28 202
11 ноября 2021 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Влад Борисевич

Цукерберг хочет, чтобы мы жили с этим шлемом на голове. Примерили Oculus Quest 2

Марк Цукерберг хочет войти в историю. Возможно, он насмотрелся на Илона Маска и завидует, что тот меняет космическую индустрию и строит планы покорения Марса. Цукерберг же решил изменить интернет (то, как мы им пользуемся), переместив потребление контента, общение и развлечения в трехмерный виртуальный мир. Техническим проводником на этом пути выступают VR-шлемы Oculus. Мы примерили Oculus Quest 2 и имеем парочку замечаний.

Метавселенная — это мечта о будущем интернета, которая во многом подпитывается идеями старой фантастики и киберпанка. Метавселенную сложно объяснить, так как она не существует в своем законченном формате. Ближайшая и понятная для многих аналогия — фильм «Первому игроку приготовиться» по одноименному роману Эрнеста Клайна. Речь про гигантскую сеть трехмерных миров и симуляций, которые визуализируются в режиме реального времени, могут вмещать неограниченное количество пользователей, находящихся в разных физических пространствах.

В этих мирах будут присутствовать старые веб-сервисы в новой обертке (возможно, даже приложение вашего интернет-банкинга), у вас будет свой трехмерный персонализированный аватар, вы сможете создавать свои виртуальные элементы и пространства, и все это будет работать в связке с существующими экономическими системами.

Выходить же в эту метавселенную придется с гарнитурами дополненной или виртуальной реальности. Facebook… то есть Meta собирается клепать их в огромном количестве и по доступным ценам, чтобы ускорить миграцию в новую итерацию интернета. Пока же у нас есть Oculus Quest 2 — шлем для геймеров и техноэнтузиастов. Спойлер: он вызывает вау-эффект, значительно продвинулся по сравнению со своими прародителями, но переплюнуть по удобству ноутбук или смартфон пока не может.

Что такое Oculus Quest 2?

Это полностью автономный VR-шлем, выпущенный компанией Oculus, которая входит в состав Meta (бывшую Facebook). Quest 2 — это обновленная модель первого «квеста» с таким же автономным дизайном и набором функций. Улучшен экран (разрешение — 1832×1920 пикселей, частота обновления — 90 Гц), уменьшен вес (503 грамма), снижена цена. В Штатах Quest 2 продают по рекомендованной цене в $300 вместо $400 за модель первого поколения. Это один из самых недорогих, но в то же время удобных и насыщенных контентом VR-шлемов.

С этой категорией продуктов мы сталкиваемся не так часто. Лет пять назад доводилось тестировать шлем виртуальной реальности HTC Vive. Для его корректной работы требовалась установка специальных камер на штативах по периметру игровой области, а сам шлем по проводу в итоге подключался к системному блоку компьютера.

Так вот, за прошедшие годы шлемы стали куда более благосклонными как в отношении наличия свободных квадратных метров, так и в плане простоты подключения. Вся «железная» начинка установлена в корпусе Quest 2, он не требует подключения к компьютеру по проводу. Хотя такая опция и существует: по USB Type-С можно приконнектиться к ПК и играть в игры из каталога SteamVR.

В остальном это полностью автономное устройство, которое определяет положение головы в пространстве с помощью внутренних датчиков и камер на корпусе.

Как это ощущается?

На голове шлем удерживается мягким тканевым ремешком. Он регулируется по длине и более-менее, но фиксирует положение шлема. Внутри у него две линзы. Расстояние между ними можно корректировать вручную, а вот подстраивая посадку на голове самого шлема, можно добиться более четкой картинки.

Как бы ни уменьшали размеры шлемов, они все равно остаются громоздкими. Разбалансировка веса головы ощущается, а зернистость картинки заметна, пускай с погружением в игровой процесс ты и замечаешь это гораздо реже.

К тому же в особо интенсивных играх, наполненных движением или требующих высокой концентрации, приходится попотеть. Мягкая прокладка между лицом и шлемом немного устраняет дискомфорт от затянутых ремней на затылке, однако она промокает. После небольшой передышки надевать шлем с чуть влажной и холодной прокладкой — то еще удовольствие.

Морская болезнь никуда не девается. Обманывать вестибулярный аппарат, стоя на двух ногах, — затея для подготовленных. Передвижение в играх осуществляется через стики на контроллерах. Некоторые разработчики помогают побороть рассинхрон в мозгу от виртуального движения, сужая поле зрения игрока. Однако это не всегда спасает, некоторая расшатанность остается даже после снятия шлема. Надо привыкать.

На внутренней стороне боковых дужек шлема находятся динамики, которые транслируют звуки виртуального пространства и не мешают слышать происходящее вокруг в реальности. Если таких направленных динамиков недостаточно или вы не хотите никому в комнате мешать звуком из них, можно подключить свои наушники-вкладыши через соответствующий порт на корпусе шлема. Поддержки беспроводных наушников нет.

Quest 2 прекрасно трекает положение контроллеров. Надел шлем, включил его, картинка с внешних камер транслируется в очки, ты наблюдаешь свою комнату в черно-белых тонах, видишь контроллеры, на которые накладывается AR-картинка. Система подсказывает, где левый и где правый, так что никаких проблем с поиском контроллеров после включения шлема не возникает.

Внешние камеры позволяют даже более-менее спокойно гулять по окрестностям, наблюдая окружение и попивая кофеек

Они в виртуальной реальности отрабатывают отлично, определяя положение не только рук, но и пальцев. Кнопки на контроллерах оснащены сенсорной поверхностью, которая считывает прикосновения, а система трансформирует это в движение пальцев. Иммерсивно. Контроллеры работают от двух AA-батареек. После 10 часов использования все четыре индикатора заряда на контроллерах горят зеленым.

Впрочем, окончательный разряд батареи не означает, что шлемом нельзя пользоваться. Он распознает движение рук — с их помощью можно выполнять какие-то простейшие задачи в системе. Время автономной работы шлема — примерно 2—2,5 часа в зависимости от запущенных приложений. Быстрой зарядки нет.

Что по приложениям?

Каталог игр и приложений для шлема во внутреннем магазине достаточно богат: фитнес и спорт, многопользовательские «ролевки», виртуальный театр, шутеры, американские горки, музыкальные ритм-игры, пазлы. Многие из них доступны только после покупки. Цены — от нескольких долларов до нескольких десятков долларов. Resident Evil 4, например, стоит $40.

Большинство игр не отличаются изысками графики или фотореалистичностью. Это связано с тем железом, которое удалось конструктивно вместить в шлем, заставив его адекватно работать без охлаждения в компактном корпусе.

Но, как уже говорилось выше, Quest дает возможность сыграть в VR-игры, подключившись по кабелю USB Type-С к ПК, — например, в ту же Half-Life: Alyx, которую называют одним из сильнейших тайтлов на данный момент. Правда, для этого лучше обзавестись специальным кабелем Link. В комплекте его нет, он обойдется в дополнительные $80 или больше.

Метавселенная Цукерберга предполагает, что в ней будут не только играть, но и общаться, смотреть фильмы, решать деловые вопросики и даже работать. Соответствующие приложения существуют, но из-за озвученных выше неудобств полноценной заменой того же Zoom они вряд ли станут: уровень комфорта не тот.


В целом Oculus Quest 2 — на удивление доступный шлем по сравнению с другими подобными гарнитурами. Он предлагает отличный баланс цены, доступных функций и производительности. Его смело можно рекомендовать геймерам и энтузиастам технологий.

Но, во-первых, автономность Oculus Quest 2 не позволяет погрузиться в виртуальную среду надолго. Во-вторых, он накладывает существенные ограничения на привычный нам комфорт при потреблении контента. Посмотреть кино можно и со смартфоном в руках на диване, хоть закинув ноги к потолку. Для этого не хочется сидеть в душной тяжелой маске. Какой бы фон для виртуального домашнего кинотеатра ты ни выбрал, обмануть себя не выйдет.

Слово Кармаку

Джон Кармак в свое время создал id Software и Doom, а сегодня он консультирующий техдиректор Oculus. Казалось бы, Meta и Цукерберг — его работодатели. Но Кармак позволяет себе перечить и критиковать глобальные решения компании. По его мнению, сама концепция метавселенной имеет право на существование. И он даже хочет, чтобы она существовала.

«Но у меня есть серьезные основания полагать, что ее целенаправленное создание — это не лучший способ создать метавселенную. Это ловушка для архитекторов-астронавтов, — закинул Кармак камень в огород Цукерберга и пояснил: — Это класс программистов или дизайнеров, которые смотрят на вещи только с высокой перспективы. Они не хотят говорить про GPU, микроархитектуру, объединение сетевых потоков — они говорят только про очень абстрактные вещи. От такого мне хочется рвать на себе волосы».

Кармак опасается, что миллиарды долларов и тысячи человеко-часов уйдут на вещи, которые в итоге не особенно повлияют на жизни людей и то, как они пользуются своими устройствами.

«Мы должны концентрироваться на конкретных продуктах, а не на технологиях и инициативах», — заключает Кармак и отмечает, что продукты двигают технологии, которые потом применяются при создании других вещей. А планы на будущее, ориентированные на общие понятия, мешают делать конкретный продукт и могут привести в никуда.

Благодарим магазин Gamepark за предоставленный на обзор VR-шлем

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Влад Борисевич
Без комментариев