Топ CEO, которые едва не угробили свои технологические компании. А у кого-то получилось

12 декабря 2021 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Топ CEO, которые едва не угробили свои технологические компании. А у кого-то получилось

Создать компанию и руководить ею эффективно — непростая задача. Казалось бы, как может человек, который взращивает собственное детище, сделать что-то не так? Оказывается, может, и причины этого далеко не всегда очевидны. Тем более что от ошибок не застрахован никто — вопрос в том, как поступить, если неверный шаг все же был совершен.

Zoom-кол и 900 уволенных за раз

Глава крупного стартапа из Индии Better.com Вишал Гарг серьезно, как говорят в народе, «облажался». Компания действительно заметная: в ней работает около 10 тыс. человек, вскоре она должна была слиться с другим предприятием и выйти на биржу с оценкой в $6,9 млрд. Произойдет ли это теперь — большой вопрос. Мы решили посмотреть, кто, кроме Better.com, умудрился испортить все (или многое), что было достигнуто, и к чему это привело.

Напомним, с чего все началось. Вишал Гарг, глава фирмы, которая разрабатывает сервис подбора ипотеки и страхования, следуя актуальным тенденциям, собрал очередной Zoom-кол — однако не для обсуждения насущных вопросов: с места в карьер он заявил, что многие сотрудники компании работают плохо, медленно и потому недостойны находиться в прекрасном коллективе Better.com. Затем он анонсировал одномоментное увольнение заранее отобранных 900 человек, его приказ вступил в силу сразу (всех в то же мгновение отключили от корпоративного Slack и почты).

Сразу после анонса увольнений Гарг провел еще одну онлайн-встречу, но с уже с действующими сотрудниками. На ней он сообщил, что должен был поступить так, как поступил, несколько месяцев назад, а из-за задержки компания потеряла $100 млн в отчетном квартале. Позже также стало известно, что ранее из фирмы уволили еще 250 человек — за «кражу денег компании и клиентов» и за то, что «работали два часа в день». CEO Better.com раскритиковал и партнеров компании.

Когда историю начала раскручивать пресса, выяснилось, что Вишал Гарг использует агрессивную стратегию управления, в корпоративной рассылке сотрудников он называл «тупыми дельфинами», во время созвонов без устали использовал оскорбительные выражения и в целом не казался «душой компании». Вероятно, причины кроются в резком росте стартапа, который стал возможен из-за пандемии: за прошедшие полтора года в Better.com на работу приняли около 7 тыс. человек.

К чему привел поступок Гарга? Из компании, основанной в 2016 году, ушли вице-президент, ответственный за связи с общественностью, глава этого подразделения и руководитель маркетинга. Затем на неопределенный срок были отложены процессы слияния Better.com с Aurora Acquisition Corp и выхода на биржу. Это может сказаться на объемах инвестиций, а основным инвестором должен был стать японский SoftBank.

Еще до того, как Гарг уволил сотни сотрудников компании, финансовый директор Better.com заявил, что уходящий период был сложным, но в 2022 году настанет эпоха процветания. Впоследствии Гарг опубликовал письмо с извинениями. Примут ли его сотрудники компании, партнеры и инвесторы, пока неясно: избавиться от «токсичности» очень сложно.

Big Data и «ленивые сотрудники»

Другая история произошла географически ближе к Беларуси — в Перми. Технологичная драма разворачивалась очень быстро и так же быстро свернулась (по крайней мере для внешнего мира). Однако случай успел наделать шуму в интернете и даже привлек внимание проверяющих органов. Вероятно, вы помните такую фирму — Xsolla.

Все началось (вновь) с анонса одновременного увольнения большого количества сотрудников компании — сразу 150 айтишников. Как сообщалось в начале августа, поводом к увольнению стала проверка эффективности работы сотрудников командой Big Data — специалистами, которые проанализировали активность сотрудников в почте, чатах, документах, дашбордах, Jira и так далее.

Письмо с уведомлением было разослано от имени основателя Xsolla. В комментарии Александр Агапитов отметил, что «иногда, чтобы продолжать движение, приходится принимать трудные, непопулярные меры». А попавшим в немилость сотрудникам предложили получить отпускные и помощь в поиске нового места работы. Это и есть отличие от подхода, который использовал его индийский коллега из Better.com: тот не слишком заботился о будущем бывших работников.

Свое решение он объяснял снижением темпов роста, однако об этом сотрудники якобы узнали, уже получив «красное уведомление».

Позже на ресурсе «Хабр» появилась подборка анонимных мини-интервью с бывшими и нынешними сотрудниками Xsolla. Если коротко, то многие довольны условиями и уровнем оплаты труда, а вот авторитарный стиль управления, характерный для основателя компании, вызывал вопросы. «CEO развивает и поддерживает культуру страха», — приводится такая цитата. И упоминается, что увольнение «без причины» считается «нормой», то же касается и личных оскорблений.

Что дальше? В сентябре российский депутат Игорь Сапко опубликовал документ, согласно которому трудовая инспекция не нашла подтверждений тому, что кто-то был уволен из Xsolla по сокращению или по соглашению сторон. По крайней мере о массовости речи не шло. Однако были выявлены другие нарушения трудового законодательства.

После неожиданной (вероятно) волны хайпа Xsolla перестала быть ньюсмейкером и незаметно для большинства продолжает свою работу. Повлиял ли инцидент на отношения внутри компании, неизвестно.

Поклонница Джобса и несуществующая технология за миллиарды долларов

Еще один тип руководителей представляет Элизабет Холмс, основательница стартапа Theranos. Самоуверенная, желавшая в начале своей карьеры походить на Стива Джобса, она выбрала совсем иной путь. И, вероятно, поэтому сейчас вынуждена отвечать в суде. А все начиналось в 2003 году со стартапа, который должен был изменить медицину.

Фото: AP

Холмс руководствовалась жизненным кредо «Добейся своего, даже если придется сдохнуть» — такой подход привили ей родители. Так что целью жизни стал заработок денег — денег всего мира. Не обладая достаточной усидчивостью, Элизабет все же смогла пробиться к вершинам с собственной технологией анализа крови. Именно вокруг нее все и завертелось (подробнее можно узнать в нашем материале): оказалось, что технологии нет. Это не помешало Холмс собрать миллиарды долларов.

Холмс, видимо, была прекрасным топ-менеджером — в глазах окружающих. Почему? Потому что ее не особенно волновало, кто и как работает, главное было создать видимость — такое возникало ощущение. А руководящие посты в Theranos занимали родственники и друзья Элизабет, обычно ничего не смыслившие в бизнесе. Но это не значит, что в компании не работали специалисты — просто все их достижения (читай: патенты) регистрировались на Холмс.

Холмс стала воплощением идеи из сказки «Новое платье короля». Остается открытым вопрос: кто был королем, а кто проходимцем? Вероятно, в компании создали атмосферу, где «все всё понимают», но боятся прослыть дураками, если заявят, что реальной технологии нет: ведь еще и деньги неплохие платили. А когда такие попытки все же предпринимались, Холмс избавлялась от недовольных. А в остальном — душа компании с низким голосом и способностью продавать несуществующее.

Мизогиния, харассмент и шпионы

Трэвис Каланик — представитель «IT-элиты» Кремниевой долины. Это человек, который придумал «приложение за $70 млрд» — Uber, тот, кто смог продвинуть новую (или как минимум «невозделанную») идею сервиса нового поколения. Каланику свойственны некоторые черты других участников этого рейтинга: условно позитивные в виде напористости и готовности принимать непопулярные решения и негативные — умение идти по головам ради достижения цели, а в определенный момент — сильно увеличившееся эго.

Трэвис Каланик (справа). Фото: businessinsider.com.au

Руководителем Uber Каланик стал не сразу: первое время он выступал в качестве советника, а бразды правления некоторое время находились в руках приглашенного Райана Грейвса. Однако затем, вникнув в кухню, Каланик занял пост CEO. Спустя несколько лет, к 2014 году, он заработал репутацию, мягко говоря, сложного человека.

Его уличали в безжалостном отношении не только к конкурентам, но также к партнерам, сотрудникам компании и даже клиентам. Затем Каланика обвинили в неуемных тратах денег компании. Далеко не всем нравилось, что рабочие совещания могли происходить в любое время суток — буквально ночью, если это было удобно боссу. Трэвис Каланик хвалил и продвигал особенно целеустремленных, готовых, как и он, на все ради блага Uber, но игнорировал факт того, что данный подход создавал токсичную атмосферу внутри коллектива.

Фото: CNBC

Каланик поощрял тактику промышленного шпионажа. Он создал «карманный» совет директоров, который позволял ему делать все. Потом, по сообщениям прессы и инсайдеров, наступил рассвет сексуального харассмента, буллинга и, как утверждают источники, женоненавистничества. А затем компания Uber стала одним из первых представителей Кремниевой долины в черном списке движения Me Too.

В итоге Каланик превратился в символ всего плохого, что связано с Uber. Это (а также семейные обстоятельства) привело к отставке сооснователя компании с поста CEO, а чуть позже он потерял место и в совете директоров. Теперь все хорошо? Нет, наследие Трэвиса Каланика будет еще долго портить кровь компании, пытающейся восстановить как внутреннюю, так и внешнюю репутацию.

CEO-профессионал, но и им недовольны

Последняя история заметно отличается от предыдущих, так как рассказывает о «неудобном», но грамотном CEO (упомянем ее для контраста). Снова речь пойдет о крупной компании — HP во времена правления Марка Херда, от прихода которого предприятие только выиграло. Отчасти он походил на упомянутых выше коллег стилем управления: говорили, что Херд ведет себя как основатель, а не как назначенный CEO. Херд занимал позицию топ-менеджера с 2005 по 2010 год и за это время успел отлично наладить бизнес-процессы, выполнял все поставленные задачи и помогал компании наращивать прибыль и захватывать все бо́льшую долю рынка. Рядовые сотрудники, вероятно, могли не любить босса.

Фото: itp.net

Как-то Марк Херд даже попал в список «худших технологических CEO» (это ни в коем случае не умаляет его достижений). Почему? Вскоре после прихода в компанию он уволил 15 тыс. человек (что на тот момент составляло около 10% штата), более чем в два раза сократил численность IT-подразделения (с 19 тыс. до 8 тыс. человек), значительно снизил затраты на используемое ПО (можно ли записать это в минусы?), оптимизировал работу дата-центров, сократив их количество с 85 до 6.

А после экономического кризиса 2008 года Херд анонсировал снижение зарплат на 5%, 10% и 15%, лишил сотрудников ряда бонусов. Себя Марк тоже не обошел, снизив собственную зарплату на 20% (правда, снижение полностью компенсировали бонусами).

Вероятно, Херд смог бы добиться большего для HP, однако в 2010 году он был вынужден уйти с занимаемых постов. Его обвинили в нарушении корпоративной этики, изменении заложенных с момента основания стандартов и подделке отчетов о расходах. Деньги он якобы тратил на сотрудницу — Джоди Фишер, которая, в свою очередь, обвинила босса в сексуальных домогательствах (впоследствии дело было улажено). Херда уволили, однако некоторые эксперты рынка назвали такое решение неверным и слишком поспешным, сравнив его с увольнением Стива Джобса из Apple.

Марк Херд быстро нашел новое место работы, перебравшись в Oracle. Здесь он доказал свои способности эффективного управленца. В 2019 году Херд умер — предположительно, от рака.

Читайте также:

искусственная ель, литая, 1.8 м, цвет зеленый
искусственная ель, литая+ПВХ, 2.1 м, цвет зеленый
искусственная ель, литая+ПВХ, 3 м, цвет зеленый

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Ян Альшевский
Без комментариев