Лучшая фантастика года? Посмотрели «К звездам» с Брэдом Питтом

28 сентября 2019 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Лучшая фантастика года? Посмотрели «К звездам» с Брэдом Питтом

Автор: Константин Сидорович

Есть фильмы, выхода которых ждут годами. Раздуваются надежды — кажется, вот уже скоро, через год, на экраны выползет нечто невероятное, шедевр на все времена. Не надо рассказывать, чем в большинстве случаев оборачиваются такие завышенные ожидания. О картине «К звездам» (в оригинале Ad Astra), конечно, упоминали в новостях, но в список потенциальных хитов она не попадала до минувшего лета, когда вошла в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля. Мы посмотрели «К звездам». Кажется, это заявка на лучшую фантастику года. Или нет?

Подготовка

К Ad Astra надо подходить с осторожностью. Потому что в случае с этой лентой обмануться в ожиданиях проще простого. Вот вы посмотрели трейлер и решили, что увидите нечто вроде «Интерстеллара». Кто-то обратит внимание на космические перестрелки и придет на старую-добрую боевую фантастику с Брэдом Питтом. Ну, Питт точно не подведет, в этом сомнений нет. Поэтому если вы идете полюбоваться на одного из лучших актеров Голливуда, то точно не разочаруетесь — Брэд здесь предстает во всей красе своего безграничного мастерства. Считайте, весь фильм представляет собой не что иное, как театр одного актера. Чертовски хорошего актера.

Идти смотреть «К звездам» без подготовки, но с грузом ожиданий? Мало кому это понравится, но такой простой алгоритм способен убить все впечатления от просмотра. Перед покупкой билета желательно узнать про Ad Astra хотя бы чуть-чуть. К слову, мнение критиков вряд ли станет решающим. Достаточно посмотреть оценки картины на различных агрегаторах. Кинокритики купают ленту в овациях, тогда как обычные зрители недоумевают, что за скучную тягомотину они только что увидели. История один в один как с «Прибытием» Дени Вильнева.

Хотя бы обратите внимание на режиссера. Джеймс Грэй никогда не был мастером высокобюджетных блокбастеров. Это представитель в основном авторского кинематографа. Снимает редко (в его портфолио за четвертьвековую карьеру всего семь полнометражных фильмов), но является фестивальным любимчиком за свои небольшие истории из жизни «простых людей». Конечно же, такой режиссер не мог бросить все и снять нечто совершенно не свойственное себе. Поэтому «К звездам» — не про космос, а про человека и очень личные переживания. Хотя фонового красивенного космоса здесь столько, что хватит обклеить фотообоями особняк самого богатого астролюбителя.

На старт

Недалекое будущее. Человечество умудрилось не уничтожить само себя. Люди не только аккуратно, на радость Греты Тунберг, обжили Землю, но и далеко продвинулись в изучении тайн Вселенной. Кое-как колонизированы Луна и Марс, многое стало известно о глубоком космосе. Но остались еще неразгаданные загадки, которые грозят людям уничтожением.

Прославленный Клиффорд МакБрайд отбыл на Нептун, чтобы развернуть там станцию по поиску следов внеземной цивилизации. Экспедиция сгинула, о ее судьбе ничего не известно. Однако спустя долгие годы Землю начинают терзать катаклизмы, способные уничтожить всю планету. Причиной бедствий стало странное излучение, исходящее с окраины Солнечной системы. Аккурат оттуда, куда отправился МакБрайд.

Разбираться во всем придется взрослому сыну Клиффорда — Рою МакБрайду. Мужчина долго готовился к чему-то вроде этой миссии, многое принес в жертву и готов отправиться буквально на край света, чтобы ответить на главные вопросы своей жизни. А может даже найти живого отца-героя. Или отца-предателя, не важно. Однако Рой не представляет, через что ему придется пройти. Да и ответы могут оказаться совсем не такими, какие он ожидал.

Полет

Весь фильм — рефлексия главного героя и поиск себя. МакБрайд отчаянно одинок («Я один. Я один», — повторяет он раз за разом). Его пульс никогда не поднимается выше 70 ударов в минуту, даже если Рой падает в бездну и вот-вот должен умереть. Он ничего не чувствует, для него есть только работа. Работа, ради которой отец бросил семью и улетел на край света. Что же в этой работе такого, что она способна заменить человеку все на свете?

Для МакБрайда нет ничего, кроме космоса. Жена — словно марево. На ней не фокусируются ни камера, ни главный герой. Наверное, и женился-то он только ради «правильной» строчки в анкете астронавта. И вроде бы даже пытается выковырять из себя чувства и эмоции, диктуя теперь уже бывшей возлюбленной покаянное письмо. Но в следующее мгновение — «Стереть. Отмена». И пульс 56. Вот такой сухарь.

Рой, разумеется, эволюционирует. Потому что, по мнению режиссера, у одержимого человека только два пути — сгинуть в своем одиночестве или найти силы (пусть для этого и придется едва ли не Луну с небес достать) для того, чтобы измениться. К чему приводят эти пути, в картине покажут наглядно и незавуалированно.

В отличие от Нолана, Джеймс Грэй не пытается придать всему флер научности. Более того, некоторые эпизоды заставят поседеть всех, кто более-менее сносно учил физику в школе. Здесь нет глубочайшей дотошности в исследовании проблемы (будь то первый контакт или поиски самоидентичности), как у Дени Вильнева в «Прибытии». Пожалуй, ближе всего авторы Ad Astra к психологизму Тарковского и визионерству Кубрика.

«К звездам» медитативен и потрясающе красив даже в отображении замызганных коридоров на Марсе. Пожалуй, эстетически это пока самый красивый фильм года. Ну а на психологизме в целом и самоанализе главного героя в частности здесь и вовсе держится весь сюжет. Увы, но перед нами все же не Тарковский, не Кубрик и даже не их последователь. Все-таки Джеймсу Грэю не хватает размаха, опыта и, главное, таланта великих.

Домой

«К звездам» можно простить многое. Это не научная фантастика, поэтому плевать на законы физики. Лунные перестрелки, которые нам показывали в трейлере? Да, феерически дурацкий эпизод, который продюсеры вклеили будто специально, чтобы добавить экшена хотя бы в трейлер. Но снято шикарно, прямо на уровне «верю!».

В ленте есть еще несколько очень спорных (их в трейлере не показывали, а спойлерить мы не привыкли) сцен, которые никак и никуда не двигают сюжет. Выжали из них все, что только можно, поэтому сильно придираться к ним не хочется. Хотя бы потому, что, опять же, все очень красиво.

Но концовка… Она такая банальная, что перечеркивает все прежние достижения и достоинства. Нет, ну правда, как так? До последних кадров не верится, что все идет к такому незамысловатому стандарту. Но да, идет именно к такому фейспалму. И эта финальная нота ставит крест на всех предыдущих стараниях режиссера. Разочарование. Благо Брэд Питт все равно хорош и, вероятно, поборется за свой второй «Оскар».


Пожалуй, для кинематографа сегодня невозможно придумать принципиально новых идей. Все, что можно было сказать, уже давно сказано и не единожды. О ценности того, что рядом, а не далеко-далеко в звездах, высказывались десятки. У многих получилось лучше, чем у Джеймса Грэя. Но все равно «К звездам» — красивая и благородная попытка. Возможно, один из лучших фильмов года. Но не шедевр на все времена.

7,5
Оценка Onliner
Ad Astra — кино сложное и неоднозначное. Есть много причин, по которым оно вам может не понравиться. В то же время у него поразительный потенциал для того, чтобы выстрелить. На наш взгляд, до громогласного выстрела дело не дошло, хотя пороху было достаточно. Кажется, он оказался чересчур сырым.
Нравится
Игра Брэда Питта
Визуал
Медитативность
Настроение
Не нравится
«Лишние» эпизоды
Финал

 

Выбор покупателей
для домашнего кинотеатра/портативный, DLP, FullHD (1920x1080), яркость 500 лм, контраст 1200:1, расстояние 1-4 м, экран 40-200", Wi-Fi
для домашнего кинотеатра, SXRD, 4K (4096x2160), яркость 1500 лм, контраст 200000:1, экран 60-300", LAN
для домашнего кинотеатра, LCD, FullHD (1920x1080), яркость 2500 лм, контраст 60000:1, экран 30-300", Wi-Fi

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by