Спецпроект

Мышь, «клава» и ковер. Выяснили, зачем киберспортсменам быстрый монитор и легкий «грызун»

26 141
29 июля 2020 в 8:00
Автор: Ян Альшевский
Спецпроект

Мышь, «клава» и ковер. Выяснили, зачем киберспортсменам быстрый монитор и легкий «грызун»

Автор: Ян Альшевский

Чтобы стать гонщиком, нужно управлять болидом, чтобы освоить фотографию, нужно купить зеркалку. Список можно продолжать еще долго, доказывая, что оказаться в лиге лучших реально только с «самым-самым». Но начинают обычно с простого и доступного, а по мере роста умений перебираются на что-то покруче и подороже. Поэтому именитый фотограф стартовал с «мыльницы», а топовый геймер — с мышки за пять баксов и клавиатуры за десять. А может, и продолжает ими пользоваться. Вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra изучаем, как выбирают девайсы киберспортсмены.

Не в цене счастье, но роль она играет. Многие профессиональные игроки придерживаются мнения, что лучшее — это удобное. Тут как с обувью, которая не натирает и в которой можно топтать пыль сколь угодно долго. Поэтому так не хочется расставаться со своей привычной мышкой, когда она начинает сдавать, или с любимой клавиатурой со стертыми до дыр клавишами.

Арсенал геймера обычно состоит из хорошего железа в системном блоке, монитора, мышки с «правильным» ковриком, клавиатуры и гарнитуры — наушников с микрофоном. «Комп» и монитор — стационарные штуковины, остальное — то, к чему другие прикасаться не должны. Мы изучили привычки некоторых киберспортсменов, сделав выводы, речь о которых пойдет ниже.

— На мой взгляд, главный критерий выбора игроков — это эргономичность. Сейчас каждый без проблем сможет подобрать подходящие для себя девайсы. Хотя цены за такое удовольствие порой кусаются, — говорит Кирилл hitMouse Царев, тренер молодежной команды Zorka из Nemiga Gaming, который поделился с нами некоторыми тонкостями процесса.

Монитор

Сейчас уже и домашние геймеры хотят чего-то большего, варианты с «обычными» 60—75 Гц обычно устраивают только тех, у кого есть нюансы по бюджету. В зависимости от толщины кошелька растет и герцовка монитора — от 144 Гц (есть также 120, но они менее востребованы) в популярных моделях в среднем сегменте до 240 Гц в топовом.

Купив дорогой монитор с высокими показателями частоты обновления экрана, нужно запастись соответствующим процессором и видеокартой, которые «поднимут» предложенные им характеристики и поддержат герцовку. В противном случае все эти герцы окажутся «про запас» либо система не справится с картинкой, и тогда про плавность придется вновь забыть.

Такие мониторы для CS не подходят. Наверное. Фото: Reddit

Заметить разницу между привычными для большинства 60 Гц и более продвинутыми 144 Гц не всегда просто, но чем выше показатель, тем очевиднее отличия. Также есть мнение, что разницу видят очень продвинутые игроки, да и то не все.

В то же время чем выше частота обновления экрана, тем более плавная и одновременно динамичная выдается картинка. С непривычки это может вызвать удивление и дискомфорт: она всегда «слишком четкая». Но для «каэсеров» и в целом тех, кто предпочитает быстрые шутеры, подобная «фишка» играет заметную роль в плане эффективности. Так, в паре с монитором, поддерживающим 240 Гц, лаг приближается вплотную к пределу человеческой реакции (и преимуществом воспользоваться уже сложно).

— Мониторы с высокой герцовкой и низким временем отклика обеспечивают комфортную игру. На любительском уровне это не так заметно, но на более высоком момент крайне важен. Только вот цены на мониторы с 240 Гц кусаются. Если есть ограничения по финансам, я бы посоветовал приобрести 144 Гц: они сейчас не такие дорогие, но играть в тысячу раз комфортнее, чем на 60—75 Гц, — поясняет Кирилл.

Технически заметить противника с 244 Гц можно раньше. Но еще остаются слабые звенья: глаза геймера и скорость его реакции. Фото: Lim’s Cave

С разрешением, кстати, также есть нюансы, поэтому навороты в виде 2K, 4K и так далее не слишком востребованы в ряде киберспортивных дисциплин, в том числе CS:GO. И тому есть объяснение.

— Большинство игроков в CS:GO не используют максимальное разрешение. Имея хороший ПК, все равно можно столкнуться с падением fps, что напрямую влияет на результативность. В настоящее время два самых популярных и часто используемых разрешения в игре, по данным некоторых ресурсов, собирающих информацию о настройках профессиональных игроков, — это 1024×768 (black bars) и 1280×960 (stretched).

Мы решили вспомнить теплые ламповые мониторы. Точнее, то время, когда на смену ЭЛТ приходили ЖКИ. По словам Кирилла, играть на ЭЛТ было комфортно, только вот диагонали были «не те». А потом пришли новые технологии.

Современные коты даже не знают, чего они лишены. Фото: twitter.com/BlissWallpaper

— Лично для меня это был горький опыт с кучей потраченных нервов: когда с плавной картинки в игре, пускай и с устаревшим монитором, ты переходишь на ЖК, который стоит в разы дороже, и, передвигая мышкой по рабочему столу в Windows, видишь шлейф из пяти курсоров… Потом, конечно, привыкли, но времени понадобилось немало. Потом появились мониторы уже не с 8 мс отклика, а с 2 мс. Разница оказалась ощутимой. А мое первое знакомство с 120-гигагерцевым монитором произошло в 2010 году в Лос-Анджелесе на чемпионате мира (WCG). Я был в восторге. Ехал домой в предвкушении покупки такого монитора, но настроение быстро поменялось: надо было отдать $650, — смеется Кирилл, который все же сделал себе «подарок». Он добавил, что тот монитор калининградской сборки до сих пор («как ни странно») работает идеально.

Android, экран 6.9" AMOLED (1440x3200), Exynos 990, ОЗУ 12 ГБ, флэш-память 128 ГБ, карты памяти, камера 108 Мп, аккумулятор 5000 мАч, 2 SIM

Мышь

Существует миф, согласно которому профессиональные геймеры используют максимально навороченные мыши — с кучей кнопок, переключателей и набором встроенных вентиляторов. На деле все проще. Предпочтение отдают мышам подороже, но главное, чтобы манипулятор удобно лежал в руке. Поэтому чаще всего выбор падает на полноразмерные варианты — относительно крупные «грызуны». Дизайн при этом стоит на третьем месте: «космические» выступы и другие «свистелки» никак не помогают в игре. Следовательно, под рукой киберспортсменов зачастую можно увидеть мыши классической формы.

Как-то Кирилл рассказывал, что оптимальная мышь — та, которая не чувствуется. Грубо говоря, игрок двигает рукой, прицеливаясь или выполняя другие действия, а не двигает манипулятор. Он не должен отвлекать: ни весом, ни сопротивлением при движении по коврику.

Помните такие? Фото: Peakpx

Еще один важный момент связан с особенностями работы сенсора «грызуна». В динамичной схватке можно упустить победу, «неправильно» развернувшись. Это происходит, когда датчик при отрыве мыши от поверхности продолжает считывать с нее сигнал, а не остается в нужной точке. От сенсора зависит и поведение манипулятора: плохой превращает мышь в нервное существо, которое может передвигаться по экрану неравномерно, рывками и жить своей жизнью. Впрочем, такое характерно для совсем уж бюджетных вариантов.

— Я даже не знаю, что хуже: шариковая мышка или оптическая, но которая при резких движениях «проскакивает». По поводу старых брендов: с душевной теплотой вспоминаю Microsoft 3.0, 1.1A и Logitech MX300. Эти мыши были очень популярны благодаря качеству сборки и форме, — рассказывает Кирилл и не унывает: по его словам, сегодня рынок предлагает намного больше вариантов.

Мышь Microsoft IntelliMouse Optical 1.1A. Фото: Telcontar.net

Колесо прокрутки, в свою очередь, должно обладать достаточной степенью сопротивления: нельзя, чтобы оно скролилось само по себе (да, в дешевых вариантах «для дома и офиса» бывает и такое), и вместе с тем колесо не должно заставлять сустав пальца белеть при прокручивании.

— Лично я за долгие годы поменял 6—7 мышек. В основном это были мышки бренда Zowie by Benq. Но нужно понимать, что на любую качественную технику придется потратиться. Преимуществами этого бренда для меня являлись качество сборки, форма и скролл. На него часто биндят прыжок в игре, и потому крайне раздражает, когда в некачественной продукции оно срабатывает само по себе во время экшена, — смеется Кирилл.

Что касается провода, мнения высказываются разные. Проводные мыши наверняка не «глюкнут», уловив чужой сигнал, и не разрядятся в самый важный момент. Минус — наличие кабеля, который обычно крепят с помощью специального держателя. Раньше считалось, что беспроводные варианты хуже отрабатывают сигнал: мол, теряется время, «отклик не тот».

— На данный момент у меня Logitech G Pro. Это первая для меня беспроводная мышка. Нареканий не вызывает, подзаряжать ее приходится плюс-минус раз в пять дней. Но цена, на мой взгляд, конечно, неоправданно завышена. Что касается сверхвысокого показателя dpi, то он переоценен. Большинство игроков используют 400—800 dpi и частоту 1000 Гц.

Logitech G. Фото: Logitech

Мы спросили про макросы в мышах — часто производители продвигают эту тему как чуть ли не главную «фишку». В некоторых дисциплинах, возможно, это работает.

— Я никогда не интересовался темой макросов и не знаю ни одного человека, кто использовал бы их. А на турнирах они запрещены, — отметил наш собеседник.

Коврик

Чем больше коврик, тем круче ты в CS:GO. (На самом деле нет.) Коврики обычно разделяют на два вида: шершавые (control) и гладкие (speed). Первые позволяют точнее позиционировать курсор, но замедляют мышь — для «вовки» самое то. Вторые — гладкие, быстрые, ловить пиксели в таких сложнее — это для стрельбы.

Еще коврики могут быть тканевыми или пластиковыми — это основные типы, бывают еще «гибриды» и металлические. Тряпичные бережнее относятся к ножкам мышей, пластиковые действуют наподобие наждака, особенно текстурированные.

Пластиковые коврики менее подвержены внешнему влиянию, их можно заливать, зато перевозить «доску» сложнее. Матерчатые, в свою очередь, более подвержены износу, подложка со временем начинает деформироваться и разрушаться. Недорогие коврики также могут испортить жизнь непроходящими складками, которые идут волнами после переноски и остаются с вами навсегда. Слишком крупный коврик (который заходит под клавиатуру) выглядит прикольно, однако подойдет скорее дизайнеру с размашистой манерой рисования мышью.

Чаще геймеры отдают предпочтение тряпичным вариантам: их большее разнообразие представлено в продаже, они дешевле пластика и не портят мышь.

— Если есть деньги, то это лучший вариант, — прокомментировал Кирилл выбор пластиковых ковриков. По его словам, такие гарантируют равномерную чувствительность мыши по всей поверхности.

Фото: Last

— Коврики для мыши — это также индивидуальный момент. Благо в наше время можно найти достойный коврик по приемлемой цене. Пластиковые ковры уже не так популярны, как раньше, но это и неудивительно: с ними периодически приходится менять глайды (ножки) на мышке. А если вы играете часто, то покупками глайдов вы покроете стоимость коврика за несколько месяцев.

Клавиатура

Механика, только механика. Она весело стрекочет, не дает спать тем, кто рядом и почему-то ночью не бодрствует. Обычно это полноразмерная «клава» с характерно выступающими над корпусом кнопками, часто с подсветкой, которая помогает ориентироваться в темноте (хотя обычно руки действуют «по памяти»).

Есть среди прогеймеров и те, кто использует в игре компактные варианты клавиатур: например, без цифрового блока или с уменьшенным расстоянием между клавишами.

Сторонники механических клавиатур считают их более долговечными в сравнении с мембранными и подобными им: мембрана постепенно деградирует, грязь и жидкости могут оказаться для клавиш фатальными (залипание, несрабатывание и так далее). К тому же механические клавиши обладают более четким и читаемым ходом. И, в отличие от мыши, тяжесть для клавиатуры является достоинством. Такая не уползет во время баталий и не соскользнет в неудобный момент.

Из недостатков механической клавиатуры — шум и цена.

— На мой взгляд, самым важным фактором является то, что на механике нужно прикладывать меньше усилий для нажатия на клавиши. Если вы много играете или работаете за ПК, то вы в зоне риска: речь о туннельном синдроме. На мембране этот риск увеличивается в разы.

Преимущество механической клавиатуры заключается еще и в том, что вы сможете с легкостью подобрать переключатели под себя. И они намного долговечнее.

По поводу укороченных клавиатур могу сказать лишь то, что этот тип набирает популярность, так как позволяет грамотнее распределять место на столе. Что касается подсветки и выделенных клавиш, лично для меня это не имеет абсолютно никакого значения. Хотя кому-то эти «фишки» могут доставлять эстетическое удовольствие.

Наушники

Одно известно наверняка: колонки и динамики для сетевых перестрелок не подходят. Они не способны передать звук так, чтобы можно было определить его направление, — поэтому только наушники, точнее гарнитура с микрофоном. И еще кое-что…

— Не знаю ни одного человека, кто когда-либо играл в CS с колонками. Боюсь представить, какие у него могут возникнуть проблемы с близкими, если он живет не один, — смеется Кирилл.

Он отмечает, что для ряда игр (и CS в их числе) важно, чтобы посторонние шумы не мешали, поэтому выбор нужно останавливать на мониторных наушниках закрытого типа, или так называемых «капельках».

— Лично у меня за все эти годы были разные наушники. Где-то было хорошее качество сборки, где-то не очень. От каких-то наушников, когда сидишь в них несколько часов, начинали болеть голова и уши (это, по словам Кирилла, индивидуальный момент. — Прим. Onliner). Если есть возможность протестировать перед покупкой, не стесняйтесь. Также важно понимать, для чего вы будете использовать наушники.

На мой взгляд, для игры достаточно удобных наушников со средним показателем диапазона частот (с более широким будет дороже) и качественным микрофоном. На данный момент у меня старые HyperX Cloud II со звуковой картой. Пользуюсь ими уже четыре года, никаких нареканий по сей день не вызывают. Хоть я и уверен, что сейчас рынок переполнен новинками. Просто не всегда есть необходимость часто обновлять девайсы. Этих вполне хватает для комфортной игры и коммуникации.

Во время чемпионатов, кстати, некоторые геймеры используют лайфхак, позволяющий им максимально отгородиться от внешнего мира. Они берут наушники-затычки («капельки»), поверх которых напяливают большие «уши» закрытого типа. Качество звука страдает, однако в том же CS:GO главное — это не пение птичек, а топот противника. Так что навороты с виртуальным окружением и «звуком вокруг» могут только мешать.


Многие геймеры (и профессиональные, и обычные) со временем привыкают к определенному бренду и формфактору, поэтому редко кто меняет те же клавиатуру и мышь как перчатки — иногда они живут с хозяином годами. В какой-то момент это становится проблемой — когда старая добрая модель исчезает из продажи навсегда.

— Когда выходит что-то новенькое, конечно, хочется попробовать чисто из любопытства. Но если вы гонитесь за тем, чтобы получить какое-то, как вам кажется, преимущество, вы будете разочарованы.

Конечно, мы спросили, можно ли стать профессионалом, играя с недорогой мышью, клавиатурой с мембраной и медленным монитором с 60 Гц. Начать можно, но потом придется потратиться.

— Такое, к сожалению для нас с вами и к счастью для различных брендов, встречается крайне редко, — говорит Кирилл.


Встречайте Samsung Galaxy S20 Ultra. Снимайте в революционном разрешении 8K и получайте сверхчеткие фотографии высокого качества прямо из видео. Добавьте к этому надежную защиту Samsung Knox, интеллектуальный аккумулятор, супермощный процессор и большой объем памяти для всех ваших файлов. Откройте новую главу в истории мобильных устройств.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by