Уходящий год был непростым и интересным как для мобильных операторов, так и для их абонентов. После долгого периода затишья, продолжавшегося несколько лет, сотовые компании объявили о знаковых для всей отрасли активностях. Без неприятностей, связанных с обслуживанием клиентов, увы, тоже не обошлось. В сегодняшнем материале посмотрим, как операторы справились со сложными ситуациями и что новенького готовят.
Первую хорошую и ожидаемую новость принесла ТИБО — в Беларусь завезли LTE и даже дали его попробовать «простым смертным». Аккурат к концу года МТС первым предложил услуги, ориентированные на использование сети четвертого поколения. Пусть не все во время нашего полевого теста прошло безоблачно (новая неработающая «симка» и пляшущая скорость слегка огорчили), но тренд задан и за ним будет интересно наблюдать в 2016 году.
Весной активизировался life:). Третий белорусский оператор решил, что абонентам, которые мечтают перенести свой номер из стана МТС или velcom, мешает это сделать сигнал информирования — речевое сообщение о том, в какую сеть вы звоните. Компания заменила его на сигнал секундной продолжительности и призвала конкурентов сделать то же самое. МТС и velcom отказались. Однако life:) не смирился и обратился к «коллегам» с просьбой одуматься и позаботиться о клиентах. В общем, было весело, но речевое информирование о перенесенном номере белорусская «большая двойка» оставила.
Летом невероятная кутерьма наблюдалась с запуском официальных продаж iPhone в Беларуси. Сначала об эксклюзивных правах на продажу смартфонов заявил life:), а в день запуска «яблочные» девайсы также отгрузили в салоны velcom. Обе компании даже повздорили по поводу «эксклюзивности» прав, впрочем без видимых последствий. Чуть позже заветными iPhone стал торговать и МТС.
Нам, однако, были интересны не операторские дрязги, а то, насколько компании готовы к продажам топовых смартфонов. «Тайный гость» выяснил — и МТС , и velcom забыли проинструктировать сотрудников о том, что же за дивного зверя им теперь надо продавать. По нашей информации (официально, впрочем, не подтвержденной ни одной компанией), после цикла статей на Onliner.by, описывающих попытки узнать всю правду про iPhone, оба оператора провели тренинги со своими работниками. С вопросами и заданиями, базирующимися на расспросах нашего «гостя». Теперь в любом операторском салоне, в котором продают смартфоны от Apple, вам с высокой вероятностью дадут грамотную консультацию об iPhone.
Летом же российско-белорусский оператор объявил о, пожалуй, одном из самых спорных в этом году нововведений — едином тарифе во все сети. Мнения абонентов разделились. Через неделю МТС сообщил о переносе своей инициативы, а потом и вовсе перестал отвечать на любые вопросы, связанные с ней. По нашей, официально нигде не озвученной информации, компания не смогла реализовать планы по введению единого тарифа в связи с неминуемым в этом случае повышении цен на связь. Стоимость мобильных услуг, как мы знаем, в итоге все же выросла, а о едином тарифе по-прежнему ни слуху, ни духу. Скорее всего, оператор вообще отказался от идеи или, по крайней мере, задвинул ее в долгий ящик.
К концу лета мы собрали всю информацию с жалобами пользователей на разные аспекты обслуживания у компаний сотовой связи. Абоненты life:) сетовали на навязчивый SMS-спам, который оператор политкорректно предпочитает называть «рекламными предложениями».
Список претензий к МТС и velcom еще больше. Обе компании не предупреждали об окончании включенных в тарифный план услуг, не всегда отключали доступ к услугам при достижении нулевого баланса, автоматически подключали новым абонентам «Голосовую почту» и ненужные сервисы вроде «Мелофона»/«Тонинга». Дошло до того, что Минсвязи поручило операторам принять меры по упреждению неконтролируемых расходов абонентов.
Исправилась ли ситуация к концу 2015 года? Спустя несколько недель МТС начал присылать пользователям предупреждающие уведомления об окончании действующего пакета с интернет-трафиком. Со всем остальным вопрос остается открытым. Если вы подключаетесь к МТС или velcom, многое зависит от сотрудников конкретного салона. Где-то вам самим напомнят о возможности избавиться от ненужных услуг и даже сделают это сами, а кто-то промолчит и оставит вас наедине с мелодиями вместо гудков, голосовой почтой и регулярной рекламой. В общем, прогресс есть, но работать еще есть над чем.
Осенью абонентов МТС и life:) поджидал сюрприз в виде платных сервисов сомнительного содержания. Многие пользователи жаловались на автоматическое оформление платной подписки на видеоролики с сайтов videumobile и eroportal. Самопроизвольно оформлялась подписка или нет, рассуждать не беремся, но во время эксперимента мы убедились, что нечаянно расстаться с деньгами очень легко — достаточно нажать кнопку проигрывания видео, даже номер телефона оставлять не надо!
Отдадим должное двум операторам — вскоре после публикации новости они прекратили оказание видеоуслуги videumobile. А вот eroportal все еще ждет в своих эротических сетях зазевавшихся абонентов, падких на картинки и ролики с округлыми девичьими формами. Как пояснили в МТС, контент спорного сайта согласован с комиссией по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости, а сверхлегкая подписка на услугу не нарушает никаких норм (кроме, может быть, моральных) и законов — компания вправе передавать данные абонента третьим лицам.
К сожалению, абонентам оспаривать у операторов их решения пока сложно. В большинстве случаев сотовые компании дают универсальный в своей простоте ответ: читайте договор на сайте. Там же, к слову, описан процесс информирования клиентов о повышении цен. С этим был связан забавный казус.
«Парад подорожаний» среди мобильных операторов пришелся на четвертый квартал. К повышению цен компании подошли креативно. В большинстве случаев они не просто повысили тарифы, а добавили включенных в абонплату минут или интернет-трафика. Любопытно, что после анонса подорожания услуг конкретную информацию об этом операторы решили придержать. Читатель Onliner.by под ником Onotole_Vasserman с помощью Минсвязи напомнил, что компании сотовой связи обязаны информировать пользователей услуг о конкретных ценовых изменениях за 10 дней до вступления их в силу. После этого кое-кто из операторов был вынужден «задним числом» обновить информацию в старой новости, добавив ссылку на тарифные планы с новыми условиями.
Но главные зимние новости, безусловно, связаны с вводом в строй нового стандарта связи. Об LTE мы писали много и подробно, а в первый же день после запуска протестировали технологию по всему городу. И все же важнее нам показались новости, которыми velcom и МТС поделились вскоре после начала эксплуатации 4G: обе компании получили разрешение на использование стандарта UMTS-900. В ближайшей перспективе это обещает почти полное покрытие территории страны 3G-сетью. Первый белорусский оператор, например, утверждает, что в наступающем году «на карте покрытия velcom не останется точек, где не будет 3G-связи». На трассах и в деревнях можно будет пользоваться нормальным мобильным интернетом! А еще говорят об улучшении проникновения сигнала внутрь зданий. Если все пойдет так, как расписывают сотовые компании, качество связи в ближайшее время должно существенно вырасти.
В новом году мы, конечно же, продолжим пристально наблюдать за развитием индустрии и будем регулярно тестировать качество покрытия всех трех белорусских операторов.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by