Если ты продал за день на $140 тысяч — ты никто. Кто работает на фабриках стримеров в Китае

06 декабря 2022 в 8:00

Сериал «Черное зеркало» с каждым годом кажется все менее фантастическим: то, что воспринималось как преувеличение, на деле таковым, судя по всему, не является. Родиной нового социального феномена современного мира стал Китай, в котором родился и другой пример мрачного будущего — социальный рейтинг.

Первая фабрика стримеров, ориентированная на электронную коммерцию, в Китае заработала в 2017 году — по крайней мере, многие упоминают именно этот год. Со старта концепция вызвала много внимания и обсуждений, а затем коронавирусная пандемия подтолкнула развитие и востребованность: теперь это не просто «фабрики стримеров», а «фабрики инфлюенсеров». Хотя идея остается прежней.

Что такое «фабрика стримеров»?

Фабрика стримеров — почти то же самое, что «фабрика звезд» или «шоу талантов». Только вместо танцев на льду или выступлений вокально-инструментальных ансамблей пришедшие сюда занимаются продажами товаров через сеть. Лучшим становится тот, кто продаст на большую сумму.

«Стримерам неловко поздороваться с кем-то утром, если в прошлый день их продажи составили менее миллиона юаней (около $140 тыс.)», — поделился воспоминаниями о 2019 годе операционный директор компании Xinhe, которая специализируется на интернет-продажах.

Самая простая аналогия, позволяющая описать происходящее: представьте Комаровский рынок в Минске, продавцами в котором выступают симпатичные парни и девушки, ведущие прямые эфиры. В этих стримах они на камеру показывают лоснящиеся помидоры и краснобокие яблоки, сочную черемшу, воздушный зефир и что угодно еще, расписывая их качество, — и предлагают заказать онлайн тот час же. И за всем этим наблюдают сотни потенциальных покупателей (в случае с Китаем — десятки или, может, сотни тысяч), «затариваясь» необходимым в онлайне.

Представили? Теперь умножьте количество продавцов Комаровки на 100, потом еще раз на 100 — и вы получите примерное количество стримеров, активно реализующих товары на онлайн-площадках в Китае: звучат цифры в более чем 12,7 млн «интернет-инфлюенсеров» подобного плана.

Сколько зарабатывают стримеры-продавцы

Традиционно заинтересованные (бизнес, который занимается онлайн-продажами) создают романтический образ успешности — чтобы привлечь больше людей. Само собой, есть рекордсмены и сверхпопулярные стримеры, которые становятся кумирами и образцом для подражания.

Для понимания: этот сектор экономики, согласно прогнозам, по итогам 2022 года заработает в Китае 1,2 трлн юаней — примерно $180 млрд в более понятной валюте, а в следующем вырастет до 4,9 трлн юаней (уже $720 млрд) — благодаря 660 млн просмотров такого типа контента. Правда, цифры носят ориентировочный характер — есть данные, что прогнозы на 2022 год уже преодолели. В любом случае рынок огромен. Но в нем играют как тяжеловесы, так и мелкие продавцы.

Легендой считается китайский стример Остин Ли (он же Ли Цзяци, он же «Король губной помады» — так как специализируется на косметике), который умудрился на торговой площадке Taobao во время одного прямого эфира длительностью 12 часов продать товаров на $1,7 млрд. Это произошло в прошлом году в преддверии китайского аналога «черной пятницы» — «Дня холостяков», который празднуется 11 ноября. Вот такое промо вышло. Подчеркнем вновь, что цифры не официальные, так как не всегда площадки делятся подобной информацией, но 250 млн просмотров стрима как бы намекают.

У вас вряд ли хватит терпения смотреть 11 минут записи, тем не менее — вот пример работы Ли Цзяци:

На втором месте — стримерша Viya (Хуанг Вэй), которая за 14-часовой интернет-марафон продала товаров на $1,25 млрд. Тогда даже готовые к огромным нагрузкам китайские сервера не справились с наплывом пользователей, и приложение магазина Taobao на время «упало» (правда, не только из-за Viya, но по вине активности пользователей в принципе).

На видео ниже можно оценить, сколько сил вкладывается в один стрим:

Откуда появляются эти умопомрачительные суммы? Та же Viya, например, как-то «замутила коллабу» с Ким Кардашьян (нормальным языком — пригласила в прямой эфир), причем американская артистка присутствовала виртуально — это был стрим в стриме. Но китайским покупателям это очень понравилось, и за пару минут было продано 15 000 склянок с туалетной водой «от Кардашьян».

Так что вы можете представить скорость, с которой ведутся распродажи, что немудрено с десятками миллионов просмотров.

Кстати, и Король губной помады, и Viya оказались и в центре «индивидуальных» скандалов, что весьма негативно сказалось на их карьере.

Viya попала в опалу в декабре 2021 года — тогда китайские власти активно «ставили на место» технологические компании, которые обрели слишком много экономического влияния, а заодно под раздачу попали и популярные личности. Выяснилось, что девушка недоплатила налоги в 2019 и 2020 годах — всего $100 млн плюс штраф, потому итоговая сумма, которую задолжала стримерша, составила $210 млн. Заодно оштрафовали компанию, которая вела бизнес Viya, а она, в свою очередь, публично извинилась и исчезла из интернета до февраля 2022 года. Тогда была предпринята робкая попытка вернуться, однако без успеха.

Что касается Остина Ли, он стал жертвой то ли собственной активности, то ли энтузиазма отдела маркетинга. Все случилось летом 2022 года. Во время одного из стримов в кадр попал торт в форме, «напоминающей танк», но произошло это непосредственно перед годовщиной событий на площади Тяньаньмэнь. Стрим моментально ушел в офлайн, Остин чуть позже объяснил обрыв технической накладкой. Правда, следующий запланированный эфир был отменен, а интернет-ресурсы, связанные с парнем, также отключили. Что происходило за кулисами, неизвестно, однако примерно через три месяца после инцидента Король губной помады вернулся в строй.

Остин Ли и Джек Ма (сооснователь Alibaba Group) продали во время стрима за пять минут 15 тысяч губных помад. Джек Ма, кстати, после конфликта с китайскими властями отошел от дел и сейчас живет в Японии

На фоне этой пары может создаться впечатление мегауспешности (с оговорками, конечно) стримеров-продавцов. Есть и знаменитости уровнем пониже, нужно принимать во внимание и то, что миллиарды долларов как Остин, так и Вэй одномоментно заработали единожды, обычная их выручка за год исчислялась меньшими суммами (хотя все равно они заставят открыть рот от удивления: говорят, только Viya продала за 2020 год через Taobao товаров на $8 млрд).

Обычная офисная работа с перспективами

Ореолом успешности и пользуется китайский бизнес — поэтому в электронной коммерции стримеров и насчитывается более 10 млн человек.

Если ты не из элиты, рабочий день обычного стримера вряд ли отличается от характерного для «офисного планктона». В лучшем случае — свой кабинет со столом, компьютером и светом, где нужно безостановочно продавать товары и делать это задорно, весело и непринужденно на протяжении всего рабочего дня. В худшем случае — общее помещение а-ля опенспейс, где располагаются десятки коллег с минимальными удобствами. Зато не надо тратиться на собственную технику. Ну и есть те, кто работает «в поле» — ведут стримы из физических магазинов, бродя между полок с товарами.

Это своего рода фабрики, где штампуют новых сотрудников. Кто-то выбьется в люди, другие откажутся. Как показали опросы среди молодежи, направление очень востребовано: чуть ли не треть хочет попробовать себя в стриминге. Поэтому появляются и школы, где обучают будущих ведущих онлайн-продаж.

Несколько лет назад это видео было во многих интернет-СМИ:

Косвенно на популярность указывает рост рынка. С условного нуля в 2017 году к 2020-му он в Китае вырос до $171 млрд в год, в 2021-м в один День холостяка китайские интернет-площадки сгенерировали продаж на $115 млрд (Amazon, для сравнения, в 2020-м продал в период с «черной пятницы» до «киберпонедельника» на $4,9 млрд). Нынешний год, согласно прогнозам, принесет уже $500 млрд — в том числе за счет роста количества пользователей, все чаще выбирающих продавцов-стримеров (в Китае таких треть от общего количества интернет-пользователей, то есть более 300 млн). Стоит отметить, что встречаются в сети и куда более приземленные цифры: мол, по итогам 2022 года этот рынок сгенерирует всего $15 млрд. Кроме того, они не вяжутся с озвученными выше прогнозами.

Сейчас китайские компании избегают заключать длительные контракты, как в случае с Viya и Королем губной помады, отдавая предпочтение коротким соглашениям. Они сами взращивают собственных инфлюенсеров в собственных же студиях — так легче контролировать процесс и самих продавцов, ставших знаменитостями.

На «фабриках», где готовят стримеров, всё как на уважающем себя производстве: могут висеть лозунги наподобие «Время — деньги», «Ты уникален» и так далее. Обычно фабрики располагаются рядом, появляются «парки», где сосредоточены как исполнители, так и продавцы — крупный бизнес, у которого по стране размещены склады с продукцией. Предпочтение обычно отдают симпатичным девушкам, но хватает и парней. При наличии опыта (ведущими теле-, радио- и интернет-программ) шансы получить место получше растут.

Кто-то, вероятно, работает на процент от продаж, часто встречается более стабильный вариант — за выполненный план. По словам одной из стримерш, будучи в прошлом радиоведущей, она получала обычные $1,5 тыс. в месяц. Сейчас, ведя прямые эфиры с продажами, она зарабатывает до $5 тыс. в месяц (еще одна как бы мотивирующая молодежь история успеха).

Рынок хоть и считается растущим (ведь продажи должны идти 24 часа в сутки и 7 дней в неделю), но заполнен, и получить звездный статус стало намного сложнее. Тому, по словам игроков, способствует и конкуренция, благодаря которой в эфир выходят все более профессиональные ведущие, а «низкоуровневые» отсеиваются. Одновременно к индустрии все больше присматриваются регулирующие органы: это позволяет убрать из эфира поддельные товары и обманщиков.


Остаются в деле и «обычные стримеры», которые ведут «традиционные» прямые эфиры — играя в видеоигры, исполняя песни и вытворяя всякое — все, что не противоречит закону. Их тоже тысячи (и, не исключено, миллионы), правда, заработки сильно зависят от работодателя: кто-то отдает стримеру 20% от полученных в виде подарков и иных платежей денег, кто-то делится 40%. Но это другая история.


Концепция стримеров-продавцов, в свою очередь, постепенно выбирается за пределы Китая и соседних стран. В США, согласно, опять же, прогнозам, в 2022 году стримеры продадут товаров на $20 млрд — капля в море, и не ясно, закрепится ли тенденция. Говорят, что поколение Z любит смотреть видео, но перевод бизнеса на новые рельсы требует огромных затрат, а на эксперименты сейчас никто не готов.

Читайте также:

Выбор покупателей
матрица 3 Мп, 1920x1080, автофокус, кабель 1.5 м
матрица 3 Мп, 1920x1080, автофокус, кабель 1.5 м
Выбор покупателей
матрица 0.9 Мп, 1280x720, кабель 1.5 м

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by