Пока лучший, но есть куда расти. Onliner.by протестировал шлем виртуальной реальности HTC Vive

37 238
10 декабря 2016 в 13:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Тарналицкий. Видео: Алексей Носов

Пока лучший, но есть куда расти. Onliner.by протестировал шлем виртуальной реальности HTC Vive

Виртуальная реальность подкрадывается к массовому потребителю все ближе. Пока она чертовски дорога и не избавлена от змеиного клубка проводов. Но все так же овевает ароматом киберпанка, в котором мы живем, сами того не осознавая. В редакцию Onliner.by приехал шлем виртуальной реальности HTC Vive, и весь офис дружной толпой пришел на его распаковку и тестирование. Равнодушных не осталось.

Первое, что поражает в HTC Vive, это его комплектация. Если вспомнить Samsung Gear VR с его пластиковым шлемом или Playstation VR с докупаемой отдельно камерой, то HTC Vive представляет прямо-таки монструозный набор инструментов. К нам в редакцию приехал сам шлем, два беспроводных контроллера, две базовые станции с инфракрасными излучателями, отслеживающими движения контроллеров и шлема.

Станции устанавливаются в противоположных углах комнаты на высоких стойках. С их помощью игровая площадка приобретает свой максимальный размер — квадрат со сторонами 4,5 м. Система предупреждает пользователя, если он приближается к его границам.

Вдобавок к этому проводной коннектор, идущий от шлема к коммутационному хабу, который, в свою очередь, подключается к компьютеру, крепится на выдвижном «удилище». Это позволяет избежать запутывания в проводе во время игры. Конечно, все стойки являются опциональными, но они здорово облегчают игровой процесс и менеджмент проводов, хотя не избавляют от них. Разработчики Vive обещают, что одним из первых обновлений шлема станет беспроводной донгл, который разрежет «пуповину», связывающую шлем и компьютер.

Шлем и контроллеры покрыты рядом небольших углублений. В них находятся сенсоры, которые улавливают инфракрасные лучи с базовых станций, благодаря чему и происходит позиционирование шлема и контроллеров в пространстве. Такая неровная, изрытая кратерами поверхность шлема придает ему свой уникальный, футуристичный стиль. Всего в шлеме насчитывается 32 сенсора для отслеживания движения, среди которых есть гироскоп, акселерометр и камера. Ее можно включить, чтобы выглянуть в реальность, не снимая шлема.

В шлеме установлены два экрана с разрешением 1080×1200 пикселей на каждый глаз. Общее разрешение таким образом достигает 2160×1200 пикселей. Частота обновления — 90 Гц. Что немаловажно, исходя из нашего опыта знакомства с Microsoft Hololens, экран Vive обеспечивает широкий и вполне комфортный для погружения в атмосферу угол обзора. Производитель заявляет о 110 градусах.

Контроллеры оборудованы многофункциональным трекпадом с обратной тактильной связью. На каждом контроллере находятся 24 сенсора, которые взаимодействуют с базовыми станциями. Над и под круглым трекпадом размещены функциональные кнопки. Еще по две кнопки находятся по бокам, а на дне контроллера разместился спусковой крючок, который в играх, конечно же, отвечает за стрельбу. Оба контроллера абсолютно одинаковые.

Впечатления

C момента выхода HTC Vive в цифровом магазине игр Steam появилось уже достаточно большое количество игр для виртуальной реальности. Счет идет на сотни: всевозможные спортивные и гоночные симуляторы, обучающие демки, зомби-шутеры, песочницы и т. д. Мы протестировали устройство в различных игровых жанрах и в целом остались довольны шлемом.

Самое главное, что волновало перед тестом Vive, это картинка. Будем ли мы видеть пиксели и не помешают ли они полному погружению в атмосферу нарисованной реальности? Поначалу, вглядываясь в картинку, можно рассмотреть пикселизацию. Но как только на экране шлема начинался экшен, мозг сглаживал картинку и верил тому, что происходит буквально на глазах.

К тому же угол обзора в HTC Vive не вызвал никаких нареканий. Он вполне соответствует заявленному производителем. В шлеме не создается впечатления того, что в виртуальную реальность ты заглядываешь через окошко (как в случае с AR-шлемом Hololens).

В первую очередь нас поразила точность, с которой отслеживаются движения контроллеров и головы в шлеме. В виртуальной реальности можно покрутить висящие в воздухе модели контроллеров, рассмотреть их со всех сторон. Это же касается и оружия, которым заменяются контроллеры в шутерах. Модельки пистолетов можно поднести вплотную к глазам и рассмотреть царапинки и надписи на них.

Степень погружения можно прочувствовать в различных спортивных симуляторах, связанных с движением в пространстве. Например, Fancy Skiing перемещает игрока на заснеженный склон, по которому ему предстоит пронестись, лавируя между деревьями, оленями. У многих при прыжке с виртуального трамплина легко подкашиваются ноги, а мозг отдает организму команду на тошноту.

Еще лучше о степени погружения может рассказать игра Longbow из бесплатного набора игр The Lab для Vive. В ней игрок примеряет на себя роль башенного лучника, который защищает двери замка от набега волны мобов. Казалось бы, умело целиться и точно стрелять в виртуальной реальности будет сложно. Но дистанция на виртуальной игровой площадке и ее объем чувствуются отлично, а управление выстроено так просто, что никаких сложностей с точным попаданием не возникает. К тому же встроенные в контроллеры вибромоторы очень приятно дрожат в руке при выстрелах, натягивании тетивы.

Главный минус HTC Vive, да и всех шлемов виртуальной реальности на данный момент — в тактильных ощущениях. Шлем довольно тяжелый. Система фиксации ремнями позволяет ему крепко держаться на голове и использовать Vive с комфортом даже в очках. Однако комфорт этот длится не больше 20 минут. Дело в том, что пользователю приходится довольно активно размахивать руками и крутиться во время игры, понемногу сжигая калории. Разогревшись, от шлема взмокает лоб, а давящий на лицо HTC Vive доставляет дискомфорт. К тому же если у вас нет «удила», которое будет держать провод над головой, то вы рискуете замотать его вокруг шеи спустя какое-то время.

И получается, что в качестве получасового развлечения Vive еще сгодится, но для тру-геймеров, которые привыкли посвящать игре несколько часов в день, этого будет недостаточно. Да и тайтлов с многочасовым прохождением виртуальная реальность пока предложить не может.

Немного о цене

В продажу HTC Vive поступил в отдельных регионах мира еще в апреле этого года. С недавних пор ближайшим к нам рынком, где официально продается этот шлем, является Россия. Там базовый набор из шлема, контроллеров и станций доступен по цене в 70 000 российских рублей, что эквивалентно 2149 белорусским рублям. В США аналогичный набор обойдется в $800. Однако не стоит забывать и о компьютере, который сможет полностью реализовать потенциал виртуальной реальности. Он должен быть оборудован видеокартой не хуже GeForce GTX 970 и процессором Intel i5-4590. Собрать сегодня такой — удовольствие не из дешевых.

Конечно, не обойтись без сравнения HTC Vive c Playstation VR, обзор которой вы могли читать на сайте чуть ранее. Математика здесь простая. Vive в Беларуси пока не продается, но в России стоит $1000 в комплекте со всем необходимым. Playstation VR обойдется в $500 в эквиваленте без контроллеров и специальной камеры. Также стоит учесть стоимость компьютера и приставки, которые нужны для работы шлемов. И Vive, конечно, отнюдь не бюджетный вариант. Ситуацию немного сглаживает обилие дешевых игр для виртуальной реальности на Steam, чем Sony пока похвастаться не может.

По картинке детище Sony безоговорочно проигрывает совместной разработке Valve и HTC. На ее фоне шлем Playstation VR выглядит скорее демо-версией виртуальной реальности, ограниченной технической мощностью консоли. А игры не задействуют всего потенциала интерактивности VR-мира: сидеть с геймпадом можно и за привычным телевизором. К тому же камере Playstation ой как далеко до той точности отслеживания движений, как базовым станциям  Vive. А соответственно и свобода перемещения у консольного геймера оказывается скованной.

Выводы

Перед нами первое поколение массовой технологии будущего. HTC Vive удивляет, интригует, завлекает. Шлем способен погрузить в виртуальный мир, предоставить новые эмоции и ощущения, заставить геймера двигаться, хоть немного сжигая калории.

Проблемы у шлема есть. Но они скорее относятся ко всему классу подобных устройств: недостаток долгоиграющих ААА-игр, высокая стоимость и требования к компьютеру, быстрая утомляемость. Пока же, отыграв в Vive полчаса, его хочется снять и передохнуть, дать подышать лицу.

И если пофантазировать, то проходить очередной топовый блокбастер наподобие Mass Effect куда интереснее запоем, с бидоном чая под рукой и в уютном кресле, чем на ногах в потеющем шлеме. Но это не значит, что технология не имеет права на жизнь. В текущем поколении она является скорее уделом энтузиастов и развлекательных центров. Однако не приходится сомневаться, что шлем с поддержкой Valve и HTC будет становиться только легче и удобнее, к нему напишут не одну качественную игру. А цена, хочется надеяться, со временем уменьшится вдвое.

8
Оценка Onliner.by шлему HTC Vive
Нравится
Приятная картинка
«Вау»-впечатления
Обилие мелких игр и демок
Высокая степень погружения
Не нравится
Цена и требования к «железу»
Отсутствие громких игр
Быстрая утомляемость

Благодарим сеть клубов AR/VR за предоставленное на тестирование устройство.

Читайте также:

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Тарналицкий. Видео: Алексей Носов
Без комментариев