Создать компанию и руководить ею эффективно — непростая задача. Казалось бы, как может человек, который взращивает собственное детище, сделать что-то не так? Оказывается, может, и причины этого далеко не всегда очевидны. Тем более что от ошибок не застрахован никто — вопрос в том, как поступить, если неверный шаг все же был совершен.
Глава крупного стартапа из Индии Better.com Вишал Гарг серьезно, как говорят в народе, «облажался». Компания действительно заметная: в ней работает около 10 тыс. человек, вскоре она должна была слиться с другим предприятием и выйти на биржу с оценкой в $6,9 млрд. Произойдет ли это теперь — большой вопрос. Мы решили посмотреть, кто, кроме Better.com, умудрился испортить все (или многое), что было достигнуто, и к чему это привело.
Напомним, с чего все началось. Вишал Гарг, глава фирмы, которая разрабатывает сервис подбора ипотеки и страхования, следуя актуальным тенденциям, собрал очередной Zoom-кол — однако не для обсуждения насущных вопросов: с места в карьер он заявил, что многие сотрудники компании работают плохо, медленно и потому недостойны находиться в прекрасном коллективе Better.com. Затем он анонсировал одномоментное увольнение заранее отобранных 900 человек, его приказ вступил в силу сразу (всех в то же мгновение отключили от корпоративного Slack и почты).
Сразу после анонса увольнений Гарг провел еще одну онлайн-встречу, но с уже с действующими сотрудниками. На ней он сообщил, что должен был поступить так, как поступил, несколько месяцев назад, а из-за задержки компания потеряла $100 млн в отчетном квартале. Позже также стало известно, что ранее из фирмы уволили еще 250 человек — за «кражу денег компании и клиентов» и за то, что «работали два часа в день». CEO Better.com раскритиковал и партнеров компании.
Когда историю начала раскручивать пресса, выяснилось, что Вишал Гарг использует агрессивную стратегию управления, в корпоративной рассылке сотрудников он называл «тупыми дельфинами», во время созвонов без устали использовал оскорбительные выражения и в целом не казался «душой компании». Вероятно, причины кроются в резком росте стартапа, который стал возможен из-за пандемии: за прошедшие полтора года в Better.com на работу приняли около 7 тыс. человек.
К чему привел поступок Гарга? Из компании, основанной в 2016 году, ушли вице-президент, ответственный за связи с общественностью, глава этого подразделения и руководитель маркетинга. Затем на неопределенный срок были отложены процессы слияния Better.com с Aurora Acquisition Corp и выхода на биржу. Это может сказаться на объемах инвестиций, а основным инвестором должен был стать японский SoftBank.
Еще до того, как Гарг уволил сотни сотрудников компании, финансовый директор Better.com заявил, что уходящий период был сложным, но в 2022 году настанет эпоха процветания. Впоследствии Гарг опубликовал письмо с извинениями. Примут ли его сотрудники компании, партнеры и инвесторы, пока неясно: избавиться от «токсичности» очень сложно.
Другая история произошла географически ближе к Беларуси — в Перми. Технологичная драма разворачивалась очень быстро и так же быстро свернулась (по крайней мере для внешнего мира). Однако случай успел наделать шуму в интернете и даже привлек внимание проверяющих органов. Вероятно, вы помните такую фирму — Xsolla.
А че говорят из Xsolla в Перми 150 человек уволили, эффективненько pic.twitter.com/xoFq7vxKnd
— MK (@kuzya_epta) August 3, 2021
Все началось (вновь) с анонса одновременного увольнения большого количества сотрудников компании — сразу 150 айтишников. Как сообщалось в начале августа, поводом к увольнению стала проверка эффективности работы сотрудников командой Big Data — специалистами, которые проанализировали активность сотрудников в почте, чатах, документах, дашбордах, Jira и так далее.
Письмо с уведомлением было разослано от имени основателя Xsolla. В комментарии Александр Агапитов отметил, что «иногда, чтобы продолжать движение, приходится принимать трудные, непопулярные меры». А попавшим в немилость сотрудникам предложили получить отпускные и помощь в поиске нового места работы. Это и есть отличие от подхода, который использовал его индийский коллега из Better.com: тот не слишком заботился о будущем бывших работников.
Свое решение он объяснял снижением темпов роста, однако об этом сотрудники якобы узнали, уже получив «красное уведомление».
Позже на ресурсе «Хабр» появилась подборка анонимных мини-интервью с бывшими и нынешними сотрудниками Xsolla. Если коротко, то многие довольны условиями и уровнем оплаты труда, а вот авторитарный стиль управления, характерный для основателя компании, вызывал вопросы. «CEO развивает и поддерживает культуру страха», — приводится такая цитата. И упоминается, что увольнение «без причины» считается «нормой», то же касается и личных оскорблений.
Что дальше? В сентябре российский депутат Игорь Сапко опубликовал документ, согласно которому трудовая инспекция не нашла подтверждений тому, что кто-то был уволен из Xsolla по сокращению или по соглашению сторон. По крайней мере о массовости речи не шло. Однако были выявлены другие нарушения трудового законодательства.
После неожиданной (вероятно) волны хайпа Xsolla перестала быть ньюсмейкером и незаметно для большинства продолжает свою работу. Повлиял ли инцидент на отношения внутри компании, неизвестно.
Еще один тип руководителей представляет Элизабет Холмс, основательница стартапа Theranos. Самоуверенная, желавшая в начале своей карьеры походить на Стива Джобса, она выбрала совсем иной путь. И, вероятно, поэтому сейчас вынуждена отвечать в суде. А все начиналось в 2003 году со стартапа, который должен был изменить медицину.
Холмс руководствовалась жизненным кредо «Добейся своего, даже если придется сдохнуть» — такой подход привили ей родители. Так что целью жизни стал заработок денег — денег всего мира. Не обладая достаточной усидчивостью, Элизабет все же смогла пробиться к вершинам с собственной технологией анализа крови. Именно вокруг нее все и завертелось (подробнее можно узнать в нашем материале): оказалось, что технологии нет. Это не помешало Холмс собрать миллиарды долларов.
Холмс, видимо, была прекрасным топ-менеджером — в глазах окружающих. Почему? Потому что ее не особенно волновало, кто и как работает, главное было создать видимость — такое возникало ощущение. А руководящие посты в Theranos занимали родственники и друзья Элизабет, обычно ничего не смыслившие в бизнесе. Но это не значит, что в компании не работали специалисты — просто все их достижения (читай: патенты) регистрировались на Холмс.
Холмс стала воплощением идеи из сказки «Новое платье короля». Остается открытым вопрос: кто был королем, а кто проходимцем? Вероятно, в компании создали атмосферу, где «все всё понимают», но боятся прослыть дураками, если заявят, что реальной технологии нет: ведь еще и деньги неплохие платили. А когда такие попытки все же предпринимались, Холмс избавлялась от недовольных. А в остальном — душа компании с низким голосом и способностью продавать несуществующее.
Трэвис Каланик — представитель «IT-элиты» Кремниевой долины. Это человек, который придумал «приложение за $70 млрд» — Uber, тот, кто смог продвинуть новую (или как минимум «невозделанную») идею сервиса нового поколения. Каланику свойственны некоторые черты других участников этого рейтинга: условно позитивные в виде напористости и готовности принимать непопулярные решения и негативные — умение идти по головам ради достижения цели, а в определенный момент — сильно увеличившееся эго.
Руководителем Uber Каланик стал не сразу: первое время он выступал в качестве советника, а бразды правления некоторое время находились в руках приглашенного Райана Грейвса. Однако затем, вникнув в кухню, Каланик занял пост CEO. Спустя несколько лет, к 2014 году, он заработал репутацию, мягко говоря, сложного человека.
Его уличали в безжалостном отношении не только к конкурентам, но также к партнерам, сотрудникам компании и даже клиентам. Затем Каланика обвинили в неуемных тратах денег компании. Далеко не всем нравилось, что рабочие совещания могли происходить в любое время суток — буквально ночью, если это было удобно боссу. Трэвис Каланик хвалил и продвигал особенно целеустремленных, готовых, как и он, на все ради блага Uber, но игнорировал факт того, что данный подход создавал токсичную атмосферу внутри коллектива.
Каланик поощрял тактику промышленного шпионажа. Он создал «карманный» совет директоров, который позволял ему делать все. Потом, по сообщениям прессы и инсайдеров, наступил рассвет сексуального харассмента, буллинга и, как утверждают источники, женоненавистничества. А затем компания Uber стала одним из первых представителей Кремниевой долины в черном списке движения Me Too.
В итоге Каланик превратился в символ всего плохого, что связано с Uber. Это (а также семейные обстоятельства) привело к отставке сооснователя компании с поста CEO, а чуть позже он потерял место и в совете директоров. Теперь все хорошо? Нет, наследие Трэвиса Каланика будет еще долго портить кровь компании, пытающейся восстановить как внутреннюю, так и внешнюю репутацию.
Последняя история заметно отличается от предыдущих, так как рассказывает о «неудобном», но грамотном CEO (упомянем ее для контраста). Снова речь пойдет о крупной компании — HP во времена правления Марка Херда, от прихода которого предприятие только выиграло. Отчасти он походил на упомянутых выше коллег стилем управления: говорили, что Херд ведет себя как основатель, а не как назначенный CEO. Херд занимал позицию топ-менеджера с 2005 по 2010 год и за это время успел отлично наладить бизнес-процессы, выполнял все поставленные задачи и помогал компании наращивать прибыль и захватывать все бо́льшую долю рынка. Рядовые сотрудники, вероятно, могли не любить босса.
Как-то Марк Херд даже попал в список «худших технологических CEO» (это ни в коем случае не умаляет его достижений). Почему? Вскоре после прихода в компанию он уволил 15 тыс. человек (что на тот момент составляло около 10% штата), более чем в два раза сократил численность IT-подразделения (с 19 тыс. до 8 тыс. человек), значительно снизил затраты на используемое ПО (можно ли записать это в минусы?), оптимизировал работу дата-центров, сократив их количество с 85 до 6.
А после экономического кризиса 2008 года Херд анонсировал снижение зарплат на 5%, 10% и 15%, лишил сотрудников ряда бонусов. Себя Марк тоже не обошел, снизив собственную зарплату на 20% (правда, снижение полностью компенсировали бонусами).
Вероятно, Херд смог бы добиться большего для HP, однако в 2010 году он был вынужден уйти с занимаемых постов. Его обвинили в нарушении корпоративной этики, изменении заложенных с момента основания стандартов и подделке отчетов о расходах. Деньги он якобы тратил на сотрудницу — Джоди Фишер, которая, в свою очередь, обвинила босса в сексуальных домогательствах (впоследствии дело было улажено). Херда уволили, однако некоторые эксперты рынка назвали такое решение неверным и слишком поспешным, сравнив его с увольнением Стива Джобса из Apple.
Марк Херд быстро нашел новое место работы, перебравшись в Oracle. Здесь он доказал свои способности эффективного управленца. В 2019 году Херд умер — предположительно, от рака.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by