Манящие зарплаты в IT привлекают все больше людей. Со стороны успех выглядит просто: сделал с друзьями приложение, выложил в AppStore и Google Play, а дальше осталось только считать прибыль. Изнанка IT-бизнеса совсем другая. Рецепт стартапов, сделавших за год-два своих создателей миллионерами, обычно включает прорывную идею, верное сочетание звезд, нужные знакомства и щепотку удачи. Разработчики стартапов говорят, что нет универсального секрета успеха. Но что может быть общее — так это правила неудач.
Сергей Захаров давно занимается стартапами: «Уже лет восемь в этой сфере. Воплощал одну идею за другой — где-то удачно, где-то не совсем. За это время наделал достаточно ошибок, чтобы понять, чего нельзя делать. Захотелось рассказать об этом и помочь людям научиться не только на своих, но и на чужих провалах». Сергей говорит, что неудачи пошли на пользу, а его опыт пригодится и другим стартаперам:
— Надеюсь, мои истории помогут людям как минимум сэкономить время и большие деньги. В свое время брал у белорусского инвестора средства на проект. Начиналось все с $30 тысяч и постепенно дошло до $100 000. Стартап в итоге не выстрелил. Мне с инвестором повезло. Человек оказался порядочным — для него $100 тысяч, конечно, тоже большие деньги, но не сказать, что критичная сумма. Остались с ним друзьями. Если бы я тогда знал, чего нельзя делать, то средства не пропали бы.
Далеко не все обеспеченные люди будут столь щедрыми, что простят долг размером с хорошую квартиру в Минске. Похожие истории могут закончиться гораздо печальнее. Чтобы грезящие Кремниевой долиной люди трезво понимали расклад, Сергей рассказал, что можно и что нельзя делать при создании стартапа.
«Появилась идея: раз люди так гонятся за „лайками“ и подписчиками, то пусть у них будут хоть виртуальные, а не настоящие фолловеры».
Один из проектов «айтишника» — ресурс Same Like You. В нем можно было находить близких по духу людей, отвечая на вопросы анкеты: «Сайт я сделал на скорую руку за два дня. Спустя три недели после запуска в Минске было 3,5 тысячи активных пользователей. Популярность росла по принципу Facebook — пользователи искали знакомых и друзей. Проект стал жертвой своей же популярности: из-за потока новых данных серверы рухнули. Быстро нашел инвестора, сформировалась команда. Все понимали, что идея хорошая, но нужно это грамотно преподнести в красивой обертке. И тут начались большие проблемы. Из-за просчетов в разработке сайт оказался совсем не таким, каким он изначально задумывался, к тому же его не вычистили от багов».
Другой проект Сергея — игра Simagram: «Она появилась в качестве пародии на Instagram. На Новый год мне не понравилось, что вся компания уткнулась в свои телефоны и выкладывала фотографии, а не отдыхала. Появилась идея: раз люди так гонятся за „лайками“ и подписчиками, то пусть у них будут хоть виртуальные, а не настоящие фолловеры. В итоге вышел гибрид The Sims и Instagram. Здесь проект не получился успешным по другой причине: мы добавили систему микротранзакций и видели своей аудиторией людей 18—25 лет. А оказалось, что игра очень понравилась детям. Но у ребят нет банковских карт, через которые они могли бы делать покупки». Также разработчик создавал граф по интересам Instalar, а сейчас корпеет над сервисом для поиска единомышленников Chocka.
— Не слишком ли много вообще этих стартапов?
— Их много для Беларуси, но мало относительно Сан-Франциско. В США уже шутят, что каждый второй человек занимается стартапами. Поэтому критической массы новых проектов наша страна еще не набрала. Другое дело, что у нас очень много несерьезных стартапов — это сервисы и приложения, разработчики которых понятия не имеют, что нужно сделать для успеха.
У нас в Беларуси развивается целое движение, я сам вращаюсь в такой тусовке. Круто, что люди высвобождают свой потенциал, творчество, показывают возможности. Многие стартаперы попадут в ситуацию, в которой оказался я. Они еще этого не понимают и думают, что можно просто попробовать еще раз.
Анализируя успешные стартапы типа «ВКонтакте», понимаешь: они достигли успеха не потому, что придумали крутую идею, а потому, что у них как мозаика сложилось абсолютно все.
— Но не будь Facebook...
Да, Facebook стал для «ВКонтакте» примером. Никаких случайностей, все было продумано. Насчет Цукерберга — не будем забывать, что он не просто автор идеи, а еще и первоклассный программист. Та же история с разработчиком Instagram. Еще и Apple — Возняк был ресурсом Джобса, он воплощал все задумки в реальности.
«Белорусы пока еще сторонники традиционного бизнеса, который более понятен. Бизнесмены смотрят на реальный сектор. Если они чего-то не понимают — бизнеса в IT, например, — то считают это глупостью и пустой тратой денег».
Сергей подводит к тому, что истории о случайном успехе — мифы и выпустить успешное приложение наугад нереально. Проекты-клоны, которые появляются на фоне удачных сервисов и игр, тоже не гарантируют быстрый доход. Например, после релиза MSQRD, Pokemon Go и Flappy Bird появились подражатели, о которых уже никто и не вспомнит:
— Когда начинаешь что-то копировать, надо понимать, есть ли у тебя ресурсы для быстрого развития проекта. В частности, нужен большой поток трафика. Скопировав популярный сервис с плохой командой и без закупленного трафика, эффект будет нулевым. Поэтому к белорусским стартапам многие люди относятся скептически: разработчики не позаботились о базисе, действуют наугад. Один популярный белорусский сервис на начальном этапе развития ежедневно вкладывал в продвижение $20 тысяч, чтобы о приложении все узнали и оно набрало критическую массу пользователей.
— В Беларуси есть ПВТ, венчурные фонды, хакатоны и так далее — бери да делай стартапы. Почему разработчики все равно стремятся за рубеж?
— Стартап зачастую предполагает глобальность. Открыть в Минске магазин — это не стартап, в отличие от создания сервиса, которым будут пользоваться во всем мире.
Тут белорусам мешает родной менталитет — идеи часто умирают, не получив ясные очертания. Если сравнивать с США, то там все развивается намного быстрее: у нас только лет через пять народ морально созреет до стартапов и поймет, что это такое. Белорусы пока еще сторонники традиционного бизнеса, который более понятен. Бизнесмены смотрят на реальный сектор. Если они чего-то не понимают — бизнеса в IT, например, — то считают это глупостью и пустой тратой денег. Еще одна причина для переезда стартапов — иногда бывает идея, которая не подходит под наш рынок и реалии.
Не доверяйте фрилансерам и всем, кто работает из-за денег, а не для идеи.
Айтишник уверен, что подходящей на все стартапы модели успеха нет. Но существуют базовые вещи, которые нужно соблюдать. Сергей перечислил основные ошибки стартаперов и объяснил их:
«Идея менторам может быть безразлична. Зато если собрались толковые разработчики, а стартап их так себе, то почему бы не привлечь этих людей на другой проект».
Сергей советует делать большую ставку на рекламу и трафик — в идеале, бесплатный: «Ряд компаний клепает проекты каждый месяц, пропуская их через широкий канал трафика. Что-то становится популярным, что-то нет, но при такой схеме провалы не сильно бьют по бюджету».
— Как понравиться инвесторам?
— Они смотрят в первую очередь на команду. Проект, естественно, тоже оценивают. Но идея менторам может быть безразлична. Зато если собрались толковые разработчики, а стартап их так себе, то почему бы не привлечь этих людей на другой проект. Инвестору важно видеть, что у вас уже есть костяк команды, который не разбежится. Именно поэтому разработчики-одиночки находятся в очень невыгодных позициях.
Судя по последним хакатонам и питчингам стартапов, разработчики действительно интересуют инвесторов больше их проектов. Представители IT-индустрии на презентациях приложений часто спрашивают об опыте команды и специализациях участников.
Сейчас Сергей работает над собственным акселератором: «Для создания стартапов нужны опыт и большие ресурсы. Наша команда ориентируется на американский Y Combinator, это один из крупнейших стартапов. У них отличный подход: дают менторство, рекламу, всячески помогают. В своем проекте планируем давать еще и трафик из наших каналов — уже давно понятно, что без этого стартап почти обречен».
Услуги по разработке и продвижению сайтов на Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by