Денис Богуш — аксакал киберспорта в Беларуси. Один из организаторов StarLadder i-League, глава Белорусской Федерации киберспорта, создатель Tarantul и Meta Arena — регалий много, планов — еще больше. О них и судьбе отечественного кибернаправления мы и поговорили с бизнесменом.
— Вы скучаете по атмосфере компклубов двухтысячных?
— Мне в эту атмосферу попасть очень легко: 15 минут на машине — и я в «Тарантуле». Он работает с 2001-го по сей день. «Мета-Арена» его нормально оттеняет, потому что тут лакшери-движ и геймеры в возрасте 25—35. А в «Тарантуле» малыши платят за час и бегут к компу, чтобы времени не терять.
Я на протяжении всей своей жизни старался идти от меньшего к большему. И я не то что скучаю по клубам 2000-х — мне «Арены» мало. У нас сейчас 800 «квадратов», а потенциала — на 2,5 тысячи. Поэтому я больше думаю о том, куда двигаться дальше.
Например, сейчас мы добавили новый модуль — Level Up. «Арена» обрастает модулями, и они работают обособленно. Даже если забит весь атриум, где мы проводим турниры, это никак не влияет на работу модулей.
— Как сильно вы сейчас контролируете работу «Тарантула» и «Мета-Арены»?
— «Тарантул» — это азбука, он работает очень просто. Есть директор, который занимается его саппортом с точки зрения документов и налогов. Есть прожженные админы, которые на уровне подсознания знают, какой комп будет завтра выпендриваться. Я бываю там в лучшем случае два раза в неделю, этот организм уже двадцать второй год работает отлично.
С «Ареной» все иначе. Это отдельный офис, много персонала. Это ребята, занимающиеся ивентами, SMM, нашей системой лояльности, обслуживающий стафф. Большой организм, за которым нужно присматривать.
— Раньше мамы вытягивали пацанов из компклуба. Как сейчас?
— А сейчас в «Мета-Арену» за игроками приходят жены. Но они не истерят, а садятся в лаунже и пьют кофе. Это ведь комьюнити-хаб: мужья социализируются за компами, жены — на диванчиках.
Думаю, эти жены понимают: пусть он лучше здесь три часа кайфанет, заодно и она отдохнет тут же. И дома не будет включаться комп — если он есть. Или он не будет покупаться за 3 тысячи долларов. Так что те, кто все понимают, нормально воспринимают этот движ.
— У вас есть идея, почему люди в 2023-м ходят на «компы»?
— Тут важно понять одну вещь. «Мета-Арена» — это не про компы. Компы — это только часть дохода. Остальное — это еда, бар, трансляции, эндемичные и геймифицированные ивенты. Например, у нас каждую пятницу проходит Just Dance. И уже во вторник обычно все столики забронированы.
И все классно. Пацаны смотрят в мониторы. Иногда их отодвигают, потому что 80% пришедших на Just Dance — девушки. Люди с Level Up смотрят сверху, тоже социализируются. И за всем этим наблюдают таксисты, ждут, когда эти парочки найдут друг друга и будут уезжать домой. Это целая экосистема, целая жизнь.
Для чего мы в принципе делали «Мета-Арену»? Для того, чтобы свести все направления гейминга, «трубы трафика» — киберспорта, мобильного, ПК, виртуального и консольного гейминга в одном месте. И у нас это получается.
— Планы ближайшие уже есть?
— Планируем строить новые кокпиты для занятия симрейсингом: то, что мы делали раньше, долго не прожило. Сейчас в стадии подбора и закупки более профессионального оборудования.
Level Up мы строили, потому что видели большой отложенный спрос. Это первый модуль, куда продается абонемент. Покупаешь на месяц, твой отпечаток загоняется в базу, и ты ходишь, когда тебе удобно. Как спортзал 24/7.
Думаю, придет время, когда мы вообще перестанем брать деньги за компы. Когда появится большое постоянное комьюнити, люди будут общаться и перетекать от модуля к модулю. Я часто об этом думаю, а то, о чем я часто думаю, обычно воплощается в жизнь.
— Вы говорили о планах на сеть «Мета-Арен». Как сейчас?
— Это своего рода ромашка. Центр — это «Арена», а лепестки — это Area, которые строятся в каждом регионе в конфигурациях, схожих с «Мета-Ареной». Это целый проект, называется Area Region. И «Мета-Арена» — это Area 7.1. Area Region 1 — в Бресте, а в Кобрине сейчас доделывается Area 1.1.
К нам сейчас обращаются те, кто хочет быть причастным ко всему этому делу. Мы помогаем им с закупкой товарно-материальных ценностей, даем советы с конфигурациями. В целом помогаем не допускать ошибок при открытии игровых локаций. А они берут нашу торговую марку и под ней работают.
До конца года мы будем открывать представительства Белорусской Федерации киберспорта в регионах. И один из критериев выбора регионального представителя — наличие правильно «собранной» игровой локации, и мы в этом готовы помочь.
— Сколько в месяц нужно на обслуживание «Мета-Арены»?
— От тридцати тысяч долларов. Чем больше ты вкладываешь в место, тем больше внимания и денег оно требует впоследствии. Сейчас мы практически все реинвестируем в «Арену».
— В июне 2023-го Денис Богуш — это больше про «Мета-Арену» или БФК?
— БФК — это некоммерческое предприятие, общественное объединение. Сейчас мы находимся в стадии ожидания того, что киберспорт будет признан официальным видом спорта — мы все для этого сделали.
Иногда Денис Богуш на 100% вынужден быть погружен в бизнесы — для того, чтобы они могли помогать БФК существовать. Может быть, после признания киберспорта я сниму с себя шапку бизнесмена и надену шапку председателя.
Также бывает время, когда я на 100% в БФК. Например, заключенный меморандум с UNICEF по вопросу защиты детей в киберпространстве. Встреча заканчивается — и Денис Богуш превращается в Дэнчика, приезжает в «Арену» и даже иногда поигрывает.
— Как БФК чувствует себя в 2023 году?
— Цель федерации — признание киберспорта официальным видом спорта. И когда раньше мне три года нужно было делать турниры, собирать протоколы и все складывать в папку, я бы сказал — да, задач очень много. Но сейчас уже все сделано. Наша папка с документами уже давно в Министерстве спорта и туризма.
Сейчас мы стараемся наладить контакты с новыми партнерами, популяризируем киберспорт среди студентов. А так — наша задача максимум была выполнена, и мячик на той стороне.
— Для бизнес-партнеров слово «киберспорт» стало понятнее?
— Что в 2013-м, что в 2023-м у мировых брендов было четкое понимание, что такое киберспорт. В 2011—2012-м наши киберспортсмены летали с надписью Etihad Airways на футболках. Такие были только у нас и у «Манчестер-Сити».
Etihad Airways абсолютно бесплатно возили нас на самолетах своей компании. В Беларуси офис Etihad Airways возглавлял итальянец Паоло Греко, ему 64 когда тогда было. И он такой: «Киберспорт? Да, конечно, мне уже надоели эти соколиные охоты!».
У меня достаточно большой опыт в общении с крупными компаниями, там никому ничего не надо доказывать. Сейчас с этим хуже, потому что здесь уже нет тех, с кем можно было бы поговорить на эту тему.
— Вы год назад говорили, что экономика киберспорта находится в режиме перестройки. Как сейчас?
— Сейчас она скорее не перестроилась, а обнулилась. Турниры типа Belarusian Esports League проводить бессмысленно: приходят одни и те же люди и фармят призовые. Не может быть жизни и развития, если не погружать в это дело школьников и студентов. Поэтому в качестве одного из киберспортивных направлений мы выбрали посвящение студентов в гейминг. Надеемся, что там появятся ребята, которые «смогут» в киберспорт.
— На базе «Мета-Арены» был организован детско-юношеский центр киберспорта. Как сейчас с этой историей?
— Мы приостановили работу ДЮЦК еще в феврале 2022-го. Проект был сложный: если родители приводят ребенка в шахматы, то знают, что вечером смогут с ним в них сыграть. А каточку в «Доту» — вряд ли. И они приходили, пытались погрузится в процессы, задавали много вопросов — от конфигурации компьютеров и высоты столов до изучения игровых механик. Честно говоря, с родителями часто работы было больше, чем с детьми.
Как мы подходили к этому проекту? Старались дать ребятам механики, которые помогут им быстрее достигать результатов. И, как следствие, сокращать их время в игре. Последнее точно интересовало родителей. Как и наличие у нас психолога и учителя английского языка. Но в итоге проект был прикрыт.
Сейчас получаем много запросов по его возобновлению. И мы это сделаем, но в отдельном модуле META Education Center.
— Как человек из семьи профессиональных пловцов скажите, много у киберспорта пересечений с классическим спортом?
— Чтобы успешно соревноваться, киберспортсменам нужна огромная физическая выносливость — 8 часов за монитором просто так не даются. Также нужно заботиться о своем психологическом здоровье, уметь правильно питаться.
И киберспорт очень зрелищен — зрителей много, им интересно. Учитывая все это, думаю, у киберспорта достаточно атрибутов, присущих классическому спорту.
— Вы следите за успехами белорусов в киберспорте?
— Да, конечно. Я везде подписан на «Немигу», слежу за их трансляциями. Могу на встречу опоздать, потому что примерзну в «Арене», смотря на их игру.
— Как вы оцениваете уровень «Немиги»?
— «Немига» существует, потому что у нее есть нормальная база — как финансовая, так и физическая. Их поддерживают и ждут от них результатов.
Но вот пример. Буквально вчера закончился сезон НХЛ, и чемпионами стали Vegas Golden Knights. Это команда с шестилетней историей. И они за это смогли сейчас взять чемпионство. И для меня это пример грамотного управления, грамотных трансферов и желания двигаться вперед.
«Немиге» сейчас тоже шесть лет. Надеюсь, у них все получится. Не хотелось бы давать советов, ибо уверен: руководство понимает, что надо делать.
— Сколько часов вы обычно спите со своим темпом жизни?
— Сегодня шесть. Не хватает, конечно, я всегда готов купить подушку задорого.
Сейчас жена уехала с дочкой на отдых, сын со мной остался. И я как курица-наседка: и учередос, и владелец, и нянька. Сейчас вот у сына один кемп закончился в Минске, и я его в Новополоцк на другой отправил, сейчас там в хоккейчик играет.
— У вашего сына есть тяга к киберспорту?
— Сейчас для него это не киберспорт, а гейминг. Для меня, как для отца, это классный инструмент. Он играет в хоккей, но при этом нормально шпилит в «Контру». На последние днюхи собирал ребят, приходил в «Мета-Арену» — они тут лупят 5 на 5. Друзей он старается не расстраивать — с полузакрытыми глазами играет, чтобы они не выходили с сервера.
Его игры интересуют как и многих молодых пацанов. Просто я это дозирую. У нас есть условия: определенное количество забитых шайб, понятное количество отжиманий и подтягиваний. Т. е. то, что от него требует хоккейная база. Выполняя эти условия для тренеров, он получает кайфы здесь.
— Вы столько лет варитесь в этой сфере. Не хотелось все бросить и перетечь в бизнес без приставки «кибер»?
— Я очень счастливый человек. У меня работа мечты, в жизни ни на какую другую не поменяю! И маны у меня еще достаточно, на одну-две ульты еще точно хватит.
Я все это говорю и уже четко понимаю свои следующие шаги в плане колонизации помещений для «Мета-Арены». Хочу капсульный отель небольшой здесь построить, на 8—10 капсул, — как раз для команд, которые приедут сюда для участия в финалах.
Кому-то это может показаться дичью, но я от этого кайфую. Если бы я думал: «Пошло оно все к черту, займусь я просто бизнесом», то давно бы это сделал.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by