С киберспортом уже давно принято считаться: древние шутки про травму от клавиатуры и мышки показывают лишь невежество остряка. Топовые турниры проходят на огромных площадках, суммы призовых считают в миллионах, а наблюдают за игрой десятки тысяч человек. Обязательный компонент любой спортивной трансляции — ведущие, и слушать их порой интереснее, чем следить за матчем. Onliner вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra продолжает изучать киберспорт, поэтому мы поговорили с комментатором VOKA League и узнали, как происходит организация матчей и как устроена сама студия, из которой идет трансляция.
Вообще, киберспортивный турнир обычно проходит в одном из трех форматов:
Эти три стандарта с небольшими изменениями перешли в киберспорт из спорта обычного, говорит куратор киберспортивного направления VOKA Наталья Сафонова:
— Самые яркие эмоции дарят, конечно, форматы, когда зрители собираются вместе — на LAN-турнире или пабстомпе. Мы пригласили болельщиков на совместный просмотр первого финала VOKA League, и было видно, что люди полностью погружены в экраны. Атмосфера в зале была даже более живой и эмоциональной, чем в студии. Зрители кричали, хлопали на голевых моментах. Живой обмен эмоциями ни с чем не сравнится.
Правда, сейчас таких ивентов мало: из-за пандемии коронавируса практически все мероприятия либо отменили, либо перевели в онлайн-формат.
Ведущим приходится учитывать формат турнира, и больше всего стресса — на LAN-мероприятиях:
— Любая живая трансляция предполагает много сложностей и особенностей. Кто-то волнуется, какая-то техническая заминка, не могут вовремя начать — комментаторы должны быть отчасти шоуменами, вовремя повысить тональность голоса, обозначить сложный и интересный момент, плюс им нужно разбираться в киберспортивной дисциплине. Но основной талант комментатора — это не просто «пою о том, что вижу», но и обрамление всего аналитикой, своими прогнозами и гипотезами относительно дальнейшего развития игры.
Киберспорт по-прежнему остается довольно нишевым развлечением, поэтому в индустрии дефицит подходящих ведущих: дисциплин много, а каждую игру нужно знать досконально (правила, лексику, героев) и еще ориентироваться в командах, и это не говоря об идеальной дикции и знаниях фонетики, чтобы без «средства́» и «позво́нит». Как таковой «школы киберспортивного комментатора» нет: кто-то становится ведущим матчей после завершения карьеры киберспортсмена, кто-то — просто шоумен, который увлекается видеоиграми. В последнее время часто встречаются комментаторы, выросшие из стримеров.
Обычно на матч ставят двоих комментаторов. Во-первых, так проще: если один что-то упустит, второй подскажет. Во-вторых, у них немного разная специфика: подбирают эксперта по игре и разговорчивого человека, который может и не знать всех тонкостей, но благодаря яркой речи будет держать зрителей у экранов.
Павел Скрипко стал комментатором по завершении карьеры киберспортсмена.
— Я играю профессионально с 2005 года и комментирую с 2013-го. Был профессиональным игроком в Warcraft 3, играл за сборную Беларуси и представлял страну на международных соревнованиях.
— Успешно?
— Да, довольно-таки. Не раз обыгрывали Россию, например.
— Как стали комментатором?
— Знакомый, который организовывал турниры по Starcraft 2, предложил стать комментатором. Ныне покойный Алексей Бурдыко тогда открывал Game Show Studio, и была вакансия комментатора. Я решил посвящать больше времени реальной жизни и подумал, что можно совместить хобби с профессией.
— Комментировать обычный спорт не думали?
— Киберспорт мне намного интереснее, он динамичнее для наблюдения.
— Сколько дисциплин можете комментировать?
— Давайте загибать пальцы: Dota 2, CS, Starcraft, Warcraft, Heroes of the Storm, Valorant, Overwatch, League of Legends (но давайте ее не считать, я не очень хорошо знаю игру), Hearthstone, FIFA — вот, кстати, к вопросу о комментировании реальных видов спорта.
— Много времени нужно на освоение новой дисциплины? Когда становитесь уверены, что сможете комментировать матч в ней?
— Все зависит от человека: чтобы наработать базу знаний, требуется поиграть в дисциплину — разобраться в мелочах и деталях. Главное, играть самому и смотреть крупные матчи с участием профессионалов.
— Когда матч комментируют два человека, как они делят, кто и что будет говорить?
— Зависит от синергии людей, чтобы они друг друга не перебивали — в таком случае, как и в живом разговоре, будет несвязная речь, и зрителям это неинтересно. Внутренняя симпатия к собеседнику, умение поддержать разговор — собственно, речь идет сугубо о профессионализме.
— Как готовитесь к трансляции? Разминаете голосовые связки?
— У многих при игре возникает проблема: если съешь что-нибудь, внимание рассеивается. Хочется отдохнуть, полежать. Поэтому я только пью обычную воду — это помогает сохранять остроту сознания и не терять мелочи.
А сама подготовка к матчу — ищу слухи и новости, которые будут интересны зрителям: что происходит в командах, какие изменения ждут саму игру. В отличие от обычного спорта, здесь дисциплины постоянно обновляются, что вносит изменения, и это может сильно влиять на игровой процесс.
— Что делаете, когда говорить не о чем, но хоть что-то комментировать нужно?
— Если говорить не о чем, у вас как у комментатора проблемы. Даже когда ничего динамичного не происходит (заминка, пауза, технический «косяк»), все зависит от вашего умения заранее найти и заготовить истории, рассказать что-нибудь из личной практики, поговорить с пользователями из чата.
— Смешные ляпы были?
— Да, особенно в начале карьеры. Порой на эмоциях могло вырваться что-то на грани цензуры, причем даже сам не всегда замечаешь это. Самое главное, не заострять на «косяке» внимание. Если вас в студии двое, коллега поможет замять момент, и вы будете комментировать матч дальше. И, в отличие от телевидения, у нас все не так жестко в плане рамок допустимого.
— Комментатор может болеть за какую-то команду?
— Может, но мне все-таки кажется, что нужно болеть за красивую игру. Зрителю вряд ли понравится, если комментатор вдруг окажется против его команды.
В студии VOKA Valorant Championship к нашему приезду заканчивалась подготовка к трансляции матча в шутере Valorant. Почему-то воображение рисовало огромные пульты с россыпью кнопок и переключателей — вроде тех, что используют музыканты для записи треков. Но для работы студии достаточно мощных ПК (используются Ryzen 3800X и Nvidia GeForce 1660), стабильного интернета и небольшой команды, которая целиком отвечает за то, что видят и слышат игроки.
На одном мониторе — графика, которую художник делает прямо по ходу трансляции: дорисовывает элементы, меняет логотипы. Главный экран определить легко — он самый крупный. Это рабочая область режиссера: он выбирает камеру, изображение с которой видят зрители в нужный момент, а также запускает рекламу. Основных окна два: что транслируется прямо сейчас и превью следующего кадра.
Режиссер киберспортивных шоу-матчей и музыкальных трансляций VOKA Кирилл рассказал нам, что глобально все похоже на показ концерта или спортивного события — с поправкой на то, что везде свои особенности. У киберспорта нюансы такие: при онлайн-турнирах не нужно заморачиваться со светом, обычно нет звукорежиссера, зато значительно больше графики.
— Любой прямой эфир продумывается предварительно, мы не спонтанно выбираем ту или иную камеру: есть сценарий, блоки, указано, о чем примерно ведущие будут общаться с игроками. Но, конечно, бывают спонтанные реакции, действия. В таком случае мы уже импровизируем и действуем на интуиции, опыте: даже не задумываешься, что именно нужно показать, просто вовремя подбираешь подходящие кадры.
На крупных LAN-турнирах нагрузка на железо и команду обычно сильнее, чем при онлайн-мероприятиях, говорят организаторы матча VOKA Valorant Championship:
— Все зависит от количества источников, которые «заходят» в основной режиссерский компьютер. Каждый источник нужно рендерить. Сейчас подключены один компьютер и одна камера — в принципе, много производительности не нужно. А на крупных событиях обычно сидит линейка из десяти игроков — с ПК каждого собирается картинка, и еще есть камера, которая показывает лицо киберспортсмена. А еще «обсерверы» — летающие по карте камеры, они добавляют красивых моментов. Получается более двадцати источников. В такой ситуации, как правило, режиссер уже работает не один — два человека делят между собой линейки источников и координируют действия друг друга.
Встречайте Samsung Galaxy S20 Ultra. Снимайте в революционном разрешении 8K и получайте сверхчеткие фотографии высокого качества прямо из видео. Добавьте к этому надежную защиту Samsung Knox, интеллектуальный аккумулятор, супермощный процессор и большой объем памяти для всех ваших файлов. Откройте новую главу в истории мобильных устройств.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by