24 185
20 декабря 2023 в 8:00
Автор: Герман Клименко. Фото: Владислав Борисевич, фотоархив героев. Коллаж: Максим Тарналицкий
Спецпроект

Олды на месте? Нашли ветеранов белорусского Counter-Strike

Автор: Герман Клименко. Фото: Владислав Борисевич, фотоархив героев. Коллаж: Максим Тарналицкий

Помните ли вы компклубы 2000-х? Запах дыма и чипсов. Недовольство тех, у кого на игру осталось меньше пяти минут. А среди этого веселья — киберспортсмены, которые в будущем покорят международные арены. Вместе с брендом игровых ноутбуков MSI мы встретились с двумя аксакалами и поностальгировали по временам, когда трава была зеленее.

Юрий junik: «2003—2005 — это период, когда массовость киберспортивных соревнований была очень высокой»

Сейчас Юрий — директор в частной организации. А в прошлом — киберспортсмен, который бороздил просторы Counter-Strike 1.6 во времена, когда в компьютерные клубы еще приходили со своими девайсами.

— 19 июня 1999-го вышла Counter-Strike Beta, а 15 августа, в свой день рождения, я впервые попробовал в нее поиграть. Вскоре сильно затянуло. С друзьями после школы ходили играть компанией.

Потом с одним из одноклассников стали уделять все больше времени. Команд еще не было, играли парами. Наша первая команда состояла из меня, моего одноклассника и пары ребят из другой школы. Команды были тогда по 4 человека, а потом, когда правила в CS изменились, ребята подкинули своего одноклассника.

По словам Юрия, первые чемпионаты случились в двухтысячных. Было несколько турниров, на которых побеждала команда, взявшая за 20 минут больше всего раундов за «террористов». Самой популярной картой оказывалась de_dust2.

— Первым местом, где мы сыграли 5 на 5, был клуб EXistenZe, на улице Максима Танка. Сыграли со вторым составом Matrix — и поехали домой, потому что «убрали» нас быстро.

А потом в ДК МТЗ открылся клуб Hazard. Сразу на 16 компов. Мы сдружились с директором — и стали там временами бесплатно играть, когда компьютеры были свободны. Потом, когда Hazard переезжал в новое отдельно стоящее здание, я даже помогал там ремонт делать. Паркет вырывал старый, штукатурил фасад. 

Вспомните свое первое крупное соревнование? 

— Это был чемпионат за звание клубной команды «Тарантул», — рассказывает Юрий. — Клуб изначально открылся с названием «Октан», но вскоре стал «Тарантулом». Вместо компьютерных столов еще стояли школьные парты. Я туда лет 15 ходил играть и участвовать в чемпионатах, до 2015 года примерно. 

— Как родители реагировали на увлечение играми в компьютерных клубах?

— Это ж лучше, чем болтаться непонятно где. Еще лучше стали относиться, когда зимой в 2003-м поехал в основном составе «Тарантула» на какой-то чемпионат по CS в Москву. Хорошо помню эту поездку на поезде — нас еще второй соучредитель команды кормил котлетками из своей ссобойки.

«Одно из самых ярких воспоминаний тех лет — ночные кланвары»

Юрий уже довольно давно отошел от киберспорта, но соревнования нулевых вспоминает с большой теплотой:

— Глобально, 2003—2005 — это период, когда массовость киберспортивных соревнований была очень высокой. Ребята из регионов составляли минским командам серьезную конкуренцию — например, N23 из Молодечно. Или витебская команда Pro100: их паренек Ян со своим AWP всегда держал противников в напряжении.

Но и в Минске было все неплохо. Например, в 2004-м на летний ASUS Open Cup своим ходом поехали три белорусские команды — от «Тарантула», «Катаны» и «Хазарда». Я в составе последней добирался туда на Volkswagen Transporter, директор денег подкинул. Ну и 3—4 тура тогда мы продержались.

— Какой чемпионат для вас был самым ярким?

— Если не считать WCG 2006 в Monza, то это победа на отборочных World Cyber Games Belarus 2006-го, за Ultimo. Там на футбольном манеже все было устроено на очень высоком уровне. Правда, в финале против команды Sng в важные моменты у всех выключались компьютеры — какое-то замыкание что ли. Денис Богуш еще шутил, мол, это он подговорил бабушку-уборщицу, чтобы она рубильник выключала. 

Еще одно яркое воспоминание тех лет — ночные кланвары. Клуб максимально набивался командами — и все всю ночь играли, по кругу. В итоге команда с лучшей серией побед забирала призовой фонд. Было атмосферно, хотя под утро уже все были никакими.

Запомнился еще Techlabs Cup в 2010-м, когда мы первое место взяли. Тогда keep3r, RaqtoR, Slit и dEsh меня попросили стать пятым в команде на этом чемпионате. Это уже был мой последний турнир такого уровня.

— Вы играли в разных миксах и командах. Какая запомнилась вам больше всего?

— Был Nexus, костяк из четырех человек, мои пацаны. Grag, junik, bruno, zont: мы дружим с 2004-го года. Отдыхали вместе постоянно, тусовались и каждый год дни рождения вместе отмечаем до сих пор.

Слева направо: vugluskr, grag, junik, bruno, Gloom и zont

— Вы всегда играли в 1.6, и тут выходит CS:GO. Понравилось вам это обновление?

— Помню, что попробовал его на одном из Electronic Sports World Cup. Мне достался бесплатный ключ. Скачал, зашел в игру, побегал пять минут — и вышел. Понял, что это абсолютно не мое. Больше туда ни разу не заходил.

По Counter-Strike 2 я смотрел только видео. Я уже перестал играть: много других забот. Могу только позволить себе старенькие стратегии, вроде третьих «Героев».

— У вас кольцо на пальце. Жена как относится к вашей киберспортивной истории?

— Нормально. Свадьба у нас была в октябре 2011-го. Когда мы согласовывали дату, я сказал, что 2 октября финал World Cyber Games. Мол, если выиграем, то надо не пересечься по датам.

15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, Intel Core i5 12450H, 16 ГБ DDR4, SSD 1024 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 4050 6 ГБ (TGP 45 Вт), без ОС, цвет крышки черный, аккумулятор 52.4 Вт·ч

Кирилл hitMouse: «Соперники по игре искренне друг друга ненавидели»

Сейчас hitMouse, в прошлом топовый белорусский игрок в Counter-Strike, с киберспортом никак не связан. Но то, как в его жизнь пришла эта тусовка, он помнит хорошо:

— Это был 2002—2003 год. Тогда в компьютерных клубах были гигантские очереди: свободный компьютер можно было ждать по несколько часов.

Одним таким зимним вечером я переминался с ноги на ногу в очереди из пятидесяти таких же ребят. И вот мимо нас проходит паренек чуть постарше, пропускает всю очередь и присаживается за компьютер, где есть шильдик с его никнеймом. Достает из рюкзака свою мышку, коврик, наушники, подключает и начинает разминаться в CS.

Чуть позже я услышал, что это игрок клубной команды по CS. И что играют они бесплатно, и для них всегда есть компьютеры, за которые очень редко садят обычных посетителей. Я понял, что тоже так хочу.

С друзьями начал чаще приходить в компклуб, наблюдать за крутыми ребятами и повышать свой уровень игры. Позже мы создали любительскую команду, изучили формат проведения соревнований — и лед тронулся. 

На тот момент мне было 12—13 лет, получалось много времени уделять Counter-Strike. Спустя год-полтора меня заметили и пригласили в хорошую команду на тест. Практически сразу мы выиграли чемпионат Беларуси — кажется, это был PTS'2004.

— Какие тогда были отношения между командами, выступающими за разные клубы?

— Их можно было сравнить с противостоянием футбольных команд и их болельщиков в английской Премьер-лиге. Это те самые времена, когда нужно было тщательно следить за тем, что и кому ты говоришь. Спортивная злость — это нечто, и соперники по игре искренне друг друга ненавидели.

— Сможете вспомнить самое интересное время в своей киберспортивной карьере?

— Наверное, когда меня взяли в команду «Катана» одноименного клуба. Я был младшим не только в команде, но и в клубе в целом, но чувствовал себя очень комфортно. Ты мог поговорить с кем угодно и о чем угодно, тебе все всегда старались помочь.

За эту команду я играл около семи лет, мы через многое вместе прошли. Вместе с тиммейтами даже увековечили символ «Катаны» в виде татуировки на спинах.

— Какой в 2000-х была архитектура белорусского киберспорта? 

— В плане CS 1.6 я застал пик. Бесконечные тренировки и подготовки к крупным турнирам, где собирались сильнейшие коллективы из Беларуси. И турниры, в рамках которых белорусы пробовали свои силы на международной арене.

Выездные чемпионаты проходили 4—6 раз в год. Отборочные на чемпионат мира — раз в год. Участвовать могли все желающие, пройдя несколько этапов отбора. Но лишь одна команда могла представлять Беларусь.

«Я помню, как вышел на улицу и понял, что не могу дышать из-за кома в горле»

— Помните свои первые соревнования?

— Самые первые соревнования заканчивались быстрее, чем админ успевал перекурить на крыльце клуба. Иногда даже не успевали испугаться, как все заканчивалось.

Особенно запомнилась не первая победа, а первое поражение. Это было на международном турнире в Москве. Я помню, как вышел на улицу и понял, что не могу дышать из-за кома в горле. И разрыдался.

Мне было 14, и это были самые сильные переживания, которые я испытывал. Казалось, что я упустил свой единственный шанс, и все кончено. Тогда я и представить не мог, что моя карьера будет длиться еще 17 лет, со множеством турниров разного уровня, победами и поражениями.

Еще запоминающейся была победа на отборочных к World Cyber Games 2010 в США. Финал развивался по сценарию остросюжетного триллера. Крайне тяжелый матч против принципиального соперника, где самая маленькая ошибка могла все перечеркнуть. Состояние после той победы не забуду никогда.

— Можно было тогда заработать на киберспорте?

— Никаких зарплат еще не было. Разыгрывались какие-то несущественные призы, вроде техники или небольших денег.

Но мы были обеспечены самым важным. Было где играть, нас поддерживали директора клубов. Они помогали с девайсами, а в поездках закрывали необходимые потребности. И делали это из своего кармана, неся убытки.

— Родители на увлечение киберспортом нормально реагировали? 

— От «хорошо, что не шатается по улицам» и до «сынок, так а что дальше, какое в этом будущее?». И заканчивалось все на «мой сын — капитан лучшей команды Беларуси».

Первые конфликты появились, когда я начал действительно много времени проводить в клубе. Мы тогда уже тренировались и выкладывались по полной. Начала хромать учеба (по секрету: она бы и без этого хромала), родителей это беспокоило. Приходилось балансировать.

Удалось объяснить, что я делаю свой выбор сознательно, готов нести за него ответственность. В какой-то момент родители перестали давить и начали больше поддерживать — я им очень признателен.

Помню, в школе учитель истории как-то ставил единицы всем, кто не был готов к уроку. Дошла очередь до меня, и он говорит: «Вот Царёв не готов почему? Потому что много тренируется, чтобы защищать честь страны на соревнованиях. А остальные почему не готовы?». Видели бы вы лица одноклассников. 

— Что вы бы выбрали: попасть на крупнейший мейджор в 2023-м или на несколько часов вернуться в компклуб двухтысячных?

— Попасть на мейджор с близкими людьми. В возвращении в прошлое нет нужды: я вынес оттуда все важное и нужное. Мой круг общения — это ребята из тех времен. А чтобы поностальгировать, достаточно под чашечку чая взять в руки телефон.


Партнер проекта — MSI

В серии Thin GF сочетаются высокая производительность, мобильность и привлекательный дизайн, а дисплей отличается высокой частотой обновления и плавными визуальными эффектами, что позволяет вам перейти на новый уровень игры.

В серии Katana представлены ноутбуки с различными конфигурациями и ключевыми геймерскими функциями высшего класса. Кроме того, в этой серии теперь применяется дисплейный мультиплексор. Дизайн ноутбуков серии Katana вдохновлен образом японского меча-катаны.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «ТрайдексБелПлюс», УНП 191623092.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by