22 470
13 июля 2024 в 8:00
Источник: Клим Иванов

Помните такую компанию? Взлет и падение JVC, которая подарила нам видики

Источник: Клим Иванов

Если бы не JVC, сегодня могло бы не быть стриминговых сервисов, а посмотреть кино, наверное, можно было бы только в кинотеатрах. Более того, совсем по-другому развивалась бы индустрия порно! JVC была редким новатором, которые появляются раз в столетие. И все же сегодня от былой славы японского гиганта не осталось и следа. Как так вышло?

Традиционно для начала предлагаем пройти мини-тест из одного вопроса. Многие знаменитые фирмы прошлого века умудрились раствориться в истории. Другие были выкуплены более богатыми коллегами. Проверьте свои догадки на примере JVC, не заглядывая в Google. Правильный ответ найдете, прочитав весь материал. Ну или пару абзацев в конце.

Как вы думаете, что в итоге произошло с компанией JVC?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Американское подразделение по выпуску грампластинок

JVC — сокращенное от Victor Talking Machine Company of Japan. Компания появилась в 1927 году в качестве подразделения американской Victor Talking Machine Company, одной из крупнейших в первой четверти прошлого века звукозаписывающей корпорации. Первые годы японская «дочка» поставляла для своего «родителя» радиодетали для фонографов и граммофонные пластинки. Японская рабочая сила в то время была чрезвычайно дешевой, так что сделкой были довольны все.

Ближе к началу Второй мировой войны JVC получила чуть больше самостоятельности и смогла освоить новые для себя направления. Компания, как и многие другие японские фирмы, занялась выпуском радиоприемников. А к 1939 году создала первый японский телевизор.

После войны компания получила полную самостоятельность, хотя еще долгое время использовала бренд Victor для электронных товаров для внутреннего рынка. Пережив разрушительные события, JVC смогла сохраниться благодаря тому, что умела лучше всего — делать грампластинки. Компания освоила придуманный в США формат долгоиграющих пластинок, который позволил почти втрое увеличить плотность аудиозаписи и увеличил длительность звучания до 40 минут.

В послевоенной Японии жажда недорогих развлечений привела к буму популярности пластинок и всего, что с ними связано. На этом фоне JVC, почуяв правильный вектор развития, стремительно наращивает производственные мощности и приступает к завоеванию местного рынка электроники. На протяжении 1950-х годов здесь создают линейку доступных телевизоров. О компании узнают за пределами Японии, а еще один местный гигант, корпорация Panasonic, становится владельцем крупного пакета акций JVC.

Культовый дизайн космической эры

В 1970-м о JVC заговорили во всем мире. Шума было примерно столько же, сколько в 2007-м после презентации первого iPhone. Только в то время о мобильниках говорить было рано, а вот телевизионная сфера росла гигантскими темпами. JVC неплохо себя чувствовала в этом сегменте, но в основном на родине. А в 1970 году наконец смогла выйти за пределы Японии благодаря ныне культовому девайсу — JVC Videosphere.

Это был телевизор с электронно-лучевой трубкой, но сделанный в форме шлема космонавта. Говорят, при создании «Видеосферы» компания вдохновлялась вышедшим в 1968 году фильмом Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Подтверждений этому нет, но устройство стало таким же культовым, как и лента.

Аппарат выводил черно-белое изображение, позади располагалась антенна, а в верхней части — элементы управления для настройки каналов, яркости, контрастности и громкости. Для переноски предполагалось использовать металлическую цепь, за которую многие даже подвешивали «Видеосферу» к потолку.

JVC Videosphere мгновенно стала иконой дизайна. Кроме того, на нее приходится и функциональная эволюция. По сути, это был первый полноценный портативный телевизор, оснащенный относительно крупным экраном и аккумуляторами, которые позволяли устройству отработать без подзарядки около получаса. Фантастика!

Модель выпускалась больше десяти лет в разных цветовых оформлениях. Была даже версия со встроенным в основание будильником и таймером. Сегодня JVC Videosphere можно встретить в различных музеях современного искусства, а за живыми экземплярами телевизора охотятся коллекционеры по всему миру.

Телик-шлем принес JVC не только международную известность и признание, но и грандиозную прибыль, позволившую и дальше экспериментировать с новыми продуктами. Одним из результатов таких экспериментов стал первый в мире портативный «комбайн» с 3-дюймовым ЭЛТ-экранчиком, кассетной декой и радиоприемником. Работало все это добро на батарейках.

Но свое самое главное открытие JVC преподнесла миру чуть позже, в 1976 году.

Война с Sony

В начале 1970-х инженеры JVC Юма Шираиши и Сидзуо Такано собрали команду для разработки потребительского видеомагнитофона. Были сформированы следующие цели: система должна быть совместима с любым телевизором, качество картинки — не хуже эфирной трансляции, продолжительность записи — не меньше двух часов, простое обслуживание, универсальность и низкая цена.

Над проектом Video Home System (VHS) работали тайно, и уже в 1973 году был готов функциональный прототип. Однако в то же время похожую систему создавала Sony, которая к тому же убедила Министерство торговли и промышленности Японии в необходимости стандартизировать только один формат записи — Betamax. Разразилась война, которой еще не было в истории корпораций.

Видеокассеты Betamax и VHS

Sony сделала ставку на качество. Кассеты Betamax обеспечивали лучшее качество записи и воспроизведения видео, чем VHS. За это, считали в компании, потребители будут готовы платить высокую цену.

Кассеты VHS были примерно на 20% больше, чем Betamax. Качество записи, напомним, было ниже. Но у формата JVC было два важных преимущества — более длительное время записи (два часа вместо одного) и более низкая цена.

Несмотря на сопротивление Sony и правительства, JVC удалось привлечь множество сторонников VHS. Стандарт поддержали Panasonic (напомним, главный акционер JVC), Hitachi, Mitsubishi и Sharp. Министерство торговли и промышленности в итоге отказалось от планов по введению единого стандарта и предоставило корпорациям право разобраться самим.

Борьба развернулась не на шутку. Одна за другой следовали рекламные кампании, в которых Sony и JVC не всегда дружески подкалывали друг друга. Маркетинг Sony сделал ставку на качество, недостижимое для конкурента. JVC ответил низкой ценой. Первый потребительский видеомагнитофон JVC HR-3300 был с помпой представлен в лакшери-отеле Okura в Токио. Фурор произвели не столько возможности аппарата, сколько его цена — всего $1000 с небольшим.

На сегодняшние деньги это было бы около $5500. Дорого! Но для совершенно нового продукта, который открывал эру домашних видеоразвлечений, вполне ok. Тем более, что за проигрыватели Betamax просили в полтора-два раза больше. К тому же в условиях жесткой конкуренции JVC и Sony события развивались очень быстро. Уже через несколько лет Betamax научились проигрывать три часа записи, зато стандарт VHS, который и так это умел, дешевел от месяца к месяцу — вскоре подходящий видеомагнитофон уже можно было купить за $300 (около $900 с учетом сегодняшних цен).

Первый потребительский VHS-видеомагнитофон JVS. Японская версия, выпускавшаяся под названием Victor HR-3300

Говорят, едва ли не ключевую роль в победе VHS сыграла индустрия порно. Благодаря более открытому, дешевому и доступному формату кассеты VHS стали основой для распространения порновидео. А там уже и обычные видеосалоны подтянулись к предложению JVC.

Внутренности того самого видика

Война продолжалась больше десяти лет и к концу 1980-х завершилась полной победой JVC. В 1988-м Sony сама выпустила свой первый VHS-видеомагнитофон, а еще через несколько лет перестала производить Betamax-проигрыватели сначала для американского рынка, а потом и вообще.

На протяжении 30 лет JVC занимала, по сути, монопольное положение на рынке видеозаписи и получала миллиардные выплаты в виде роялти.

Угасание

1980-е становятся самым успешным для JVC десятилетием. Компания является одним из крупнейших в мире производителей потребительской электроники. Хотя корпорация и не так широко присутствовала на рынке аудио, как та же Sony или Akai с Aiwa, но все-таки на этом поприще тоже успела проявить себя с лучшей стороны.

Так, она выпустила первый в мире двухкассетный магнитофон, а модель DD-9 профессионалы ценили за ранее недостижимо стабильную скорость. JVC даже запустила линейку портативных плееров вроде Sony Walkman.

В 1990-е корпорация продолжает совершенствовать формат VHS. Попробовали выпускать компьютеры, но направление «не взлетело». А вот видеокамеры JVC и у нас были весьма популярны. Тем более что и здесь компания была первопроходцем как производитель самых компактных моделей. До сердечек аудиофилов удалось достучаться благодаря линейке JVC Wood Cone с динамиками, оснащенными деревянными диффузорами. Говорят, дерево вымачивали в сакэ, чтобы было проще придать нужную форму при обработке.

Портфолио корпорации росло как на дрожжах. Плазменные телевизоры, проекторы, цифровые спутниковые приемники… JVC была постоянным спонсором различных спортивных мероприятий и почти 20 лет оставалась главным партнером английского футбольного клуба «Арсенал». В 2001-м компания получила премию «Эмми» за выдающиеся достижения в техническом прогрессе.

И вроде бы все хорошо, даже азиатский финансовый кризис 1997 года JVC пережила относительно спокойно. Но… Наверное, руководство корпорации не смогло приспособиться к новым цифровым реалиям. Топ-менеджмент не заметил пришествия mp3, пропустил iPod, не успел за новыми технологиями.

2005 год JVC встретила с убытками. Чем дальше, тем хуже становились финансовые показатели. Matsushita Electric, она же Panasonic и по совместительству основной акционер, провела аудит и ужаснулась: еще недавно сверхуспешная JVC осталась без копейки, от банкротства компанию отделял шаг.

Корпорацию спешно выставили на продажу, чем заинтересовалась японская Kenwood. Она тоже переживала не лучшие времена, но решила, что с помощью всемирно известного бренда сможет поправить дела. Так и вышло.

Совместная компания под названием JVCKenwood сегодня концентрируется на производстве акустики для автомобилей. У нее все неплохо, но, конечно, с былыми масштабами не сравнить, и ни о какой ведущей роли говорить не приходится.

Если не считать акустику, то фактически любой производитель может заплатить за право использовать бренд JVC. Например, китайская Shenzhen MTC и турецкая Vestel под этим брендом продают телевизоры. Также можно встретить чайники, микроволновки, блендеры, увлажнители воздуха и пылесосы JVC. Разумеется, никакого реального отношения к легендарной компании сегодня все это не имеет.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by