Aiwa — один из тех японских брендов, которые задавали тренды в 1980-е и 1990-е. Многие из вас знают эту компанию по отличным музыкальным плеерам и музыкальным центрам. Корпорация даже разрабатывала новый формат звукозаписи, который поставил под угрозу существование CD. Но не сложилось.
Для начала предлагаем пройти мини-тест из одного вопроса. Многие знаменитые фирмы прошлого века умудрились раствориться в истории. Другие были выкуплены более богатыми коллегами. Проверьте свои догадки на примере Aiwa.
Как и в прошлый раз в статье про Akai, правильный ответ найдете, прочитав весь материал. Ну или пару абзацев в конце.
Началом Aiwa принято считать 1951 год, когда в Японии появился бренд AIKO, специализирующийся на выпуске микрофонов. Спустя восемь лет основатель компании Мицуо Икеджири решил расширить ее портфолио и заодно переименовал свое детище в Aiwa. Почему именно Aiwa? Никакой подоплеки — просто красивое название.
Заработав немного денег на микрофонах, Икеджири открыл довольно крупный завод в японском городе Уцуномия. Там же на свет появился первый японский кассетный магнитофон. Да, Aiwa — родоначальник направления со своей теперь уже легендарной моделью TP-707. С тех пор так и повелось: компания почувствовала себя уверенно в сфере аудио и все свои силы направила на эту отрасль. Магнитофоны, наушники, автомобильные аудиосистемы — этими продуктами Aiwa заслужила себе славу производителя относительно недорогой, но качественной аудиотехники.
Все 1960-е были периодом бурного роста корпорации. За это время она успевает открыть еще одну фабрику в Японии, первой в стране выпускает то, что можно назвать бумбоксом, а также компактную кассетную деку TP-1009. Акции Aiwa торгуются на Токийской фондовой бирже и рассматриваются как сверхнадежные ценные бумаги. Покупатели внутри страны обожают компанию за удивительный баланс качества и доступности.
И тут к Aiwa решила присмотреться акула покрупнее…
Сложно сказать, что именно послужило причиной столь пристального внимания к Aiwa. Возможно, корпорация покрупнее увидела в ней конкурента. Но скорее всего, наоборот, компанию рассматривали в качестве надежного и перспективного «стартапа». В общем, на рубеже 1960-х и 1970-х контрольный пакет акций покупает японский гигант Sony.
Тут бы сказочке конец, но Sony поступает нетривиально. Корпорация не вмешивается в дела и стратегию Aiwa, а позволяет ей развиваться самостоятельно и независимо от материнского бренда. Говорят, руководство Sony рассчитывало на позитивные изменения в своей корпорации благодаря возросшей внутренней конкуренции, которую стимулировало приобретение Aiwa.
Плоды такой стратегии не заставили себя ждать. Aiwa открывает в Японии третий по счету завод и, что куда важнее, решается на внешнюю экспансию. Компания выходит на международный рынок, открывая представительства и производства в Сингапуре, на Ближнем Востоке, в США, Германии и Англии.
Такая географическая диверсификация позволила Aiwa без потерь пережить непростые для многих корпораций 1970-е годы. Нефтяной кризис и последовавшая рецессия европейских экономик? Что ж, небывалыми темпами растут продажи на Ближнем Востоке, где всего за пару-тройку лет Aiwa взяла под контроль треть рынка магнитофонов. Арабо-израильская война? Компания переориентирует экспорт на США и Европу, направляя туда две трети производимых устройств.
Одновременно производитель не забывает о новых продуктах. Так, практически одновременно с плеером Sony Walkman выходит музыкальный кассетный плеер Aiwa TP-S30. Причем он умел не только проигрывать кассеты, но и записывать звук! По сути это был первый в мире гибрид плеера и диктофона. Большой популярностью пользуются музыкальные центры со встроенным радиоприемником и небольшими дисплеями.
Чтобы еще больше расширить сферу деятельности, в начале 1980-х Aiwa вступает в гонку видеоплееров. Однако здесь компанию ждала первая серьезная осечка. Поддавшись уговорам Sony, руководство корпорации отдало предпочтение формату Sony Betamax. И это в момент, когда практически для всех была очевидна победа формата VHS от JVC.
В общем, Aiwa упустила шанс побороться за первенство на рынке магнитофонов. Увы, неприятности продолжали нарастать. Середина 1980-х ознаменовалась кризисом японской экономики. Из-за роста курса иены экспорт, на который в первую очередь ориентировалась Aiwa, стал невыгоден, и компания потеряла кучу денег. Чуть ли не впервые в истории производитель столкнулся с огромными убытками и даже отказался от выплаты дивидендов.
Последние надежды руководства были связаны с инновационной разработкой нового формата цифровой аудиозаписи — DAT (Digital audio tape). В конце 1980-х он рассматривался в качестве конкурента CD. По сути, в качестве носителя выступала миниатюрная кассета с магнитной лентой, однако запись на нее велась не аналоговым способом, а цифровым. Причем в отличие уже от CD запись производилась без потери исходного качества.
Можно было даже практически мгновенно редактировать уже записанное! Все благодаря магнитным головкам и особому лентопротяжному механизму, которые позволяли полностью перемотать двухчасовую кассету (два часа — предельная продолжительность записи на кассетах DAT) за полминуты.
В общем, DAT был прорывом для своего времени. Формат обеспечивал более высокое, чем обычные компакт-кассеты и CD, качество аудиозаписи, отличался удобством, простотой использования, небольшими габаритами носителей и устройств воспроизведения.
Увы, потребители все это добро не оценили. К тому времени стали снижаться цены на CD, который в массовом сознании закрепился в качестве предела мечтаний и эталонного формата уровня High-End. А тут опять какая-то кассета. В общем, те, кто был победнее, по-прежнему выбирали обычные дешевые аудиокассеты. Те, кто был побогаче, уже могли себе позволить CD. Преимущества DAT были неочевидны для обычных пользователей. Формат прижился среди профессионалов, но о широком признании речи не шло.
Таким образом, стечение обстоятельств и череда ошибок в начале 1990-х привели Aiwa на грань банкротства. Но не все еще было потеряно. В судьбу компании вмешался мегабосс.
Спасать нерадивое дитя взялась материнская компания — Sony. Она назначила директором Хадзимэ Юноки, который немедленно принялся за реструктуризацию. Новый руководитель провел массовые увольнения и почти втрое сократил численность сотрудников, закрыл расположенные по всей Японии офисы Aiwa и ограничился одной штаб-квартирой, а также перенес практически все производство за пределы страны, в основном в Малайзию, Сингапур и Англию. Такой масштабный перенос производства в другие страны в то время был в диковинку и на десяток лет определил процессы, которые затем прошли и в большинстве других японских компаний.
И эти меры помогли. Буквально за пару лет Aiwa воспрянула, снова начала получать прибыль и выплачивать дивиденды. В первой половине 1990-х компания создала первые в мире наушники HP-J7, которые вертикально вставлялись в ухо. Пусть лидером Aiwa не стала, но все же она неплохо чувствовала себя в сегменте видеомагнитофонов, выпускала цветные телевизоры, тюнеры цифрового спутникового телевидения. Осваивались и совершенно новые ниши — модемы, воздухоочистители и увлажнители воздуха. В середине 1990-х даже вышел мобильный телефон Aiwa PT-H50.
Большой популярностью пользовались видеодвойки Aiwa. Это, если не помните, гибрид небольшого цветного телевизора и встроенного видеомагнитофона. Но все же основной нишей компании оставалась аудиотехника, на которую приходилось 86% прибыли. Для сравнения: на телевизоры и видеомагнитофоны — всего 12%. И еще 2% на все остальное, включая компьютерную периферию и разные бытовые устройства. Любопытно, что более 80% выручки компании приносили внешние рынки, тогда как Япония уже не была приоритетом для Aiwa.
Увы, вторая молодость была недолгой. Aiwa, как и Akai из прошлой заметки, подкосил азиатский экономический кризис конца 1990-х. А еще дефицит полупроводников, конкуренция со стороны китайских и корейских производителей, общее снижение интереса покупателей к традиционной аудиотехнике. А тут еще 2001 год и выход iPod…
В дверь снова постучали. И это опять была угроза банкротства.
Конечно же, второй раз спасти легендарный бренд попыталась Sony. На этот раз она действовала более радикально и к 2002 году выкупила все акции Aiwa, став ее полным владельцем. В течение года прошли сокращения, были закрыты штаб-квартира и почти все производственные мощности. Фактически Sony упразднила компанию Aiwa, но оставила ее название — марку продвигали в качестве бренда электроники для молодежи.
А что нужно молодежи образца начала 2000-х? Правильно, MP3-плееры вроде iPod. Первые такие устройства под брендом Aiwa были представлены на выставке CES 2004. Любопытно, что сама Sony в то время не выпускала MP3-плееры. Продолжалось также развитие CD. Плееры Aiwa, например, могли похвастаться функцией EASSGP — электронной противоударной системой, которая обеспечивала проигрывание треков без пропусков при встряхивании плеера.
Увы, продажи устройств под обновленным брендом не устроили Sony. В 2005 году под маркой Aiwa перестали выходить новые устройства, еще через год вся продукция бренда была снята с производства, а в 2008-м Sony объявила о ликвидации марки Aiwa.
Тут бы вроде и конец, но не все так просто (правильный ответ на вопрос в начале заметки). Не все забыли о некогда легендарной компании. Опустим юридические перипетии и лишь отметим, что права на бренд по-прежнему принадлежали Sony, но в какой-то момент японская корпорация решила продать их. Так в 2015 году в США права на торговую марку Aiwa перешли небольшому американскому аудиопроизводителю Hale Devices. На радостях компания даже переименовалась в Aiwa Corporation и выпустила ряд интересных устройств вроде наушников Aiwa Arc-1 и Aiwa Prodigy.
Практически в то же время права на бренд по всему миру (кроме США) перешли Towada Audio — японской компании, выпускающей радиоприемники и по совместительству контрактному производителю Sony. Эта Aiwa считает себя той самой «настоящей» Aiwa, которая ведет историю с 1951 года. И до сих пор под этим брендом продается разная, порой специфическая, аудиотехника. Например, несколько лет назад вышли полноразмерные наушники HPB-SW40, которые нужно носить не на голове, а на шее и плечах. Или вот миниатюрная беспроводная колонка в виде винилового проигрывателя.
Представительства Aiwa до сих пор есть в разных регионах. Но основной целью продукции бренда считаются страны вроде Индии, Вьетнама и Бразилии. Там и сегодня можно встретить дешевые телевизоры, колонки, радиоприемники и магнитолы Aiwa. Они есть даже в Каталоге Onlíner. Так что, с одной стороны, бренд до сих пор жив. Но с другой, жизнь эта совсем не та, что была на пике славы в 1970-е, 80-е и 90-е.
Читайте также:
Взлет и падение Akai, которая до сих пор жива
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by