Возможно, в скором будущем из Беларуси вырастет большая IT-страна, которая будет определять развитие новых технологий как минимум в восточноевропейском регионе. Во всяком случае, в сети активно обсуждается проект нового декрета о ПВТ, основные положения которого размещены на сайте журнала «Юрист». В документе среди прочего говорится о беспилотных автомобилях, криптовалютах, блокчейне и стартапах. Вместе с экспертами адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Onliner.by детально разбирает важнейшие положения проекта декрета.
Как анонсируют СМИ, декрет создаст условия для прихода в Беларусь инвестиционных и венчурных фондов. Сегодня рассмотрим, какие варианты привлечения финансирования в стартапы предлагает белорусское законодательство.
Почему иностранный инвестор может отказаться от идеи вложить инвестиции в высокорисковый проект в Беларуси? Ответ на этот вопрос очевиден: незащищенность инвестиций, сложные способы защиты в случае нарушения прав инвестора, отсутствие привычных и понятных иностранному инвестору механизмов финансирования и соответствующей правоприменительной практики.
Система белорусских инвестиционных и венчурных организаций еще не сформирована, хотя определенные шаги в этом направлении уже были предприняты. В том числе в вопросах правового регулирования. Рассмотрим подробнее.
Белорусское законодательство прямо предусматривает деятельность венчурных организаций — коммерческих организаций, предмет деятельности которых состоит в финансировании инновационной деятельности следующими способами:
Фото: Greybrook Capital
Это предусмотрено Законом Республики Беларусь от 10.07.2012 №425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».
При этом по умолчанию любая коммерческая организация, финансирующая инновационную деятельность, не признается венчурной организацией. Венчурная организация должна быть зарегистрирована Государственным комитетом по науке и технологиям в качестве субъекта инновационной инфраструктуры.
Что дает статус венчурной организации? Этот статус позволяет организации пользоваться льготами, предусмотренными законодательством. Например, дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные инновационными организациями венчурным организациям, не подлежат обложению налогом на прибыль, а иностранная валюта, полученная венчурными организациями от реализации товаров/работ/услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, не подлежит обязательной продаже.
Что касается инвестиционных фондов, то в июле 2018 года вступит в силу новый акт, регулирующий их деятельность, — Закон об инвестиционных фондах.
По сути инвестиционный фонд — это объединение денежных средств его вкладчиков для дальнейшего совместного инвестирования.
Закон определяет правовое положение инвестиционных фондов (акционерных и паевых), регулирует деятельность, порядок реорганизации и прекращения их существования, регулирует эмиссию и обращение ценных бумаг инвестиционных фондов, а также многие другие вопросы, связанные с деятельностью инвестиционных фондов.
Деятельность инвестиционного фонда осуществляет управляющая организация — доверительный управляющий имуществом инвестиционного фонда, прошедший специальную государственную аккредитацию.
В итоге законодательство Республики Беларусь уже достаточно давно развивается в направлении создания новых инструментов инвестирования, но для финансирования белорусских проектов все еще приходится обращаться к иностранным юрисдикциям.
Пока нет информации о том, какое новое регулирование будет содержать в себе Декрет о ПВТ 2.0 в отношении инвестиционных и венчурных фондов. Вероятно, нововведения могут коснуться как статуса и деятельности национальных фондов, так и привлечения средств иностранных инвестиционных и венчурных организаций — через предоставление им более надежных условий финансирования белорусских стартапов. В том числе, через отмену субсидиарной ответственности по долгам резидентов ПВТ.
Почему отмена субсидиарной ответственности в случае банкротства резидента ПВТ позитивно повлияет на приход иностранных инвесторов на белорусский IT-рынок?
Согласно законодательству (Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 №415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)») собственники, руководитель и иные лица, имеющие право давать обязательные указания либо иным образом определять действия юридического лица, несут субсидиарную ответственность в том случае, если банкротство юридического лица было вызвано этими лицами. Практика сложилась таким образом, что к субсидиарной ответственности массово привлекают и собственников бизнеса, и его руководителей, причем на сумму всей непогашенной задолженности перед кредиторами.
Фактически судебная практика показала, что в Беларуси к субсидиарной ответственности привлекают по такому принципу, что сам факт банкротства организации уже подтверждает, что собственники и руководитель вызвали его наступление, не предприняв достаточных мер для его предупреждения.
В IT-сфере ситуация с субсидиарной ответственностью усугубляется. Вкладывая деньги в изначально рисковый проект, который с высокой вероятностью может не реализоваться, инвестор, получив долю в белорусской компании, может не только потерять все вложенные средства, но и быть привлечен к субсидиарной ответственности. Безусловно, это дополнительный барьер в поиске финансирования.
Тем не менее важно помнить: даже если Декрет о ПВТ 2.0 отменит субсидиарную ответственность в случае банкротства резидентов ПВТ, преднамеренное банкротство и неправомерные деяния при принятии мер по предупреждению банкротства останутся наказуемыми согласно уголовному и административному законодательству.
Юридические услуги в сервисе Onliner.by
Читайте также: