Мнение. Смартфоны медленно превращаются в «микроволновки», до которых никому нет дела

30 сентября 2021 в 9:00

Есть ощущение, что золотое время смартфонов прошло. Новые флагманские модели уже не вызывают былого ажиотажного спроса и восторженных откликов пользователей. А устройства попроще (и подешевле), которыми пользуется большинство белорусов, постепенно превращаются в условные «микроволновки», интерес к которым появляется только когда предыдущая сломалась и пришло время определяться с новой.

2020 год не прошел для индустрии бесследно. Цепочки поставок из-за приостановившихся во время первых волн COVID-19 производственных линий нарушились настолько, что образовавшийся дефицит на микросхемы ощущается до сих пор. Компании борются за место под солнцем, стараясь выиграть для своих устройств эксклюзивные условия поставок чипов, но на такие условия готовы идти только для гигантов наподобие Apple или Samsung. Компании поменьше — в пролете.

И если со смартфонами дела более-менее в порядке — аналитики из организации IDC в этом году наконец прогнозируют рост продаж относительно ковидного 2020-го, — то с другими техносферами не все складывается. Просто так прийти в магазин и купить ту же игровую приставку PS5 от Sony или, скажем, новенькую видеокарту по не завышенной многократно цене не выходит неспроста. Когда ситуация улучшится, до сих пор непонятно. Раньше эксперты говорили, что производства восстановятся к концу года, теперь — что дефицит на полупроводники может продлиться половину, а то и весь 2022 год. В качестве примера: официальная версия Samsung по отказу от гаджетов серии Galaxy Note в этом году — как раз проблемы с полупроводниками.

На фото Samsung Galaxy Note 20 Ultra

Поведение людей также изменилось. Многие вдруг осознали, что и со старым телефоном можно спокойной жить, не особо парясь по поводу обновления. Оно и понятно: во время пандемии, а особенно ее первых проявлений многим было не до покупок новой техники. Цикл смены аппаратов (во всяком случае, топового уровня) и без пандемии приближался к трем годам, а сейчас это положение только укрепилось.

Общий интерес к смартфонам субъективно снижается — отрасль понемногу начинает стагнировать. Вспомните, как еще несколько лет назад те же Samsung и Apple выпускали карикатурные ролики, в которых высмеивали друг друга. А китайские производители во время своих презентаций обязательно хвастались, чем именно лучше их решения в сравнении с аппаратами от ААА-брендов. Теперь такого практически не встретишь, устройства похожи один на другое до уровня смешения. Сказать подобное можно и про различия между Android и iOS — особого дела до них никому нет, «работает и работает».

На фото iPhone 12 Pro и iPhone 13 Pro

Более простой пример: несколько лет назад за теми же «айфонами» выстраивались длиннющие очереди — подобные заголовки постоянно появлялись в СМИ. А недавно в самом центре Москвы на старте продаж iPhone 13 в очереди насчитали всего 30 человек. Понятно, что в большинстве стран еще действуют ограничения на сбор людей в одном месте — и тем не менее.

Интересно, что при таком раскладе лучше всего себя ощущает именно американская Apple. Если верить исследованию Сounterpoint, то доля компании по продажам смартфонов стоимостью «от $400» за год увеличилась с 48% до 57% — но это заслуга iPhone 12. При этом доля главного конкурента — Samsung — опустилась с 22% до 17%. Но стоит держать в голове: о восстановлении допандемийного уровня продаж речи у всех компаний пока не идет. И не до конца понятно: дело заключается исключительно в производственных мощностях и невозможности удовлетворения спроса, или привычки покупателей все-таки успели измениться, поменяв вектор развития рынка.

Фото: counterpointresearch.com

Остальные игроки — в еще более глубоком кризисе. Та же Huawei из-за санкций со стороны США и невозможности использования служб Google занимает только 6% от глобального рынка флагманских смартфонов. У Xiaomi — аналогичная история. Компания показывает приличный рост в общем зачете среди всех брендов (второе место в мире по продажам) и всеми силами пытается стать премиальной, но рост у нее происходит исключительно за счет популярности девайсов от суббренда Redmi. А последние как воспринимались исключительно как смартфоны из категории «топ за свои деньги», так воспринимаются и сегодня.

Причем компания настолько хочет постоянно оставаться в медиапространстве, что представляет практически ничем не отличающиеся смартфоны один за одним. Буквально каждые несколько недель. В издании Mobiletelefon посчитали: только за этот еще не подошедший к концу год производитель представил аж 14 топовых моделей под 19 разными именами! Зачем? Вопрос к топ-менеджменту Xiaomi.

В общем, появляется субъективное ощущение: смартфоны понемногу начинают превращаться в условную «бытовую технику», до которой никому нет дела. Вернее, интерес к ней проявляется только когда есть необходимость смены старого холодильника на новый или когда стиралка неожиданно дает течь и нужно в срочном порядке искать ей замену. Но скажите: в обычной жизни вы часто интересуетесь, какие инновации происходят в мире микроволновок и тостеров?

Кажется, рынок созрел до появления новой технологии, гаджета или даже целой категории устройств, которые займут умы миллионов, как в свое время получилось сделать первому iPhone. Что это будет, пока неясно. Некоторые ставят на умные очки-компаньоны, как в фантастических фильмах. Тем более что новости о разработках подобных девайсов в последнее время публикуются все чаще.

Android, экран 6.67" IPS (1080x2400) 120 Гц, Qualcomm Snapdragon 860, ОЗУ 8 ГБ, память 256 ГБ, поддержка карт памяти, камера 48 Мп, аккумулятор 5160 мАч, 2 SIM (nano-SIM), влагозащита IP53
Нет в наличии

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by