Дайте этому парню «Оскара». Рассказываем о карьере Хоакина Феникса

Автор: Виталий Олехнович
12 октября 2019 в 8:00

Хоакин Феникс родился на острове Пуэрто-Рико. Туда в начале 1970-х годов занесло его родителей-хиппи, которые были участниками секты «Дети бога» и несколько лет путешествовали по Южной Америке. Под своей оригинальной фамилией Bottom («Дно») они прожили там до 1978 года, родили в общей сложности пятерых детей и решили вернуться в Штаты, чтобы начать новую жизнь. Собственно, отсюда и их будущая фамилия Феникс — по аналогии с мифической птицей, которая возрождается из собственного пепла.


Семья Фениксов была крепкой и дружной. Они выступали с перформансами на улицах Лос-Анджелеса. Отец со старшим братом писали оригинальные песни, остальные дети танцевали. В доме Фениксов был установлен запрет на просмотр телевидения, это была принципиальная позиция родителей, хоть мать Хоакина Арлин и работала исполнительным секретарем телеканала NBC. Это, к слову, открыло ее детям дорогу на телеэкраны. Например, дочь Саммер уже в трехлетнем возрасте стала появляться в рекламе и ситкомах. Со временем у семейства появился собственный агент, который занимался продвижением всех детей Фениксов. По легенде он заметил их во время очередного выступления на улице.


Актерский дебют Хоакина состоялся в возрасте восьми лет. Вместе со своим братом Ривером он сыграл в эпизоде сериала «Семь невест для семи братьев» (1982). О брате стоит упомянуть отдельно. Ривер Феникс был старше Хоакина на четыре года. В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века он считался одним из самых перспективных голливудских актеров, был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Мой личный штат Айдахо» (1991). Там он снимался вместе с Киану Ривзом. Сгубили молодого человека наркотики. Брат Хоакина погиб в 1993 году от передоза буквально у него на руках на пороге клуба Viper Room, принадлежавшего Джонни Деппу.


Хоакин старался не комментировать произошедшее. Для него смерть брата была серьезным ударом, так как Ривер всегда был своего рода путеводной звездой. В сентябре этого года, получая награду на Международном кинофестивале в Торонто, актер очень эмоционально высказался о вкладе своего брата в его карьеру:

— Когда мне было 15 или 16 лет, мой брат Ривер вернулся домой с работы с VHS-копией фильма «Бешеный бык». Он посадил меня и заставил посмотреть его. На следующее утро он разбудил меня и заставил посмотреть фильм еще раз. Он сказал: «Ты начнешь играть снова. Вот что ты будешь делать». Он не спрашивал меня. Он сказал. И я в долгу перед ним за это, ведь актерство дало мне столь невероятную жизнь.


В середине 1980-х подросток появлялся в эпизодических ролях в сериалах. А его дебют на экране кинотеатра состоялся в фильме «Космический лагерь» (1986), где Хоакин сыграл 12-летнего Макса. Первое время актера подписывали в титрах псевдонимом Лиф («Лист»), но вскоре он отказался от него в пользу своего настоящего имени.


Первой заметной картиной Хоакина стоит считать комедийную драму «Русские» (или «Раски», 1987) о дружбе американских мальчишек с русским моряком, выброшенным на берег Америки. Критики считают, что в этой ленте появился первый «хороший русский» в американском кинематографе. Иван Данко из «Красной жары» ударит по кинотеатрам только через год. Детский каст фильма посчитали удачным, лидером в нем был Феникс. Эта роль поспособствовала открытию дороги во взрослое кино.


За этой бюджетной картиной последовал фильм «Родители» (1989) с седовласым комиком Стивом Мартином. Лента была успешной в прокате, заработала почти $200 млн, а Хоакин был номинирован Ассоциацией молодых актеров как лучший молодой исполнитель.


Надолго задерживаться в амплуа подростка Фениксу не хотелось, и он решил устроить перерыв, отправившись с отцом в путешествие по Центральной и Южной Америке. Перерыв затянулся до 1995 года. За два года до этого погиб брат Хоакина. Запись его взволнованного голоса во время вызова спасателей в больших количествах растиражировали в интернете.

В большое кино молодой человек возвращается в 1995 году вместе с блистательной Николь Кидман в драме Гаса Ван Сента «За что стоит умереть». Актриса затмила собою всех. Хоакин с большим теплом относится и к этой картине, и к ее режиссеру. До этого он снимался только в детском кино, и советы, которые на съемочной площадке давал ему Гас Ван Сент, были очень своевременны и важны. Эта поддержка изменила Феникса как актера.


Вышедшие в 1997 году «Выдуманная жизнь Эбботов» (мелодрама о маленьком городке) и «Разворот» с Шоном Пенном оказались весьма посредственными. Кассовым разочарованием стал и следующий фильм. Только с выходом «8 миллиметров» с Николасом Кейджем к актеру вернулся успех. Феникс играл там сотрудника магазина видео для взрослых, который боролся с преступным миром нелегальной порнографии.


В 2000 году Хоакин сперва принимает участие в «Ярдах», где дерется с Марком Уолбергом. По признанию актера, его семья была шокирована этой ролью. Домочадцы не поверили, что Феникс может играть таких развязных, напыщенных и неприятных персонажей.


В том же году Хоакин снимается в ленте Ридли Скотта «Гладиатор». Фильм был большим финансовым успехом, пользовался популярностью у критиков. Актера в роли императора Древнего Рима называли выдающимся злодеем, картина получила «Оскар», а сам Феникс удостоился номинации на эту награду за роль второго плана. Понравилась критикам и другая историческая драма с Хоакином, вышедшая в том же году. «Перо маркиза де Сада» из-за своего серьезного возрастного ограничения имело ограниченный прокат в театрах и собрало лишь на пару миллионов больше своего бюджета. Здесь Феникс исполнил роль католического аббата.

В 2001 году Хоакин появляется на постере сатирического фильма «Солдаты Буффало» об американской армии, но из-за террористических атак лента попадает в широкий прокат только через два года. Спустя год актер кооперируется с режиссером М. Найт Шьямаланом и Мелом Гибсоном для работы над фантастическим триллером «Знаки» (2002). Картина была успешной в прокате, собрала больше $400 млн и положительные отзывы критиков. Спустя год Феникс опять работает со Шьямаланом — над фильмом «Таинственный лес». Роль Люция Ханта писалась специально под него.


В 2005 году в ленте «Переступить черту» Хоакин воплощает на экране жизнь звезды кантри-музыки Джонни Кэша. За эту роль актер был удостоен «Золотого глобуса», хотя у критиков и возникли вопросы к его персонажу. Им показалось, что на главного героя надели смирительную рубашку, которой Голливуд так любит ограничивать проблемных гениев.


Во второй раз Феникс встречается в одном кадре с Марком Уолбергом в криминальной драме «Хозяева ночи» (2007). Фильм был не так успешен среди критиков, как предыдущая совместная работа актеров. Но, по крайней мере, в прокате он окупился, собрав $55 млн. Чего не скажешь о «Запретной дороге» (2007), которая стала провалом по всем статьям: даже Марк Руффало и Хоакин не смогли спасти картину, которая хотела стать трагедией, «но скатилась в мыльную оперу». Феникс исправился в ленте 2008 года «Две любовницы». Его игру описывали как потрясающую: мол, здесь он превзошел себя.


В 2010 году выходит псевдодокументалистика «Я все еще здесь: потерянный год Хоакина Феникса». Там актер играет самого себя, решившего покончить с кино и подавшегося в хип-хоп. Хоакин признавался, что на это его вдохновили реалити-шоу и отношение к ним зрителей, которые уверены в реальности таких передач. Вместе со своим другом и шурином Кейси Аффлеком Феникс решил исследовать взаимоотношения в треугольнике между зрителями, СМИ и актерами. На публике Хоакин старался поддерживать свои заявления об уходе в музыку. Критики так и не решили, воспринимать картину как документальный фильм или акт перформанса.


Эксперименты на этом не закончились. В 2011 году актер снимается в артхаусной драме «Мастер», где играет озабоченного алкоголика, ветерана Второй мировой. Картина оборачивается коммерческим провалом. Тем не менее после премьеры на Венецианском фестивале Феникс получает главную награду, а критики не могут отвести от него глаз. «Мастер» приносит актеру третью номинацию на «Оскар».

В 2013-м случается фантастическая мелодрама «Она», где герой Хоакина, одинокий писатель, влюбляется в искусственный интеллект. Его игру назвали тонкой, изящной и глубокой. Фильм окупился, понравился и зрителям, и критикам: «Оскар» за лучший сценарий упал в копилку режиссера Спайка Джонза. В 2014 году более молодой Феникс обходит Роберта Дауни — младшего в касте на роль частного детектива в неонуарной ленте «Врожденный порок».


Главная роль в «Иррациональном человеке» (2015) Вуди Аллена для любителя странных и подавленных персонажей не была очередным перерождением. Амплуа актера сложилось, и он смотрелся крайне органично в роли депрессивного профессора философии. Рассказывая о своей работе с прославленным режиссером, Феникс отметил, что Вуди никогда не стремился добиться симпатии аудитории в своих фильмах. Этого же хочет и Хоакин, но у него все никак не выходит. Возможно, потому, что он не любит пересматривать картины со своим участием. В 2015 году Феникс признавался, что полностью посмотрел только «Мастер» и «Она».


В 2017-м после премьеры триллера шотландского режиссера Линн Рэмси «Тебя никогда здесь не было» актер получает приз за лучшую мужскую роль. И хотя зрители отнеслись к постановке неоднозначно, оспаривать удачную актерскую игру Хоакина в роли отставного военного не осмелился никто.


В 2018 году актер примеряет на себя роль парализованного алкоголика, у которого открывается страсть к рисованию газетных карикатур. Звездный состав (Джона Хилл, Руни Мара, Джек Блэк) картины «Не волнуйся, он далеко не уйдет», тем не менее, не помог: скромный бюджет едва отбит, а критики и зрители недовольны (по их мнению, получилось скомкано и пресно).


В том же году выходит библейская драма «Мария Магдалина». По карьерной лестнице Феникс поднялся до роли Иисуса Христа. Впрочем, она была далеко не самой лучшей в его карьере. Лента получилась неоднозначной. Завершился 2018-й для Хоакина вестерном «Братья Систерс», где актер играет опытного наемника, охотящегося за людьми. Картина берет на вооружение привычные жанровые тропы, но следует по ним порой неожиданными способами. «Слишком светлый фильм, чтобы быть драмой, слишком тяжелый, чтобы считаться комедией», — заключил рецензент Variety.


Джокера никогда не изображали таким. Максимально реальным. Никогда актеры на большом экране не вдавались в его прошлое хоть как-нибудь глубоко. Но Тодд Филлипс и Хоакин Феникс сделали это совсем недавно.

Исполнитель главной роли похудел на 24 кг и натренировал несколько видов патологического смеха, которыми жонглирует на протяжении всей ленты, вытаскивая ее на своих истончившихся плечах.

За неделю с момента релиза фильм заработал под $300 млн, многократно окупив производственный бюджет. Феникса называют главным номинантом на премию «Оскар». И после стольких номинаций и такого представления он ее определенно заслужил.


Читайте также:

50" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Samsung Tizen), HDR10, HDR10+, HLG, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт
Снят с продажи

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by