То ли виной всему грамотный маркетинг, то ли истинные восторги зрителей повлияли, но очередной фильм во вселенной DC превратился чуть ли не в главную ленту десятилетия, которую, кажется, заочно готовы осыпать «Оскарами». Но есть нюанс. Дело в том, что «Джокер» — это вообще не про комиксы. Картина, конечно, имеет отношение к DC, Бэтмену и прочим Готэмам, но весьма опосредованное. Примерно как каждый из нас имеет отношение к Большому взрыву.
Если недавний блокбастер «К звездам» с претензиями и Брэдом Питтом в главной роли только попал на кинофестиваль в Венеции, то «Джокер» взял главный приз — «Золотого льва». А после первого сеанса зрители еще почти десять минут восторженно аплодировали «главному фильму года». Неужели шедевр? Сходили на пресс-показ в «Бутик кино» и посмотрели на все своими глазами. И правда шедевр.
Невероятно, но «Джокер» рассказывает историю становления… главного антагониста Бэтмена. Артур Флек живет в неуютной готэмской квартирке вместе с мамой, которая уверена — ее любимый сынок должен дарить окружающим людям радость. И Артур старается. Он улыбается, работает клоуном и даже мучается приступами неконтролируемого смеха. Сам того не желая, мужчина может весело засмеяться в самый неподходящий момент. Из-за этого имеет много проблем.
Артур — классическая «белая ворона» в обществе, да еще с психическими отклонениями. Социум при этом предельно жесток и «непохожих» ребят терпеть не собирается. Посредственный комик? Получи по почкам! Полез в стендаперы? Вот тебе, образина! Артур держит удар за ударом, но после каждого в его душе происходят необратимые изменения. Разве такой город достоин его улыбки? Нет, этот изгой вот-вот сотворит нечто такое, от чего сильным мира сего будет уже не до смеха.
Личностная трансформация Артура Флека происходит на фоне социальных потрясений. Аллюзии здесь прозрачны как нигде. Готэм — Нью-Йорк 1980-х, отец Бэтмена — типичная «капиталистическая акула», а суперкрысы — ну, они и в Африке суперкрысы.
Авторов ленты легко обвинить в том, что они чересчур активно разбрасываются политическими лозунгами. Вся эта социальная несправедливость, угнетение нищих богатеями, рост пролетарского и даже маргинального самосознания отлично укладываются в левую идеологию. В СССР «Джокер» мог бы стать гимном социальному равноправию и символом краха все еще продолжающего гнить капитализма.
Да, «Джокер» — это даже не «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, когда казалось, что ничего более реалистичного по комиксам снять невозможно. Авторы фильма перешли к гиперреализму, который еще больше отдалил персонажей от рисованных картинок Боба Кейна. Это как грязное будущее, которым пугает детей Грета Тунберг, только прошлое, не менее грязное и отвратительное.
Отсюда опасения, что экранные поступки Артура Флека лицами с не самой стабильной психикой могут быть восприняты как призыв к действиям в реальном мире. Помните все эти новости об инструкциях для американских военных в случае массовых убийств на кинопоказах «Джокера»? Мол, главный герой покажет плохой пример, и общество взорвется.
Забавно, что некоторые американские кинокритики всерьез разнесли ленту в пух и прах просто потому, что приняли ее как некий манифест режиссера, который что-то кому-то хочет донести через персонажа. Романтизация насилия, оправдание любых средств ради цели и все такое. Критики, кажется, забыли, что перед ними в первую очередь кино, продукт искусства. Фильм, который в первую очередь рассказывает потрясающе сыгранную историю психически нездорового человека, который под давлением внешних и внутренних демонов трансформируется в монстра.
Как и в случае с недавним блокбастером «К звездам», здесь перед нами тоже кино одного актера. Прости, Брэд Питт, но «Оскара» тебе не видать. Потому что на фоне того, что на экране вытворяет Хоакин Феникс, игра любого актера в этом году покажется жалкой. Если ему не перепадет главная голливудская кинопремия года, ее можно будет окончательно хоронить в популистско-конъюнктурной могиле.
Глядишь на Феникса и думаешь — да он же Голлума мог сыграть безо всякого грима! Актер катастрофически похудел к съемкам и со своими выпирающими лопатками похож то ли на ощипанную курицу, то ли на лавкрафтовского персонажа. Этим, разумеется, мастерство не ограничивается. Не буду нахваливать то, как работает Хоакин. Скажу лишь, что обычно во время просмотра фильма, о котором планирую писать, делаю пометки на телефон. Это первый случай, когда я не написал во время сеанса ни единого слова. Просто потому, что игра Феникса поглощает все внимание без остатка. Сидеть два часа с открытым ртом? Это про «Джокера».
Во время пресс-показа ленту крутили на языке оригинала с русскими субтитрами. Чертовски интересно, как локализаторы поступили со смехом Артура Флека. Это одна из главных фишек картины, которую наверняка испортят при попытке «озвучить» смех. Надеюсь, в локализацию все-таки получилось интегрировать оригинал. Оно того стоит. Впрочем, манеру невнятного тихого лепетания главного героя передать в любом случае не выйдет. Отсюда совет: решитесь на просмотр «Джокера» в оригинальной озвучке с субтитрами.
Из кинотеатра выходишь опустошенный. Фильм жестокий, крайне депрессивный, без любимого даже самыми мрачными кинематографистами лучика надежды. В голове много мыслей. В первую очередь о Фениксе. О цветовых акцентах (почти всегда блеклая гамма расцветает радугой в те редкие моменты, когда Артур чувствует себя счастливым). О потрясающем саундтреке (от утробного рычания которого все внутри переворачивается так же, как у главного героя в тот же момент). О не обязательной, но сильнейшей ментальной связи с оригинальным комиксом DC (момент знакомства двух непримиримых в будущем противников запомнится фанатам). О сюжетных поворотах («Санта-Барбара» иногда тихонько плачет в сторонке).
Но рассказывать о «Джокере» не хочется. Потому что каждый должен самостоятельно вычерпать до дна все, что способно дать столь редкое в наше время хорошее кино. А любые, даже самые восторженные слова в адрес ленты откалывают от большого куска золота драгоценные песчинки, которые могут затеряться в чужих мнениях и намеках на спойлеры.
«Джокер» — лучшее, что случалось с мировым кинематографом по крайней мере в этом году. Сильное и темное кино о глубинах человеческого сознания и подсознания. Никакой не авторский манифест, но камерная история больного человека, который долго искал себя. И, увы, нашел.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by