Есть ли жизнь за МКАД? Ищем скоростной интернет там, где его нет

Автор: Ян Альшевский. Фото: Александр Ружечка
28 239
25 октября 2017 в 8:00

Покрытие сетей сотовой связи в Беларуси достигает невероятных значений — стоит лишь взглянуть на материалы, размещенные на сайтах операторов. Карты уверяют, что белых пятен практически не осталось, а жители крупнейших населенных пунктов априори не могут жаловаться на связь — статистика это подтверждает. О том, что такое 2G, белорусы пока забывать не собираются, а к качеству 3G есть претензии. Что уж говорить о 4G, который еще только «шагает по стране».

Сегодня LTE-услуги предлагают два оператора мобильной связи — МТС, запустивший высокоскоростную передачу данных на базе сети beCloud первым, и life:), присоединившийся позже. Оператор velcom пока остается в стороне. В компании считают, что не смогут обеспечить на чужой инфраструктуре качество связи, которое отвечало бы внутренним стандартам. По этой причине абоненты velcom довольствуются 3G. На самом деле, как показала практика, «устаревающая» связь нередко превосходит по скорости передачи данных более продвинутую.

На старте LTE все выглядело радужно: безлимитные по объемам подключения в сети 4G, планы развивать покрытие и так далее. За двумя операторами — МТС и life:) — закрепили одинаковой емкости каналы, чтобы один не «вторгался» в границы другого. Достаточно неожиданно для рядовых потребителей на рынке появился третий игрок в лице бренда «Анлим.бел», в распоряжении которого оказались, вероятно, емкости, зарезервированные под velcom. И примерно тогда же доступные мощности начали делить «по-честному» — динамически, в зависимости от загруженности и размеров абонентской базы.

Основной целью нашего небольшого эксперимента было узнать, можно ли приобщиться к высоким технологиям в виде скоростного интернета там, где его быть не должно. Попутно же мы выяснили для себя, что за МКАД жизнь есть, однако очень медленная и нередко «радующая» надписью «edge». Более того, даже в городе есть проблемные места — жители некоторых столичных микрорайонов знают о них не понаслышке.

Вместе со специалистами компании «Байнет Телеком» мы отправились «в поля», чтобы на месте узнать, как выглядит процесс поиска источника интернета в отдалении от проторенных троп. А таких километрах в 15—20 от Минска немало. Алгоритм предельно простой: из аппаратуры требуется специальная направленная антенна (3G или LTE), прошитый для вывода технической информации модем для операторских SIM-карт, карта с расположением базовых станций и ноутбук с необходимым ПО. Промозглая погода, поля вокруг и пронизывающий ветер не позволяли расслабиться, поэтому процесс измерений шел быстро.


Первая остановка запланирована в Сенице, вдалеке от жилой застройки. Здесь скорость мобильного интернета составляет около 2 Мбит/с, и то если повезет. Сориентировавшись по карте Google Earth со слоями от BELNETMON в направлении ближайших базовых станций (цветовая индикация позволяет понять, кому из операторов они принадлежат), специалисты временно вооружились малярной штангой с закрепленной к ней антенной. «Она легкая и телескопическая — проще направлять и искать сигнал. После того как найдено оптимальное место, антенна крепится на кронштейн», — пояснили нам. Начался поиск БС для размещения антенны, чтобы добиться наиболее высоких показателей: вначале надо понять, имеет ли смысл использовать усилитель в принципе или все тлен.

Технология 3G с расположенных в километре станций выдала скорость до 15 Мбит/с. Неплохо, но хотелось чего-то большего. Последующие замеры показали, что LTE дает самый стабильный сигнал с БС, расположенной в Мачулищах и отстоящей от нас на 5 км, хотя в более близкой Сенице (3 км) находится еще пара станций. Погодные условия на прием практически не влияют, исключение составляют сильный снегопад да дождь стеной. Или вспышки на Солнце. В принципе, для 4G максимальное расстояние — около 15 км, для 3G — до 25 км, но это при использовании параболической антенны, которую и настраивать сложнее.

«Максимальные скорости, которые мы смогли получить, — порядка 80 Мбит/с. В Ратомке, Раубичах, Марьяливо и паре мест ближе к окраинам Минска», — рассказал Микита Колас, директор компании «Байнет Телеком». Скорость соединения зависит, среди прочего, от рельефа местности, наличия тут строений, линий электропередач, а также загруженности: где-то сеть еле шевелится в рабочее время, в других местах час пик приходится на вечернее время.

«В прошлом году, когда МТС только вышел с 4G, качество связи было неплохим. Со стартом активной рекламной кампании скорость начала снижаться, — отметил специалист. — Затем подключились life:) и «Анлим.бел». Сейчас в Минске сложилась ситуация, когда в некоторых районах уровень сигнала очень хороший, а скорости нет — из-за загруженности базовых станций. В отдельных проблемных местах низкая скорость наблюдается практически всегда вне зависимости от времени суток. Наиболее высокие скорости могут фиксироваться на вышках неподалеку от города или в небольших райцентрах или городах-сателлитах Минска».

С конца прошлого года beCloud начал развивать покрытие, направившись в областные и районные центры. Там плотность населения меньше, что положительно сказывается на скорости доступа — «выстреливает» до 60—80 Мбит/с.

В плане 3G лидерство стоит признать за velcom, но, конечно, бывают и исключения. Оператор life:), в свою очередь, имеет определенную популярность, однако качество покрытия у него страдает: компания только недавно начала запускать стандарт DC-HSPA+, поддерживающий скорость до 42 Мбит/с, которая ранее была не доступна для абонентов.

Для следующего теста мы отправились в противоположную сторону, отъехав от минской кольцевой в направлении Москвы примерно на 13 км. Место примечательно тем, что в поле зрения находятся вышки МТС и velcom — на расстоянии менее километра каждая. Если верить картам покрытия, 3G здесь должен просто летать. А вдруг получится поймать LTE? До города-то рукой подать.

Без дополнительного оборудования интернетом смог обеспечить лишь австрийский оператор, тогда как симка МТС показывала лишь edge, да и то с парой делений. Стоило поднять антенну на пару метров, как скорость значительно выросла. И да, появилась связь 4G, однако ориентироваться пришлось на вышку ближе к Минску. Пиковая скорость — 17 Мбит/с. Оператор velcom при этом без антенны показывал в 3G около 20 Мбит/с. Приподняв антенну, скорость удалось повысить до 25 Мбит/с.

«Судя по нашим замерам, средняя скорость у velcom в 3G составляет где-то 20—25 Мбит/с, максимум — 35. У МТС средняя — около 15 Мбит/с, максимальная — 35, но это единичные случаи. Антенны за городом берут до 15 км, оптимальным же считается расстояние в два раза меньше. Направленные антенны дают 10—20 Мбит/с на расстоянии километров в 10. Наш рекорд с параболической антенной — 22 Мбит/с на расстоянии в 14 км. Это была агроусадьба, где голосовая связь на уровне земли практически отсутствовала», — рассказал Микита.

Что касается усиления голосовой связи, то здесь есть нюансы, которые не меняются уже давно. Дело в том, что использовать специализированное оборудование для этих целей нельзя, но на деле все несколько иначе. «В удаленной местности засечь такие устройства сложно, а вот в городе на место, вероятнее всего, прибудут „охотники за привидениями“ с пеленгаторами, — пояснил наш собеседник. — Обычно просто просят выключить безо всяких штрафов».

Интернет, по словам Микиты, иногда проводят с помощью так называемых радиомостов. На операторской вышке имеется неиспользуемый запас канала связи: грубо говоря, компанией используется 80% пропускной способности БС, а 20% сдается в аренду. В этом случае на ней и у клиента устанавливают два узконаправленных приемо-передающих устройства, получается тот самый радиомост. Таким же способом операторы связывают между собой собственные вышки там, где прокладка оптоволокна затруднительна. Но этому предшествует получение разрешительных документов, причем процесс нельзя назвать простым. Дорого и не слишком споро.


Завершили мы поездку в Уручье-2, микрорайоне, который появился на карте Минска в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Обжитой и застроенный многоэтажками, к вечеру он превращается в гудящий в прямом и переносном смысле улей. И вроде бы станций тут немало, днем проблем с интернетом нет, однако к вечеру про выход в мобильную сеть можно забыть. Операторам сложно согласовать размещение базовых станций в жилой застройке, поэтому либо их располагают на уровне земли, либо идут на другие ухищрения. Микита добавил, что железобетон — тоже не самая лучшая среда для распространения радиоволн.

Мы выбрали высотку, измерив скорость на 16-м этаже. Ближе к небу «спидтест» добирался до отметки в 41 Мбит/с — при использовании антенны. Один лишь модем смог разогнаться до 25—27 Мбит/с, телефон едва показал 5. «Вопрос к радиомодулям, установленным в оборудовании. В смартфоне, судя по всему, установлен не слишком чувствительный», — прокомментировал результаты специалист.

Спускаемся ниже, от земли нас отделяет около 15 метров. Скорость соединения упала в два раза, а ноутбук с подключенным модемом пришлось держать на вытянутых руках. Впору ставить антенну, однако в черте города это выглядело бы странным.

«Найти безлимитное мобильное подключение в Беларуси не слишком просто — либо дорого, либо все равно дорого. По-моему, velcom — это много денег, но есть качество. У МТС есть „анлимы“, неплохие цены, качество тоже приемлемое. У «Анлим.бел» имеется привлекательный по цене и скорости тариф, но обеспечить заявленную скорость они могут не на всех базовых станциях — по причинам, которые от компании напрямую не зависят. Замеряя на одной LTE-станции МТС, life:) и «Анлим», мы, скорее всего, получим разные скорости от большей к меньшей соответственно», — отметил Микита.


В Беларуси 5G может появиться одновременно со всем миром или с незначительным отставанием — к 2020 году. Такие планы, по крайней мере, озвучивались до сего дня. А до тех пор у нас будет идти развитие LTE, который постепенно вытеснит (вероятно) устаревающий 3G, как в свое время случилось с «обычным» 2G.

Благодарим компанию «Байнет Телеком» за помощь в подготовке материала

Смартфоны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by