Спецпроект

Развиваем бизнес молодых. Не BMW, а минивэн и эмоции вместо шашлыка с водкой

Автор: Константин Сидорович. Фото: Влад Борисевич, Игорь Деменков
11 мая 2018 в 8:00

Все они — герои наших статей, оптимисты и просто умнички. Они увлечены своим делом и, как бы банально это ни звучало, вкладывают в него душу. Получается не все и не всегда. Onliner.by в партнерстве с компанией Samsung запустил проект «Перезагрузка», в рамках которого мы помогаем четырем начинающим белорусским бизнесменам поставить на рельсы дело всей их жизни.

Это не начало с нуля и не отказ от мечты в пользу быстрых денег. Мы постараемся мягко перезагрузить бизнес Алексея, Алены, Андрея и Александра. В этом им помогут менторы, способные с высоты своего опыта указать на старые ошибки, предостеречь от новых и подтолкнуть к успеху. Как завоевать рынок стеклянной плитки? Чего не хватает нижнему белью? Можно ли заработать на белорусском экотуризме? Получится ли сделать компьютерную игру мечты и создать собственную компанию?

Алексей и Александр уже встречались со своими менторами. Первому посоветовали поднять цены на услуги экотуризма, оценить рынок и ориентироваться на зарубежных гостей. Саше с его стеклянной плиткой и фризами предложили обратить внимание на дизайнерский сегмент, а для начала — подготовить некий наглядный материал, который мог бы показать применяемость плитки в интерьерах. Что изменилось? Последовали ли ребята советам менторов?

«Возможно, выберу не BMW X5, а Volkswagen Multivan»

Во время прошлой встречи у Александра была не самая острая, но очень беспокоящая его проблема — парень искал просторное помещение: недорогое, желательно в Минске и адаптированное для производства. Увы, пока с этим туго. Вроде бы нашли то что надо, однако в последний момент арендодатель резко повысил ставки. Поэтому пока приходится метаться между двумя «офисами»: один за Минском, другой — в центре столицы, на территории полузаброшенного завода.

Открываем скрипучую дверь. Внутри тепло благодаря работающей печи, где как раз «выпекается» новая партия фризов.

— А мне вчера вечером написали оптовики из Махачкалы! Готовы взять сотню фризов на пробу! — радостно встречает нас Александр.

Несколько дней назад он через интернет нашел крупных поставщиков керамической плитки в российских городах-«миллионниках» и выслал им предложение. И вот пришел ответ из далекого Дагестана. Парень успел найти транспортную компанию, которая взялась доставить партию фризов в Махачкалу за пять дней.

А вот с составлением портфолио с примерами применения плитки в интерьерах пока конкретики нет. За спасибо, шампанское и шоколадку никто за такой проект браться не хочет, некоторые бюро просят несколько сотен долларов за 5—8 фотографий. Для Саши это пока много. Вроде бы нашлось дизайн-бюро, согласившееся помочь за символическое вознаграждение. Правда, со сроками еще не определились.

— Пригодились ли советы Владимира Сержановича?

— О да. Однажды я посчитал себя творческим человеком, который не должен закопаться в одинаковом механическом труде. Владимир поселил во мне мысль, что избежать этого можно благодаря индивидуальным заказам и работе на дизайнеров. 

Однако от идеи работать с оптовиками Александр тоже не отказывается. Парень считает возможным развивать оба направления. Тем более что о продукции узнают все больше — фризы вообще охотно берут продавцы самых разных масштабов.

Саша даже сам придумал конструкцию для удобной демонстрации стеклянных бордюров в салонах. Нарезал 400 кусочков разноцветных стеклышек, нашел магнитную ленту, наклеил ее с обратной стороны на фризы, в Photoshop нарисовал красивые наклейки и облепил образцами продукции дверцу от металлического люка. Покупатель может легко отлепить кусочек заинтересовавшего его фриза, пощупать, приложить к своей плитке, прикинуть, насколько ему подходит. Получилось недорого и очень удобно.

— Какой ты видишь свою компанию через три года?

— Это явно не будет гигант вроде «Керамина». Мне нравится работать по индивидуальным заказам, не хочется превращаться в робота. Рассчитываю, что через три года у меня будет некая дизайнерская мастерская, где я буду выполнять индивидуальные заказы для дизайнеров. При этом надеюсь, что компания будет на слуху у оптовых покупателей СНГ. Тогда я буду уверен в постоянном заработке, который позволит выплачивать аренду и зарплату 4—5 мастерам. Классно было бы выйти на европейский рынок, но пока это только мечты.

На вопрос о том, на каком автомобиле он будет приезжать на работу, Александр улыбается. Когда-то в нашей первой статье он обмолвился о BMW X5. Что ж, говорит, поделать, если парень молодой, люблю, мол, скорость, комфорт и простор внутри машины. Впрочем, сейчас Саша не исключает, что приобретет что-нибудь более практичное не только для себя, но и для работы. Подойдет, например, Volkswagen Multivan.

Молодого бизнесмена радует то, как у него сейчас идут дела. За последние три-четыре месяца он продал вдвое больше фризов, чем за весь предыдущий год. После запуска проекта значительно выросла посещаемость сайта компании Александра. Это вынудило его хорошенько покорпеть над ним, наполнить актуальными товарами.

— После статей на Onliner.by написали несколько салонов, мол, молодец, так держать, будем сотрудничать. Несколько человек обратились с индивидуальными заказами, одна девушка предложила поколдовать над контекстной рекламой, парень вызвался оптимизировать настройки сайта. Были, правда, и люди, которых я бы назвал бизнесменами в кавычках: они вроде как предлагали помощь, но лишь с целью в дальнейшем соблюсти какие-то только свои интересы.

Но больше всего меня впечатлили письма от двух человек. Эти люди рассказали, что работают на нелюбимой работе и уже давно задумывались о собственном деле. Но постоянно не хватало какого-то толчка для решающего шага. И вот мою историю они восприняли в качестве мотиватора, как знак того, что пора идти вперед.

Что ж, Александр настроен позитивно, и в целом у него все хорошо — во всяком случае, по сравнению с прошлым годом. Вскоре мы вернемся и посмотрим, получится ли выйти на сотрудничество с дизайнерами, ведь Саша всерьез решил работать на два фронта.

«Забудь о дешевом отдыхе. Люди купят шашлык, пиво и махнут на дачу. Зачем им ты?»

По итогам первой встречи с ментором Алексей согласился составить подробный бизнес-план и задуматься над ценообразованием туристических услуг. Что изменилось?

— У нас реально все меняется, причем кардинально! Правда, не все одобрят такие перемены, потому что нам действительно придется увеличивать стоимость путешествий и адаптировать их под более обеспеченных клиентов, — разоткровенничался Леша.

После опубликованной на Onliner.by статьи на парня вышел человек с таким предложением: «любим путешествовать, уникальные места, нужен сервис, готовы платить». Завязалась переписка с уточнениями, Алексей отправился к автору письма обсудить нюансы планируемой поездки, а в итоге получил полноценную и полезную консультацию от основателя компании «Изи Штандарт» Андрея Цыгана. Мы понаблюдали за общением двух профессионалов.

«Запомни — ты не оформляешь путевки в санаторий, ты торгуешь впечатлениями не выезжая из страны!»

Андрей любит путешествовать, причем желательно нестандартно. Он объездил Африку, был в Исландии, Монголии, а теперь заинтересовался Беларусью. Алексей со своим бизнесом подошел как нельзя лучше.

— На начальном этапе все виды классического бизнеса похожи друг на друга, все они сталкиваются с одними и теми же проблемами. А начинать надо с витрины, на которой выставлен продукт. В данном случае — с сайта. Алексей предлагает отличные услуги, которые заметно отличаются от всего, что есть. Теперь надо показать это.

Рекомендации Андрея касательно сайта просты и очевидны, остается лишь удивляться, почему Леша сам до этого не додумался. Меньше текста, больше крутых фотографий, растянутых по ширине сайта, никакого официоза.

— Запомни — ты не оформляешь путевки в санаторий, ты торгуешь впечатлениями не выезжая из страны! Ты не на госпредприятии отгружаешь стеклотару, а продаешь эмоции. Поэтому никаких фраз типа «Оформить заказ», лучше «Хочу уникальных впечатлений», «Хочу узнать Беларусь», «Хочу ТУДА», «Хочу в такое путешествие», «Хочу такие фото». И да, если есть изображения, то размещай их, не скрывай, ведь это твоя самая большая ценность! Не надо сразу грузить текстом, дай эмоции картинками.

Только надо определиться, какие эмоции ты продаешь. Потому что ночная прогулка по Шабанам тоже может вызвать эмоции, но готовы ли люди платить за них?

И да, нужно не стесняться предлагать больше комфорта, попутно увеличивая цены. Сомнения касательно того, что многие воспримут это негативно, Андрей призвал душить в зародыше: бизнес есть бизнес, и ты никогда не сможешь подстроиться под всех.

— Очень важно понять, кто твой клиент. Ты предлагаешь услуги либо массово, либо индивидуально. Самое плохое — пытаться быть посередине, когда оказываешь сервис на высшем уровне, а деньги берешь как за бюджетный тур. Пойми, в массовом сегменте ты уже проиграл. Потому что когда речь идет об отдыхе за 100—200 рублей, люди купят 5 килограммов шашлыка, упаковку пива и рванут на дачу. Зачем им ты?

С другой стороны, вот так сразу переключаться на людей побогаче тоже не стоит. Ведь век современных технологий позволяет действовать осторожнее. Можно потратить пару вечеров и сделать несколько предложений в разных ценовых категориях с разным наполнением. Потом достаточно будет отследить спрос и посчитать примерную прибыль.

«У айтишников и денег много, и свободного времени полно. Важно подстроиться под них»

Андрей считает, что на начальном этапе нет смысла делать дорогой сайт. Достаточно «запилить» на коленке что-нибудь симпатичное с помощью бесплатных сервисов. И только после того, как встанешь на ноги, можно тратить деньги на сайт.

Правда, в случае с Лешей все вышло по-другому. Парень потратил подаренную на свадьбу тысячу долларов (и даже добавил еще 100 долларов) на разработку сайта. Проектом занимались «хорошие ребята» из Латвии. Далее между Андреем и Алексеем состоялся такой диалог:

— 1100 долларов за этот сайт?! Свою первую интернет-страницу я сделал на бесплатном шаблоне, а правки вносил через «Блокнот». Зато это стоило мне 0 рублей. Сейчас ты должен вгрызаться в деньги, а не тратить их на абы что! Ладно, забудь об этих латышах, дальше все правки лучше вносить самому.

— Но они сделали сайт на своей платформе… И теперь за любое изменение требуют деньги…

— Что?.. То есть тебе сделали сайт за 1100 долларов и он является их собственностью?

— Да… Но что сделано, то сделано. Это не самая большая проблема…

— Нет, это очень большая проблема! Потому что потом такие «доброжелатели» потребуют от тебя 20% прибыли, пригрозив сделать что-нибудь с сайтом.

Что ж, решить этот вопрос пока вряд ли получится. Поэтому надо сосредоточиться на проработке туров — начинается сезон и придется вкалывать допоздна. Алексей уже изменил структуру сайта, добавил фотографии, оптимизировал сетку туров, оставшиеся сделал насыщеннее и дороже. Впереди — большая работа по продвижению своего дела в Instagram и Facebook.

— У кого в нашей стране есть деньги? У бизнесменов, но их немного, они заняты, у них могут быть проблемы. А у айтишников и денег много, и свободного времени полно. Важно подстроиться под них, предлагать тематические экскурсии в том числе для семей с детьми.


Сезон стартовал. Совсем скоро узнаем, как в него вписался Алексей.

Партнерский спецпроект с ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.

Все для развития бизнеса и не только в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Какая-то дичь на нашем Telegram-канале

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by