В 2025 году с выходом видеокарт NVIDIA Blackwell (RTX 5000) в геймерском сообществе сформировалось мнение: ни при каких условиях не стоит брать видеокарты с объемом видеопамяти менее 12 ГБ. Аргумент почти всегда один: «NVIDIA всех обманула, и объема 8 ГБ совершенно недостаточно для современных игр, особенно тех, что сделаны на Unreal Engine 5». При этом часто упускаются архитектурные различия между видеокартами, которые существенно влияют на производительность. В этом материале мы с помощью тестов в играх разберемся, действительно ли 8 ГБ видеопамяти хватает в 2025 году.
Под описание «менее 12 ГБ» в новом поколении попадают четыре видеокарты: RTX 5050, RTX 5060, RTX 5060 Ti 8 ГБ и RX 9060 XT 8 ГБ.
Самую младшую модель — RTX 5050 — «похоронили» еще до выхода. А зря: по мощности она сопоставима с RTX 4060, при этом стоит менее 1000 рублей (обзор).
«Обычная» RTX 5060 — продолжение популярной в прошлом году RTX 4060. Та же видеопамять, около 20% прироста производительности в FHD и 2K и прежняя цена (обзор). Спустя три месяца после старта продаж RTX 5060 стала лидером по заказам в Каталоге Onliner.
С RTX 5060 Ti ситуация сложнее. На старте продаж версия на 8 ГБ получила волну критики: слишком высокая цена при небольшом приросте производительности относительно RTX 5060 и малый объем видеопамяти для FHD и 2K. Большинство YouTube-блогеров сошлись во мнении: стоит брать только вариант с 16 ГБ.
И тут возникает парадокс. Еще в прошлом году лидером с большим отрывом была RTX 4060 Ti 8 ГБ, но в 2025-м геймеры уже предпочитают RTX 5060 Ti с 16 ГБ, хотя она заметно дороже, чем RTX 4060 Ti 16 ГБ годом ранее. Аналогичная ситуация с RX 9060 XT: версия с 8 ГБ почти не пользуется спросом, уступая варианту с 16 ГБ.
Что же могло измениться всего за год? Первое, что приходит на ум, — Unreal Engine 5, на который так часто ссылаются геймеры, обсуждая минимальный объем видеопамяти. Однако и здесь все не так однозначно. Влияние блогеров и «мнения большинства»? Возможно. По факту за год в игровой индустрии не было никаких радикальных перемен в техническом плане.
Разбираться в вопросе «хватает ли 8 ГБ видеопамяти в 2025 году» будем с помощью тестов в трех разрешениях: FullHD, 2K и 4K, а также с включением трассировки лучей и DLSS. Все видеокарты проверялись в одинаковых условиях и на идентичных сценах. Для полноты картины в тест включены несколько игр на движке Unreal Engine 5. Подробности по настройкам и методике тестирования можно найти в методике «Onlíner Тесты».
Чтобы понять, когда достигается лимит видеопамяти, нужно смотреть на рост использования оперативной памяти и увеличение объема разделяемой памяти (shared memory). При этом показатель VRAM не всегда будет равен максимальному объему памяти карты. На графиках отображены четыре основных параметра:
Практически во всех играх в разрешении FullHD объема видеопамяти 8 ГБ достаточно для комфортного гейминга на высоких и очень высоких настройках графики.
Наибольшие сложности наблюдаются в Alan Wake 2 и Assassin’s Creed Shadows.
В Alan Wake 2 все видеокарты вплотную подошли к лимиту в 8 ГБ, однако ни одна не начала использовать оперативную память для подгрузки ресурсов. Ограничением здесь становится не объем памяти, а общая производительность: игра крайне требовательна к мощности видеокарты.
Особенностью Assassin's Creed Shadows является невозможность отключения трассировки лучей. Эта особенность отражается и на объеме использованной видеопамяти.
Карты AMD RX 7000 и более ранних поколений заметно хуже справляются с трассировкой лучей, что видно по результатам RX 7600. У нее растет использование оперативной и разделяемой памяти — это указывает на переполнение 8 ГБ VRAM и перенос части ресурсов в системную память.
По результатам тестов заметно ощутимое отставание RTX 3060 от RTX 5060. Все дело в сильных архитектурных различиях. Одно из ключевых — объем кэша L2: в RTX 4060 он вырос с 3 до 24 МБ, а в RTX 5060 — до 32 МБ. Чем больше кэш, тем дольше видеокарта может удерживать данные «на чипе» и тем меньше нагрузка на VRAM.
Под спойлерами ниже находятся подробные графики.
Cyberpunk 2077 в FullHD
Horizon Forbidden West в FullHD
Assassin's Creed Shadows в FullHD
Alan Wake 2 в FullHD
Kingdom Come: Deliverance II в FullHD
God of War: Ragnarok в FullHD
Ведьмак 3: Дикая Охота в FullHD
Hogwarts Legacy в FullHD
Silent Hill 2 в FullHD
S.T.A.L.K.E.R. 2 в FullHD
В 2K-разрешении видеокарты с 8 ГБ памяти по-прежнему справляются с большинством игр без переполнения VRAM, за редкими исключениями. При этом модели Ti и XT с 8 и 16 ГБ показывают схожий уровень fps — объем видеопамяти, по крайней мере в выбранных играх, не оказывает решающего влияния на производительность.
Согласно статистике Steam, разрешение 2560×1440 стремительно набирает популярность среди геймеров. Даже если сейчас у вас монитор FullHD, при выборе видеокарты логично рассмотреть вариант с запасом по производительности — с расчетом на будущее обновление монитора.
В Assassin’s Creed Shadows видеокарты RX 7600, RTX 5060 и RX 9060 XT 8 ГБ полностью исчерпали объем видеопамяти. При этом RX 9060 XT не демонстрирует критического падения fps — вероятно, сказывается архитектура кэша (Infinity Cache) и оптимизация игрового движка AC Shadows.
В Alan Wake 2 ситуация стабильно сложная — причина не в нехватке памяти, а в недостаточной мощности бюджетных видеокарт. Тем не менее объем используемой видеопамяти в этом разрешении приблизился к пределу.
Интересно, что RTX 3060 с 12 ГБ памяти в Alan Wake 2 не получила никаких преимуществ — игра использует около 9,3 ГБ VRAM и показывает худший результат среди всех протестированных карт, на уровне RX 7600 с 8 ГБ.
Отдельно стоит отметить Kingdom Come: Deliverance II — игру с открытым миром на CryEngine. Она выглядит впечатляюще и при этом вполне играбельна на бюджетных видеокартах даже в 2K. Фреймрейт можно дополнительно повысить с новыми технологиями DLSS 4 и FSR 4.
Cyberpunk 2077 в 2K
Horizon Forbidden West в 2K
Assassin's Creed Shadows в 2K
Alan Wake 2 в 2K
Kingdom Come: Deliverance II в 2K
God of War: Ragnarok в 2K
Ведьмак 3: Дикая Охота в 2K
Hogwarts Legacy в 2K
Silent Hill 2 в 2K
S.T.A.L.K.E.R. 2 в 2K
Чудес от видеокарт с 8 ГБ памяти в 4K ждать не стоит: они изначально не рассчитаны на такое разрешение, и это честно. Здесь как раз можно оценить, насколько помогают 16 ГБ видеопамяти.
Большинство 8-гигабайтных моделей в 4K активно используют разделяемую память (часть оперативной). Однако парадокс в том, что видеокарты с 16 ГБ показывают результат не намного лучше. Причина прежняя: ограниченная производительность самих ГП, а не нехватка памяти.
Преимущество 16 ГБ становится заметным в 4K при использовании агрессивных пресетов DLSS — «производительность» или «ультра производительность», сильно снимающих нагрузку с ГП. Впрочем, гейминг в 4K на бюджетных видеокартах по-прежнему выглядит сомнительной идеей, к которой чаще прибегают YouTube-блогеры, чем реальные игроки.
Cyberpunk 2077 в 4K
Horizon Forbidden West в 4K
Assassin's Creed Shadows в 4K
Alan Wake 2 в 4K
Kingdom Come: Deliverance II в 4K
God of War: Ragnarok в 4K
Ведьмак 3: Дикая Охота в 4K
Hogwarts Legacy в 4K
Silent Hill 2 в 4K
S.T.A.L.K.E.R. 2 в 4K
Бюджетные видеокарты по-прежнему слабо справляются с трассировкой лучей. С каждым новым поколением производительность постепенно растет, но даже в FullHD фреймрейт редко превышает 60—70 fps.
Трассировку лучей стоит использовать только вместе с DLSS — это обеспечит более табильный фреймрейт. В тестах с настройками «трассировка лучей + DLSS/FSR качество» мы проверили, достаточно ли 8 ГБ видеопамяти для игр с включенной трассировкой.
В Cyberpunk 2077 карты RTX 4060 и RTX 5060 выдают около 60 fps, и 8 ГБ памяти здесь вполне хватает. Ti и XT-модели показывают 70—80 fps, также не упираясь в лимит VRAM. Разницы между версиями с 8 и 16 ГБ практически нет.
В Assassin’s Creed Shadows, где трассировку лучей отключить нельзя, тест проводился с максимальными настройками глобального освещения. RX 7600 и RX 9060 XT 8 ГБ активно используют оперативную память, тогда как Ti и XT-модели удерживают около 60 fps, оставаясь в пределах доступного объема видеопамяти.
Alan Wake 2 оказалась непосильной для большинства видеокарт даже с DLSS. У слабых моделей наблюдались проблемы с загрузкой текстур, что повлияло на результаты тестов.
В Hogwarts Legacy, Silent Hill 2 и «Ведьмаке» большинство 8-гигабайтных карт справились с трассировкой лучей, за исключением RX 7600. В Hogwarts Legacy ресурса видеопамяти не хватило для стабильного прохождения теста.
Отдельно стоит отметить, что игра значительно нагружает оперативную память при включенной трассировке лучей.
Cyberpunk 2077 с трассировкой лучей в FullHD
Assassin's Creed Shadows с трассировкой лучей в FullHD
Alan Wake 2 с трассировкой лучей в FullHD
Ведьмак 3: Дикая Охота с трассировкой лучей в FullHD
Hogwarts Legacy с трассировкой лучей в FullHD
Silent Hill 2 с трассировкой лучей в FullHD
Короткий ответ — да. Но все зависит от потребностей. Если у вас монитор FullHD и вы не планируете переходить на 2K или выше, 8 ГБ достаточно для большинства современных игр, включая проекты на Unreal Engine 5 (при условии нормальной оптимизации). Не стоит бездумно переплачивать только за объем памяти, особенно если речь об устаревающих моделях вроде RTX 3060 12 ГБ: архитектурные отличия оказывают гораздо большее влияние на производительность, чем просто большой объем VRAM.
Для 2K-разрешения лучше рассмотреть видеокарты с 16 ГБ памяти. Объема 8 ГБ здесь хватает впритык, и для некоторых новых игр его может оказаться недостаточно.
В 4K бюджетные видеокарты не справляются не из-за нехватки памяти, а из-за ограниченной мощности. Помочь могут DLSS или FSR с агрессивными пресетами, но даже в этом случае гейминг нельзя назвать комфортным.
В самых ресурсоемких проектах, вроде Alan Wake 2, не спасают даже 16 ГБ видеопамяти — узким местом остается производительность графического чипа, а не объем VRAM.
Unreal Engine 5 сам по себе не является «злом во плоти» для современных карт — чаще проблемы связаны с сырой оптимизацией. В отличие от, например, CryEngine, где многие функции вроде физики, освещения или работы с растительностью заданы заранее на уровне движка и почти не поддаются изменению (из-за этого даже простые правки требуют больших ресурсов), Unreal Engine — это скорее каркас: он дает максимум свободы и возможностей для инноваций, но не страхует от «кривых» решений и поспешной разработки. То есть итог зависит не от движка, а от того, насколько грамотно его использует студия.
RTX 5060 — оптимальный вариант по соотношению цены и производительности. RTX 5060 Ti 8 ГБ стоит примерно на 200 рублей дороже и дает лишь около 10% прироста, что делает переплату не особенно оправданной. То же касается RX 9060 XT 8 ГБ — она немного дешевле, но преимущества минимальны.
RTX 5060 Ti 16 ГБ по-прежнему слишком дорогая: цена выше как минимум на 600 рублей по сравнению с RTX 5060 и уже приближается к уровню RTX 5070. При этом разница в производительности в FullHD почти незаметна, а в 2K упирается в ограниченные возможности бюджетных чипов.
RX 9060 XT 16 ГБ стоит примерно на 160 рублей меньше и выглядит выгоднее по соотношению цена/производительность. Если у вас «аллергия» на любые технологии масштабирования (DLSS или FSR), RX 9060 XT 16 ГБ станет лучшим выбором в недорогом сегменте с 16 ГБ памяти.
Согласно утечкам информации, в первом или втором квартале 2026 года NVIDIA может представить три обновленные модели: RTX 5070 Super 18 ГБ, RTX 5070 Ti Super 24 ГБ и RTX 5080 Super 24 ГБ. У карт серии Super увеличится не только объем памяти, но и количество CUDA-ядер.
С высокой вероятностью RTX 5060 и RTX 5060 Ti не получат обновлений в 2026 году. Это стоит учитывать, если вы планируете апгрейд и надеетесь, что NVIDIA добавят больше памяти в бюджетные модели — в ближайшее время этого, скорее всего, не произойдет.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by
Сегодня А1 — один из признанных лидеров телеком-рынка страны. Этот факт подтверждается как результатами независимых исследований, так и выбором потребителей. А1 имеет наивысшие оценки по большинству интегральных показателей по совокупным данным независимого регулятора БелГИЭ на портале хваля.бел, имеет наибольшее число собственных сайтов в стандартах GSM и UMTS в стране, а также стал победителем премии «Номер один» 2025 года в номинациях «Интернет-оператор №1» и «Мобильный оператор №1». Просто подключить лучшее с А1!