Возможно, в скором будущем из Беларуси вырастет большая IT-страна, которая будет определять развитие новых технологий как минимум в восточноевропейском регионе. Во всяком случае, в сети активно обсуждается проект нового декрета о ПВТ, основные положения которого размещены на сайте журнала «Юрист». В документе среди прочего говорится о беспилотных автомобилях, криптовалютах, блокчейне, английском праве и стартапах. Вместе с экспертами адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Onliner.by детально разбирает важнейшие положения проекта декрета.
Из открытых источников стало известно, что Декрет о ПВТ 2.0 нацелился не только на введение таких новых и малоизвестных для нашего правового поля понятий, как «криптовалюта» и «блокчейн», но и на такие привычные, уже устоявшиеся конструкции, как «валютный контроль», «форма внешнеторговых сделок» и т. д.
Предполагается, что для резидентов ПВТ будет существенно либерализован порядок осуществления внешнеторговой деятельности, или, говоря по-простому, будет упрощен государственный контроль над сделками с нерезидентами.
В частности, изменения затронут правила выдачи «виз на деньги», условия осуществления валютного контроля и требования к формам внешнеторговых сделок.
Правила валютного регулирования, действующие в Беларуси, предполагают контроль со стороны государства за движением капитала как внутрь страны, так и за ее пределы. Основная цель такого контроля, судя по всему, — не допустить незаконный вывод капитала за рубеж (например, в офшоры). Цель, конечно, хорошая, но вот средства ее достижения уже порядком устарели.
Для того чтобы ваши деньги (в определенных случаях) сегодня «пересекли границу», вы должны заранее получить для них визу. Органом, уполномоченным их выдавать, является Национальный банк Республики Беларусь. То есть Нацбанк должен сначала разрешить проведение такой операции. Проект Декрета о ПВТ 2.0 предлагает заменить разрешительный порядок проведения таких операций на уведомительный. Другими словами, стоять в очереди за визой больше не придется, достаточно будет просто рассказать Нацбанку о проведенной с деньгами операции.
Что же происходит сейчас? И почему «виза на деньги» действительно устарела и ее нужно отменить не только для резидентов ПВТ, но и для всех участников рынка? Давайте разберемся.
На сегодняшний день, к примеру, разрешение Нацбанка требуется при следующих операциях:
Казалось бы, в чем проблема? Подготовил документы заранее, направил в Нацбанк и жди, какое решение там примут. Однако что именно означает необходимость получения такого разрешения?
Во-первых, государство фактически принимает решение, может ли физическое или юридическое лицо распоряжаться своими денежными средствами, полученными в качестве заработной платы или от осуществления предпринимательской деятельности. То есть государство контролирует обращение денег, которые заработаны законно и прозрачно и, что самое главное, налогообложены!
Во-вторых, для получения разрешения заявителю необходимо представить в Нацбанк экономическое обоснование проведения испрашиваемой валютной операции. При этом установленных критериев для оценки экономической выгоды нет. Следовательно, решение принимается работником Нацбанка по своему внутреннему усмотрению.
Пример для большей наглядности. Белорусская компания решает купить долю в иностранной компании или получить кредит в иностранном банке. Как часто бывает в предпринимательской деятельности, решение принимается «на свой страх и риск». И вот решение принято, так как оно выгодно для компании. Но уже Нацбанк, не имея представления о структуре сделки, о бизнесе и о предпосылках принятия такого решения, отказывает в выдаче разрешения.
Совсем недавно, к примеру, Нацбанк отказал в выдаче разрешения на предоставление нерезиденту валютного займа. В качестве экономического обоснования проведения валютной операции указывалось на «возможность получения дохода большего, чем это возможно при размещении данных денежных средств в банках Беларуси». Дело в том, что процент за пользование займом был значительно выше предлагаемого белорусскими банками. Казалось бы, явная экономическая выгода. При этом доход в виде процентов был бы налогообложен, деньги бы поступили в бюджет. Однако Нацбанк отказал в проведении операции. Причины до сих пор не ясны.
Многие другие государства отменяют «визы на деньги». В каких-то странах их не было вообще.
Представьте только, что Google перед покупкой AIMatter должен был бы обосновать экономическую необходимость этого. Состоялась ли бы сделка, если бы нужно было получать визу? Ответить определенно просто невозможно.
Поэтому, на наш взгляд, шаг государства, направленный на отмену «виз», — это прогрессивно и эффективно. Это также позволит резидентам ПВТ находить новые источники финансирования и более оперативно выходить на новые зарубежные рынки.
Жаль, что такая либерализация направлена пока только на резидентов ПВТ. Считаем, что отмена виз для всех — это обязательный следующий шаг.
Затронем немного и эту тему.
Составляющим аспектом внешнеторговой сделки являются предельные сроки ее завершения:
Отметим, что еще совсем недавно сроки были гораздо меньшими: 90 дней при экспорте, а при импорте — 60. Таким образом, законодателем уже сделаны существенные послабления в данном вопросе, что имеет немалое значение для сферы информационных технологий.
На практике (особенно это актуально опять же для сферы ИТ) сроки оплаты за товары, услуги или ПО становятся еще более продолжительными. Просто именно так привыкли работать иностранные компании, и им совсем не хочется ломать свой привычный порядок ради компании из Беларуси.
На сегодняшний день при превышении сроков завершения операций резидент должен получать разрешение в Нацбанке. К примеру, нерезидент просит дать ему отсрочку в оплате поставленного товара (причины могут быть любыми, например, сократившийся спрос на данный товар за рубежом). Резидент, понимая, что это единственный способ получить деньги, соглашается. А Нацбанк отказывает (теоретически). У резидента убытки в виде административной ответственности. При передаче прав на ПО, к примеру, иностранные компании зачастую привязывают оплату к получению денежных средств от конечных пользователей. Так, при работе с App Store выплата денег зачастую осуществляется только по достижению некоторой пороговой суммы. Приведем пример: мобильное приложение стоит 3 доллара, но Apple перечислит деньги только тогда, когда от пользователей придет сумма в размере не менее 100 долларов. В результате общая стоимость продукта, указанная в контракте, может быть получена гораздо позже 180 дней.
Будь это визы на деньги или увеличение (или даже отмена) сроков завершения операций — все это является эффективным способом, направленным на повышение привлекательности белорусского рынка и увеличения конкурентоспособности наших компаний.
Очень бы хотелось, чтобы либерализация коснулась не только резидентов ПВТ.
Юридические услуги в сервисе Onliner.by
Читайте также: