер HTC Vive

Самая известная игра 4 I Lab на данный момент — шутер Drunk or Dead. Созданный ради веселья проект оказался по душе и пользователям, и критикам. Как часто бывает, при разработке игры никто такого эффекта не ожидал.

— Это был конец года, мы устраивали корпоратив. Просто идти в ресторан — скучно. Захотелось организовать хакатон внутри самой студии — то есть соревновались мы, по сути, сами с собой. Накопилось много идей, на которые не хватало времени из-за основных проектов. Поэтому решили сделать что-то необычное. Часа два выписывали идеи. Главных требований было несколько: чтобы успели сделать за хакатон и чтобы весело было играть, когда начнем отмечать корпоратив.

Drunk or Dead

Разработчики пустили под нож все лишнее, оставив только базовую механику: стрелять и пить. На самом деле, в Drunk or Dead геймплей и баланс очень даже продуманы. Согласно предыстории, в мире игры произошел зомби-апокалипсис, и лишь пьяные люди не могут заразиться вирусом. Главный герой сидит в баре, периодически выпивает и стреляет в ходячих мертвецов, которые прибегают в заведение. Особенность в том, что вам нужно, как говорится, не перебрать: если переоцените возможности организма, объекты расплывутся так, что вы точно ни в кого не попадете. Однако если герой будет пить слишком мало, он протрезвеет и погибнет.

Студия 4 I Lab сообщала о ходе разработки практически в прямом эфире на популярном западном ресурсе Reddit: «Пользователи сайта заинтересовались, и к концу хакатона люди уже писали, что ради игры готовы купить VR-шлем. Это, конечно, было очень приятно. Нам самим Drunk or Dead тоже понравилась — мы поняли, что нащупали нужное направление».

— Спиртные напитки в нашей и соседних странах присутствуют на многих позитивных событиях и мероприятиях, а Drunk or Dead как раз появилась под Рождество и Новый год — думаю, отчасти именно этим можно объяснить популярность игры.

— Планируется ли «детская» версия, в которой герой будет пить сок?

— У игры рейтинг 18+, но удаление алкоголя проблему бы не решило: зомби погибают очень эффектно, с обилием крови. К тому же предпочтительная аудитория проектов для виртуальной реальности — совершеннолетние. В некоторых странах детям даже рекомендуется играть в VR только в присутствии взрослых.

Одна из главных проблем VR-устройств — эффект морской болезни. В первые дни работы с такими гаджетами вопрос стоит особенно остро: чем динамичнее игра, тем быстрее почувствуете себя юнгой при морском шторме. Михаил говорит, что организм постепенно привыкает, поэтому разработчики VR-игр более стойкие к тошноте от виртуальной реальности: «Вестибулярный аппарат можно тренировать. Если вы впервые оказались на корабле, то, вероятно, вас укачает. А бывалые моряки не воспринимают качку. То же самое с виртуальной реальностью. Конечно, мы понимаем, что пользователям нужно привыкание: сразу нагружать полетами или какими-нибудь американскими горками нельзя. В своих играх мы не используем механики, которые вызывают укачивание, — нужно плавно вводить людей в VR».

Ahros: One Warrior Chronicle
«Покупатели шлемов — это гики, увлеченные люди, они идут в ногу со временем и интересуются всем новым. Остальная аудитория только присматривается. До появления VR в каждом доме, как было с компьютерами и телефонами, должно пройти минимум пять поколений»

— Не боитесь стать заложниками одной игры?

— Нет, у нас еще много идей и проектов. Я не могу назвать Drunk or Dead суперуспешной в финансовом плане. Конечно, свою долю славы получила и игра, и студия. Но проект небольшой, в нем нет конечной цели — просто аттракцион для компании друзей. Мы сосредоточены на крупных играх, которых сейчас на VR почти нет — в основном можно найти только небольшие демонстрационные проекты. За исключением Resident Evil: Biohazard и еще буквально нескольких игр.

Теперешние шлемы виртуальной реальности еще далеки от идеала: им требуется мощное «железо», они проводные, с малым углом обзора. Михаил уверен, что сменится еще несколько поколений, прежде чем VR станет массовым и избавится от болячек: «Покупатели шлемов — это гики, увлеченные люди, они идут в ногу со временем и интересуются всем новым. Остальная аудитория только присматривается. До появления VR в каждом доме, как было с компьютерами и телефонами, должно пройти минимум пять поколений. К единому стандарту придет система управления: сейчас предлагаются разные варианты, в дальнейшем же появится оптимальное решение для шлемов. Ведь на всех приставках мы играем с помощью джойстика, на любом компьютере работаем с клавиатурой и мышью — такие же интуитивные контроллеры появятся на VR».

Коллектив 4 I Lab с выигранным за Drunk or Dead кубком

Одно из возможных решений с управлением — использование нейроинтерфейсов. На недавнем хакатоне команда 4 I Lab как раз сделала игру, в которой пользователь контролирует персонажа мозговой активностью. Но проблема в том, что VR-шлемы есть далеко не у всех, а людей с устройствами для измерения мозговых волн еще меньше.


В ближайшее время 4 I Lab представит новую игру — снова для виртуальной реальности. Также компания готовит большое обновление для Drunk or Dead. Разработчики намекнули, что мы выйдем из бара и окажемся на улицах мегаполиса: «Это будет улица баров. Как Зыбицкая, только в Нью-Йорке. Там вы встретите зомби-оленей и зомби-голубей. Стрельба будет происходить не в одной плоскости, а в трех — олени внизу, зомби-люди прямо, птицы сверху. Планируется, что нужно будет переходить из одного заведения в другое». Анонс игры состоится в Москве на конференции DevGAMM 2017.

Алкотестеры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Алексей Матюшков; 4 I Lab
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
15.05.2017 в 8:04
переезжайте на Кипр
15.05.2017 в 8:05
На Xiaomi потянет?
15.05.2017 в 8:06
Если бы не Онлайнер, так и не знал бы про них и их работу
15.05.2017 в 8:06
На играх можно заработать больше, чем на сигаретах и алкоголе
15.05.2017 в 8:06
Зарабатывай и убегай. Новая игра будет :)
15.05.2017 в 8:06
Все гениальное просто.
15.05.2017 в 8:06
Команда молодости нашей..
15.05.2017 в 8:08
Молодцы ребята!
15.05.2017 в 8:09
Главное бороду отрастить для IT, а там уже все победы твои.
15.05.2017 в 8:13
Самая известная игра 4 I Lab на данный момент — шутер Drunk or Dead.

Хорошая тема для Беларуси...
15.05.2017 в 8:14
Большая текучесть кадров среди тестировщиков ПО.
15.05.2017 в 8:15
Целеустремленные люди! Удачи им!
15.05.2017 в 8:16
Это Беларусь, молодцы!
15.05.2017 в 8:21
Скоро будешь идти по улице, плюнешь и попадешь в айтишника
15.05.2017 в 8:21
Суть игры укладывается в одну строку: нужно пить и отстреливаться от зомби.

Если пить, то лучше реальная драка, чем все эти виртуальные прибамбасы
15.05.2017 в 8:22
Тут думаешь над тем, как более-менее комп обновить, чтобы Ведьмака 3 на уверенных 60фпс потянул, а вы про VR. Какое там в наших широтах.
15.05.2017 в 8:40
Вылитый Гейб
еще годик походов в макдак , и скоро не отличишь.
15.05.2017 в 8:43
где видео? где ссылки на стор? где что-то кроме заявлений)?
15.05.2017 в 8:45
Приятно видеть, что разработчики Пелевина читают, вдохновились его романом t. А что, все правильно, хорошие идеи надо реализовывать.
15.05.2017 в 8:49
Реальность наших баров,перенесли в виртуальность .....
15.05.2017 в 9:01
Я же говорил, что для победы в первую очередь нужна борода, хотябы жиденькая, ну хоть какая-нибудь. Вот подтвержднение этой теории.
15.05.2017 в 9:24
Суть игры укладывается в одну строку: нужно пить и отстреливаться от зомби.

Если пить, то лучше реальная драка, чем все эти виртуальные прибамбасы
"Женя_Ч":

Ага. И последующий реальный срок после драки :)))
15.05.2017 в 9:40
redneck rampage, 1997 год
15.05.2017 в 9:49
как программист ни когда не поверю, что игру можно сделать за два дня!
15.05.2017 в 9:49
Плюсую хлопцам! + Игра супер (играл, знаю).
15.05.2017 в 10:53
Лучше бы хоккеисты прославили!
15.05.2017 в 10:57
Слизали идею из реднек рампейдж.
Тоже мне инновации :)
15.05.2017 в 11:01
Я есть ГРУТ!
15.05.2017 в 11:21
HugoD, плохой видать вы программист раз можете такое говорить
15.05.2017 в 11:47
200 поколение. О каких 5 поколения идет речь. Первые телефоны появились не в 1917 года о около 500 готов н.э.
15.05.2017 в 12:02
Удачи ребятам!
15.05.2017 в 12:17
https://content.onliner.by/news/1100x5616/0e221c8f6bde1299a1d597301659896b.jpeg
внизу слева - это Гейб в молодости?))
15.05.2017 в 12:19
Молодцы. Не переезжайте на Кипр.
15.05.2017 в 12:53
Молодцы !!!
15.05.2017 в 13:02
Drunk or dead - Пьян или мертв. Вроде ж так.
15.05.2017 в 13:12
переезжайте на Кипр
"дурачина":

если говорить точнее то открывать там основное представительство, а тут так... подрядчик;)
и да, а то можно не успеть))
15.05.2017 в 13:15
Стрельба будет происходить не в одной плоскости, а в трех — олени внизу, зомби-люди прямо, птицы сверху.
Шта?
15.05.2017 в 13:41
Валить надо пацаны Вам, в тепло и безопасность !
15.05.2017 в 13:57
сюжет игры из фильма взяли
15.05.2017 в 14:06
с появлением шлема VR в каждом доме очень прибыльной станет индустрия порно игр и симуляторов.
15.05.2017 в 14:53
Слоган в РБ должен быть другой.
"Пей и играй".
15.05.2017 в 15:05
Скоро будешь идти по улице, плюнешь и попадешь в айтишника
"viktor500011":

И это замечательно, что их все больше и больше! Они хотя бы не плюются.
15.05.2017 в 15:26
Dakuro, а вы видать хороший? за два дня игры не создают, а плодят, между прочим. взял уже готовые исходники, поменял шапку и готово? это не создание игры.
15.05.2017 в 16:25
С кубком в руках чел, который тратит их бабки?
15.05.2017 в 16:28
HugoD, а я себя и не позиционирую программистом это только ваша догадка.
Заявление из разряда "используя операторы и переменные программисты плодят говнокод". С таким отношением можно обгадить что угодно. Удачи вам на поприще интернет войн.
15.05.2017 в 17:59
чтоб создавать что-то подобное надо самому очень сильно увлекаться,по моему ему удалось 5
15.05.2017 в 18:05
если не поддержки google cardboard, то проект мертворожденный, ни кто не будет покупать дорогущий шлем, который не сильно выигрывает у топовых гарнитур типа bobovr z4, но прилично проигрывает по распространенности!
пилите под мейнстрим!
15.05.2017 в 19:20
Прей на раздаче есть, айда туда.
15.05.2017 в 21:37
<Это будет улица баров. олени внизу, зомби-люди прямо, птицы сверху. >

Идея не новая - это старый добрый Redneck Rampage, олени вместо коров и зомби вместо реднеков.
В принципе развитие VR отрасли так и пойдёт, зачем что-то выдумывать, когда можно перенести на платформу выстрелившие идеи из прошлого.
15.05.2017 в 21:43
Слева в кресле - Габен?
15.05.2017 в 22:28
с нашей экономикой скоро все как зомби будем)))
16.05.2017 в 2:01
Отличная игра, овцам понравится!
16.05.2017 в 8:25
"Пей и стреляй в зомби". Что за муть, для каких детей или взрослых этот сюжет. Потом мудаки всякие с бензопилами в торговые центры приходят, или в школы с оружием.
17.05.2017 в 5:32
Хорошо сделали игру, но это не мое.