35 672
08 июня 2024 в 8:00
Автор: Клим Иванов

Помните такую компанию? Взлет и падение Sanyo, которая «нагибала» Sony

Автор: Клим Иванов

Когда-то Sanyo входила в так называемую «большую тройку S» вместе с Sony и Sharp. При этом портфолио корпорации было необычайно широким. Sanyo производила не только музыкальные плееры, магнитофоны и телевизоры, но в какой-то момент даже была крупнейшим в мире поставщиком аккумуляторов. Увы, сверхуспешная компания пошла на дно из-за махинаций.

Для начала, как ранее в случае с Akai и Aiwa, предлагаем пройти мини-тест из одного вопроса. Многие знаменитые фирмы прошлого века умудрились раствориться в истории. Другие были выкуплены более богатыми коллегами. Проверьте свои догадки на примере Sanyo. Правильный ответ найдете, прочитав весь материал. Ну или пару абзацев в конце.

Как вы думаете, что в итоге произошло с компанией Sanyo?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Завоевать мир с помощью велосипедных фонариков

История появления Sanyo тесно связана с торговой маркой Panasonic, которая принадлежала корпорации Matsushita Electric. К середине прошлого века основанная Коносукэ Мацуситой Matsushita Electric была довольно уважаемой компанией, сделавшей себе имя на… велосипедных фонарях. Еще в 1920-х годах Коносукэ сам спроектировал и смастерил фонарик, отличавшийся от распространенных тогда моделей солидной автономностью и гораздо более внушительной надежностью. Эти фонарики, к слову, с небольшими доработками выпускались вплоть до 2010-х годов.

Фонарики пользовались таким бешеным спросом, что разошлись миллионными партиями по всему свету. А в дальнейшем Matsushita Electric осторожно расширяла линейку продуктов. В продаже появились велосипеды, рисоварки, различная кухонная мелочь.

Тот самый фонарик

Компания пережила Вторую мировую войну и осталась крупным игроком в сфере бытовой техники. Говорят, временная администрация от США была обеспокоена монопольным влиянием Matsushita Electric и настойчиво предлагала Коносукэ разделить корпорацию, выделив из нее самостоятельный бренд. Информация, впрочем, неподтвержденная, и не исключено, что Мацусита сам решил запустить новый бренд.

Так в 1947 году и появилась Sanyo. С японского слово (точнее, словосочетание) означает «три океана». Тем самым подчеркивалось стремление распространить продукцию компании на весь мир. Во главе нового предприятия встал Тосио Иуэ, брат жены основателя Matsushita Electric.

1918 год. Первый слева — Коносукэ Мацусита, а рядом с ним стоит Тосио Иуэ

Родительская компания подарила «дочке» завод по производству тех самых велосипедных фонарей. Дальше — полностью свободное плавание. В общем, первый капитал Sanyo действительно заработала на фонариках. А спустя пять лет компания выпустила два самостоятельных продукта — первые в Японии радиоприемник в пластиковом корпусе и стиральную машину активаторного типа.

Три океана

Радиоприемники и стиральные машины уже давно были распространены в США. Благодаря Sanyo блага цивилизованного мира дошли до Японии и подготовили страну к буму спроса на электронику. На протяжении 1950-х компания едва успевает за желаниями покупателей. Sanyo выбрасывает на рынок огромные партии телевизоров, утюгов, вентиляторов, кондиционеров, пылесосов и стереомагнитофонов.

Радиоприемник SS-52. Первый самостоятельный продукт Sanyo

Словно этого мало, Sanyo активно осваивает международные рынки. Особенно самый лакомый кусочек — США. Сначала Тосио Иуэ договорился об экспорте в Америку радиоприемников, потом за океан пошли телевизоры и магнитофоны Sanyo. При этом многие модели поставлялись в разобранном виде и собирались на американских предприятиях, что давало работу местным и находило поддержку у правительства.

К середине 1960-х компания совершает прорыв в сфере «аккумуляторостроения». Инженеры Sanyo создали новый тип подзаряжаемых батарей — никель-кадмиевые. Для них даже придумали отдельную торговую марку Cadnica. Благодаря этому изобретению по всему миру начинает распространяться мелкая техника с приличной для того времени автономностью. В первую очередь речь шла об электрических бритвах.

Sanyo становится крупнейшим японским экспортером и прекрасно чувствует себя в США. Настолько, что выпускает в Америке музыкальную технику под брендом RCA. По телевизору крутят рекламу Sanyo и RCA, во всех крупных американских аэропортах — огромные растяжки с названиями Sanyo и RCA.

Как корпорации удалось так быстро завоевать признание и популярность? Секрет довольно прост, хоть повторить его получается не у каждого бренда. Sanyo не часто выпускала передовые продукты. Однако компания быстро подхватывала любую стоящую идею, которая выстреливала на рынке, дорабатывала ее и приносила в массы по доступной цене. Благодаря такому подходу, например, в середине 1960-х самым популярным в мире магнитофоном стал Sanyo MR-100.

К началу 1970-х после смерти Тосио Иуэ во главе корпорации становится его брат Каору. Он начал внедрять план развития Sanyo, согласно которому производство корпорации должно было быть разделено на три равные части: японские заводы для внутреннего рынка, японские заводы для внешнего рынка и зарубежные фабрики для дополнительных зарубежных рынков. Цель — строительство 100 заводов по всему миру, снижение рисков и сбалансированный рост в мировом масштабе.

К тому времени авторитет компании был столь высок, что ее попросили возродить Fisher Corporation — американского производителя аудиоаппаратуры премиум-качества. За несколько лет до этого Fisher перенесла производственные мощности в Гонконг. Получилось снизить затраты на рабочую силу, но при этом очень упало качество продукции и, как следствие, спрос. Sanyo не просто выкупила компанию, но и привела ее в чувство, всего за пару лет вернув статус премиального производителя аудиотехники.

В общем, к 1980-м годам Sanyo подошла в статусе сверхуспешной корпорации. Ежегодно компания продавала десятки миллионов магнитофонов, а практически все ее новые модели становились бестселлерами. Она получала миллиарды долларов прибыли и не прекращала экспериментировать с новыми продуктами. Не все из них становились популярными. Например, Sanyo настолько охотно ввязалась в гонку видеомагнитофонов, что даже разработала свой формат записи — V-Cord. Первая версия формата предполагала запись до 60 минут видео на кассетку, а вторая — до 120 минут. Но распространения формат не получил и, как известно, проиграл VHS.

Но были и крайне удачные запуски новых продуктов. Скажем, наручные электронные часы. С калькулятором, на солнечной батарее, со встроенным радио и т. д. В то время все это воспринималось как техническое совершенство, невиданное достижение науки и техники. Куда круче, чем сегодня воспринимаются Apple Watch или Vision Pro. При этом продажи даже в самом начале были ошеломляющие — больше миллиона штук в год.

65" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED (WOLED), частота матрицы 120 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт
31.5" 1920x1080 (Full HD), матрица VA, частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, HLG, DTS, Wi-Fi, смарт пульт

Скрытая угроза

В 1986 году Каору Иуэ внезапно уходит из компании, которую он развил до невиданных высот. Почему ушел? Из-за скандала, разгоревшегося немногим ранее. В прессе муссировалась информация о том, что несколько людей погибли при использовании неисправных керосиновых обогревателей Sanyo. Каору взял на себя ответственность и уволился.

На смену пришел его сын Сатоши Иуэ. При нем окончательно формируется кодекс рабочего поведения сотрудников компании. Для примера: в Sanyo была разработан целый комплекс условий для акклиматизации новых работников в коллективе. Так, новички проходили пятимесячные курсы, в ходе которых их знакомили не только с рабочими процессами, но и с правилами этикета, личной гигиены, а также учили одеваться подобающим для своего статуса образом. Все это время «новобранцы» вместе принимали пищу и жили в общежитии.

Вскоре могучая империя Sanyo пошатнулась из-за экономического кризиса 1991 года. В целом для Японии 1990-е были сложным временем, которое даже прозвали «потерянным десятилетием». Рухнули цены на недвижимость, стоимость акций японских компаний устремилась вниз, спрос на бытовую технику внутри страны резко упал, а за рубежом электроника Sanyo из-за курсовых колебаний иены стала чересчур дорогой.

1992 год компания впервые в своей истории закончила с чистым убытком. Чтобы справиться с кризисом, руководство Sanyo идет на непопулярные меры и в ходе реструктуризации не только проводит массовые увольнения, но и значительно сокращает портфолио выпускаемых устройств. Сильнее всего пострадал сегмент аудио и видео. Корпорация сосредотачивается на продуктах с высокой добавленной стоимостью, которые она делала лучше конкурентов. Это аккумуляторы, полупроводники и солнечные батареи.

Sanyo VPC-G1

Впрочем, осваиваются и новые направления. И опять удачно. В 1995 году Sanyo выпустила свою первую цифровую камеру VPC-G1. А уже спустя пару лет компания занимала треть рынка цифровых «мыльниц». Не исключено, что в конце 1990-х или в начале 2000-х вашим первым фотоаппаратом как раз была модель от Sanyo — у нас они пользовались высоким спросом благодаря относительно доступной цене.

Также компания отлично себя чувствовала в секторе проекторов для презентаций, где она занимала второе место среди крупнейших производителей. А в конце 1990-х Sanyo попробовала себя в качестве производителя сотовых телефонов. Позднее, правда, это подразделение продали компании Kyocera.

Землетрясение и махинации

В общем, последнее десятилетие XX века Sanyo прожила довольно неплохо. Да, позиции в некоторых областях были утрачены, но компания пережила кризис. Особенно хорошо пошли дела с аккумуляторными и солнечными батареями. Инженеры корпорации постоянно внедряли инновационные технологии, а топ-менеджмент активно скупал перспективные проекты у других компаний.

Грандиозный проект Sanyo — построенная в 2002 году в префектуре Гифу солнечная электростанция, одна из самых больших в мире. Сделана в виде самурайского меча, строилась на протяжении двух лет. Стоимость — $30 млн, мощность — 630 киловатт

Мало кто знает, но именно Sanyo долгое время оставалась основным поставщиком батарей для гибридных автомобилей. Honda, Ford, Volkswagen, Suzuki, Peugeot и Citroen — все они были постоянными клиентами Sanyo.

Все пошло крахом в 2004 году. Причем буквально. 23 октября на острове Хонсю произошло сильнейшее землетрясение магнитудой почти 7. Десятки людей погибли, тысячи пострадали, были разрушены дороги и мосты, с рельсов сошел высокоскоростной поезд, в момент катастрофы двигавшийся со скоростью 210 км/ч. Ущерб от землетрясения составил до $40 млрд.

Немалая часть ущерба пришлась на Sanyo, у которой на острове работал завод по производству полупроводников. Предприятие было сильно повреждено, а годовой убыток компании превысил $1,5 млрд.

Последовала очередная волна сокращений, реструктуризаций и оптимизаций. Кто знает, возможно, Sanyo удалось бы выжить и на этот раз, но компанию потряс еще один кризис, теперь уже внутренний. В 2007 году, ровно через 60 лет после основания корпорации, из нее со скандалом ушел гендиректор Тошимаза Иуэ, внук Тосио Иуэ. С семейным правлением было покончено.

Увольнение произошло на фоне обвинений Sanyo в попытке скрыть около миллиарда долларов убытков в период с 2000 по 2004 год. Разборки внутри компании привели к взаимным упрекам и увольнениям топ-менеджеров. Судьба компании с этого момента была предопределена. Вопрос был лишь в том, как именно она пойдет на дно.

Надо сказать, «умерла» Sanyo красиво и даже в некотором смысле романтично. В 2008 году о покупке незадачливой «дочки» объявила Panasonic — та самая Matsushita Electric, из которой когда-то и появилась Sanyo.

Сначала Panasonic планировала к 2012 году полностью отказаться от бренда Sanyo. Однако в конце концов оставила его для некоторых рынков и продуктов. Так, в Индии можно встретить телевизоры и кондиционеры Sanyo, и даже в Каталоге Onlíner можно отыскать аккумуляторы Sanyo. Однако в целом, конечно, на фоне бурного прошлого можно сказать, что бренд по сути полностью растворился в Panasonic.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by