В 2004 году в Китае появился очередной стартап — перспективный, прорывной и пышущий энтузиазмом. Таким же был и его основатель — Цзя Юэтин. Но интереснее все же история самой компании — Le.com, затем LeEco, LeSports и некоторых других предприятий. На их примере можно наблюдать процесс взлета и резкого падения отличного начинания, когда, как говорят, ничего не предвещало беды. Так сложилось, что все самое плохое случилось в процессе экспансии «китайского Стива Джобса» (да, его сравнивали с Джобсом так же, как и основателя Xiaomi Лэя Цзюня) на рынки США и России. Но на самом деле это просто совпадение.
По состоянию на 2017 год Цзя Юэтин занимал 474-е место в списке миллиардеров по версии Forbes. В Китае его позиции получше — 39-е место, однако есть множество «но», о которых расскажем ниже. Кстати, в 2015-м в родной стране он был на 17-м месте среди местных богатеев.
На чем Цзя Юэтин сделал состояние? Взлет начался в 2004 году с основанием онлайн-сервиса Le.com. Эта площадка продолжает свое существование, однако несколько лет назад Юэтин и его сестра избавились от большей части акций предприятия, а в 2017-м основатель покинул пост руководителя и главы совета директоров компании. Говорят, под давлением мажоритарного акционера.
Родился Цзя Юэтин в 1973 году в одной из северных провинций Китая, где специализировались на добыче угля. В отличие от своих старших сестры и брата, которые закончили престижные китайские университеты, молодой человек прошел обучение в одном из местных вузов, получив образование по специальности «Финансы и аудит».
Примерно в 1995-м, когда будущему миллиардеру было 22 года, он оказался на работе в локальном офисе налоговой службы, где приглядывал за компьютерами и администрировал сеть. Здесь Цзя долго не задержался и менее чем через год основал собственную консалтинговую IT-фирму. Это были времена наработки опыта, изучения рынка со всех сторон, монотонная работа и активное пополнение счета в банке. Косвенно по долгу службы Юэтин оказался вовлечен в сферы добычи угля, строительства, недвижимости, образования, общественного питания, деревообработки и так далее.
Наиболее интересной для него сферой стал телекоммуникационный бизнес — взрывное развитие интернета, рост потребления контента и прочее. В 2002 году Цзя переехал в город Тайюань, административный центр родной провинции Шаньси. Здесь была основана компания с длинным названием Shanxi Xi Bei Er Communications Technology Co. Ltd.
Бизнесмен купил машину, на которой активно разъезжал в поисках клиентов, и через год уже удерживал в своих руках половину контрактов на выполнение работ от местных телекомоператоров. Среди его заказчиков в определенный момент оказался и China Telecom — крупнейший сотовый оператор Китая, а это многого стоит. В 2003-м Юэтин запустил еще одно предприятие — Xbell Union Communication Technology Co. Ltd., на сей раз в Пекине. До этого стартовала Sinotel Technologies и, вероятно, некоторые другие. Вновь успешный старт, благодаря которому китайский предприниматель входит во вкус.
Судьба свела Цзя с его будущим партнером по бизнесу — Лю Хонгом, который еще 15 лет назад оценил перспективность 3G и высокоскоростного интернета. В 2004-м формируется Leshi Internet Information and Technology Corp., или просто — LeTV. Для русского уха название кажется не слишком благозвучным, но слово «Leshi» можно перевести как «Счастливое ТВ». Да, начались счастливые деньки.
Сервис не был первым на китайском рынке стриминга ТВ-программ и фильмов по подписке, однако Юэтин оказался прозорливее остальных и стал первопроходцем на ниве вещания именно лицензионного контента. Благодаря этому в 2005 году LeTV была сертифицирована на госуровне.
Спустя некоторое количество лет Цзя увидел себя прямым конкурентом Netflix, Apple и Tesla — их, среди прочего, он и захотел заткнуть за пояс. Однако амбиции столкнулись с реальностью, которая не простила чрезмерной самоуверенности китайского бизнесмена. Он пытался построить технологическую империю, которая занимается всем — от стриминга в сети до автономных электромобилей. Конгломерат развивался и рос, но делал это слишком быстро.
Один из бывших сотрудников LeTV (LeEco с 2011 года, в которую входили LeTV, LeTV Mobile, LeTV Sport, LeTV Holdings, LeTV VR Helmets, LeRee и другие) как-то рассказал CNBC на условиях анонимности: «Цзя всегда избирал чрезвычайно прогрессивную стратегию, а для воплощения ее в жизнь требовались столь же экстремально продвинутые действия. Но обычно реализовать стратегию безупречно не выходит — это характерно для многих обычных фирм и их сотрудников».
В 2012 году компания получила $181 млн инвестиций, пыталась пробиться в бизнес по выпуску телевизоров, изучала иные направления. Их было много, но прибыль не соответствовала вложениям и ожиданиям: в 2012-м LeEco заработала $31 млн, в 2013-м — $38 млн, в 2014-м — $7,5 млн.
Широкое международное внимание к китайскому предприятию привлекли его активные действия за пределами родной страны. За это время LeEco превратилась в огромного технологического монстра, который разросся до небывалых размеров и уже, как выяснилось, не мог контролировать собственное тело.
Шуму наделала рекламная кампания LeEco в 2015 году. Тогда Юэтин выложил на своей странице в соцсети Weibo постер, посвященный смартфону LeTV. Бизнесмен осудил закрытость платформы Apple, назвав ее «тиранией», а саму американскую корпорацию охарактеризовал как увядающую империю. На постере присутствовал спорный персонаж, внешне напоминающий Адольфа Гитлера, — только вместо свастики на его повязке виднелось яблоко.
Странные параллели, конечно, но нас больше интересуют смартфоны, с которыми LeEco решила завоевывать рынок. И, вероятно, соперничать с Xiaomi, Lenovo, Huawei, OnePlus и всеми-всеми-всеми на свете. Первенца представили осенью 2015-го: Le 1s отвечал всем стандартам того времени — недорогой, производительный, с неплохим «железом» и собственной оболочкой (но ее быстро раскритиковали). За ним, как из рога изобилия, посыпались новые модели — слишком многочисленные, слишком одинаковые. Переломный момент был близок. К сожалению, он ознаменовался проблемами.
В 2016 году LeEco собиралась выйти на американский рынок — с умным ТВ, беспроводными колонками, наушниками и другой электроникой. Однако кусок пирога оказался слишком большим, чтобы его прожевать. Китайская компания вложила четверть миллиарда долларов в бывшие мощности Yahoo!, где хватило бы места для 12 тыс. сотрудников — штаб-квартира должна была получиться завидной. Цзя не останавливался и в том же году с размахом провел в Сан-Франциско презентацию электровелосипеда и очередного смартфона среднего уровня.
Компания обрела звание самого быстрорастущего смартфонного бренда. Ожидалось, что по итогам 2016 года она продемонстрирует 500-процентный рост поставок мобильников, а чуть позже окажется на 11-м месте в списке крупнейших мировых вендоров. В США предприятие замахнулось на существующую здесь дуополию Apple/Samsung. Так и хочется сказать: «Да ладно!» Была поставлена цель — выручка в $100 млн. Реальность оказалась иной — $15 млн. Покупать смартфоны никто не хотел, что уж говорить об остальной продукции.
Чтобы удержаться на плаву, LeEco требовалось почти $1,5 млрд сторонних вливаний. Ведь, среди прочего, были озвучены планы по поглощению американской Vizio за $2 млрд. К сожалению, компания начала захлебываться в собственных амбициях и в апреле 2017 года окончательно отказалась от задумки, хоть и пыталась сохранить лицо: «Мы продолжим изучать возможности». А позже несостоявшемуся покупателю была выставлена неустойка в $100 млн.
2016 год был знаковым еще по одной причине — китайцы представили концепт автомобиля LeSEE Pro. Красивая машина, цена на которую неизвестна, дата поступления в продажу неизвестна, объемы производства неизвестны… Ну вы поняли. Веса презентации добавляло то, что за проектом стоял американский стартап Faraday Future, мажоритарным акционером которого является LeEco. Не вдаваясь в подробности этой «Санта-Барбары», скажем лишь, что из семи топ-менеджеров FF работу в компании сохранили двое, а Юэтин стал CEO. Какое отношение Цзя имеет к Faraday Future сейчас, сказать сложно — его положение шатко, доверие китайского правительства и бизнеса он потерял и, судя по всему, оказался в опале везде, где только можно.
LeEco стала постепенно рассыпаться — ноги колосса, хоть и не глиняные, не выдержали веса взятых обязательств. Подразделения и дочерние компании начали увольнять сотрудников, кредиторы активно затребовали свои деньги, китайские власти предписали Юэтину вернуться в страну и разобраться с долгами. Но Цзя не торопится на родину, так как опасается остаться здесь надолго (а это помешает поиску инвестиций для Faraday Future). Если же миллиардер попытается вывести активы из страны, против него возбудят уголовное дело, а самого бизнесмена репатриируют. Мечта испарилась.
Многие считают, что основной ошибкой Цзя Юэтина стало желание использовать на международном рынке подходы, применяющиеся в китайских реалиях. Однако они не сработали. Да, некоторые стартапы также не могут похвастаться прибылью — Uber и Snap, например. Но у них есть конкретная сфера деятельности и цель. LeEco же попыталась захватить своей «инновационной экосистемой» всё. В то же время в истории полно примеров, которые кричат о подобных завоеваниях: «Ты проиграешь!»
Летом 2017-го сооснователь китайского IT-гиганта Tencent заявил, что LeEco якобы использует для работы печально известную схему Понци. В чем-то подобном уличают компанию и ее бывшие сотрудники: по их словам, руководство переводило средства от одного юрлица к другому (а их насчитываются десятки), маскируя тем самым убытки.
Чем все это закончится? Неизвестно. В конце прошлого года появилась информация о том, что крупный китайский девелопер Sunac China Holdings поможет LeEco выправиться — благодаря инвестициям в более чем $2,2 млрд. Конечно, не за красивые глаза, а за нескромную долю акций. И это будет совсем иная компания.
Краткий список источников: South China Morning Post, BBC, Forbes (1, 2), CNBC, Android Authority, Engadget, Softpedia, Gizmodo, Caixin Global, EOTO, Reuters, ArsTechnica, TechCrunch, GizChina, SuccessStory, Los Angeles Times, Wikipedia.
Смартфоны в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by