Картины и скульптуры могут уходить с молотка за суммы, близкие к ВВП далеких африканских стран, но большинство творцов ждет другая судьба. Поговорку «художник должен быть голодным» зачастую воспринимают буквально: стоимость отличных (с обывательской точки зрения) работ бывает невысокой, в то время как создатель потратил на нее много времени и сил. Валерьян и Артем подумали, что людям искусства негде продавать свои произведения, и сделали для этого онлайн-площадку «Чердак Дали».
Разработчики сделали проект за две-три недели, говорит Артем: «Идея появилась пару месяцев назад. Гуляли по Минску и зашли на выставку на Октябрьской улице — увидели цены работ и немного удивились. Начали искать в интернете, какие картины можно купить. Поняли, что ничего подходящего в пределах Беларуси нет. Художники обычно используют группы в социальных сетях, но их еще найти надо. Зарубежных ресурсов, кстати, тоже практически нет. Так сформировалась мысль — организовать онлайн-галерею, в которой люди смогут продавать свои работы».
Развитие и продвижение сайта целиком лежат на Валерьяне и Артеме — по основной работе они как раз специалисты в этой сфере: «Поэтому сайт так быстро и появился — это не стартапы, в которых сначала идею придумывают, потом ищут разработчиков, рекламщиков и так далее. Сразу придумали и сами сделали».
«За неделю 50 авторов зарегистрировали 250 работ, и число все время растет. Изначально планировали только ресурс о живописи, а потом решили добавить другие направления — опасались, что сайт будет пустым. Оказалось, что и одних картин хватило бы».
Дальше Артем с Валерьяном занялись привлечением людей. Тут помогли знакомства в творческой среде. Художники подтвердили, что ресурс будет полезен:
— Студенты БГАИ рассказывали, что за время учебы накапливается много работ — продать их трудно, выбрасывать жалко, и вся квартира завалена картинами. Где студенту найти покупателя? На выставку нужны деньги, а стоять в переходе метро и просить за работу пару тысяч рублей никто не будет. Зато можно просто сфотографировать картину и разместить объявление в специализированном каталоге. При этом есть обратная связь: комментарии, «лайки», общение с автором через сообщения. Художнику ведь это и нужно — заниматься любимым делом и им зарабатывать.
В этом могут помочь торговые площадки или социальные сети, но авторы «Чердака Дали» говорят, что надо учитывать особенности художников: «Они ведь, не в обиду, слегка в своем мире — хотят, чтобы их ценили, работы выставлялись на выставках, в галереях. Наш ресурс идеально подходит: ничего лишнего, только творцы, их произведения и покупатели».
Уже прошло время плюшевых медведей и сердец — на праздники людям стараются дарить что-то красивое или полезное.
Популярность быстро выросла, и даже разработчики удивлены такому интересу к своему проекту: «За неделю 50 авторов зарегистрировали 250 работ, и число все время растет. Мы не думали, что будет такой ажиотаж. Изначально планировали только ресурс о живописи, а потом решили добавить другие направления — опасались, что сайт будет пустым. Оказалось, что и одних картин хватило бы».
Художники быстро поняли, что размещение на ресурсе для них выгодно. Только поначалу люди были настороженными: «Первый вопрос всегда один и тот же — сколько стоит опубликовать у вас свои работы. Когда объясняли, что все бесплатно, они сразу соглашались. Многие магазины выкупают у художников картины и перепродают дороже. Сначала о нашем сайте тоже такое думали, но увидев, как все на самом деле, приятно удивлялись».
Разработчики много внимания уделяют внешнему виду сайта — все-таки продают картины, а не стройматериалы. Если какая-то работа плохо или не целиком видна, просят сделать более качественное фото. На ресурсе начали регистрироваться авторы с любительскими работами: «Были откровенно некачественные картины. Что с ними делать? Если, условно, каждый школьник станет публиковать работы с уроков по изобразительному искусству, то картины профессиональных художников, во-первых, пойдут вниз страниц, а во-вторых, сами творцы не захотят публиковать работы на нашем сайте. Мы сделали выделенное размещение — пока что сами выбираем произведения, которые, на наш взгляд, достойны этого. В дальнейшем появится платное размещение».
«Мы хотели бы сделать соцсеть для художников. За короткий период существования художники разместили у нас много профессиональных работ, и мы должны сами соответствовать такому высокому уровню».
У разработчиков есть контакт с преподавателями учебных заведений, которые подготавливают будущих Пикассо и Шагалов: «В идеале, хотели бы получать от них помощь. Ресурс об искусстве должны курировать люди, как говорится, в теме: сейчас качество работ мы определяем на уровне «нравится — не нравится», а когда к нам пришла преподаватель и стала оценивать работы с профессиональной точки зрения, вылезло много нюансов. Один человек в описании своего профиля указал, что он лауреат престижных конкурсов. А преподаватель говорит, что это кустарные работы, такое практически любой может нарисовать. Если подобные картины увидит специалист, то доверие к нашему ресурсу потеряем навсегда. Поэтому вводим модерацию: человек, назвавший себя обладателем премий и наград, должен показать эти сертификаты».
— Продавцов у вас хватает. А покупатели есть?
— Уже, мне кажется, прошло время плюшевых медведей и сердец — на праздники людям стараются дарить что-то красивое или полезное. Я недавно искал картину. Оказывается, обычный маленький принт стоит 70—80 рублей — это вообще-то немало. На нашем ресурсе, для сравнения, уникальная работа профессионального художника может стоить дешевле. Плюс у нас много хэндмейда, и там ценник совсем гуманный: от 5—7 рублей. А ведь это вещи ручной работы — глиняные изделия, ковка, кулоны и так далее. Думаю, аудиторию получится привлечь.
Надо только донести людям, что можно купить красивую картину за небольшие деньги. У нас часто думают, что картина — это обязательно нечто из Ренессанса и с недоступными ценами. Но многие студенты пишут действительно красивые картины, мастера делают отличные скульптуры, и стоимость доступная. Гораздо приятнее повесить в квартире авторскую работу, а не распечатку Моны Лизы.
Сначала мы хотели оценить масштаб. Сидеть на «Чердаке Дали» художникам просто так неинтересно. Рассматриваем два направления. Первое — просто продажа готовых работ. Второе — возможность размещения заказа на создание картины или скульптуры. Таким образом подтянется больше покупателей.
— Как быть с «горячими» направлениями в живописи? Размещение фотографий таких работ может привести к проблемам с законом.
— При регистрации нужно подтвердить свое совершеннолетие. Если пользователю меньше 18 лет, то работы из раздела «ню» он не увидит. Много художников работает в этом направлении, оно востребовано. Будет неправильно ограничивать творческих людей. Откровенно провокационные работы мы не размещаем.
Сейчас на сайте больше всего работ из Беларуси, но представлены произведения из других стран — Россия, Украина, Великобритания. У ресурса есть англоязычная версия, в теории «Чердак Дали» может стать площадкой для художников со всего мира. Разработчики признаются, что мечтают видеть свой проект в качестве международной онлайн-галереи с возможностью покупки работ: «Мы хотели бы сделать соцсеть для художников. За короткий период существования художники разместили у нас много профессиональных работ, и мы должны сами соответствовать такому высокому уровню. Также мы думаем привлечь к нашей площадке образовательные учреждения, проводить выставки и другие тематические мероприятия от имени проекта».
«Продать сайт целиком, чтобы просто заработать, — не наш вариант. Мы в самом деле переживаем за „Чердак Дали“, и вряд ли нанятые люди будут так же гореть работой».
За пределами Беларуси похожий каталог есть — это etsy.com. Ресурс тоже предлагает массу товаров, в том числе ручной работы. Но в отличие от «Чердака Дали», их можно купить сразу через сайт.
«Корзины» и других атрибутов торговых площадок у белорусского проекта нет: ресурс не участвует в организации продаж, а служит только каталогом работ: «Сейчас для нас самая важная задача – сделать качественную площадку и наполнить ее талантами, которые будут размещать свои работы, и аудиторией, которая будет готова эти работы приобретать. В дальнейшем, конечно, хотим предоставить максимальное качество сделки между заинтересованными лицами».
Проект на данный момент некоммерческий, разработчики рассматривают возможности монетизации: выделенные объявления, платные аккаунты для организаций. Создатели «Чердака Дали» говорят, что сайт создавался в первую очередь «для души», но если он сможет приносить деньги, то это лишь плюс.
Проект развивают всего два человека, но при больших планах скоро наступит момент, когда потребуется отдельная команда разработчиков. Валерьян и Артем говорят, что планируют постепенно развивать ресурс, пробовать направления развития и искать финансирование:
— Как обычно у стартапов бывает — наверное, инвесторы появляются? Мы не стартаперы, поэтому всех тонкостей не знаем. Пока сложно сказать, во что вырастет проект. Хотим остаться в команде и по мере возможностей участвовать в его жизни. Продать сайт целиком, чтобы просто заработать, — не наш вариант. Мы в самом деле переживаем за «Чердак Дали», и вряд ли нанятые люди будут так же гореть работой.
Цифровые фоторамки в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by