Для тимлидов, HR и рекрутеров встреча с соискателями — всегда лотерея. С одинаковой вероятностью на собеседование может прийти как адекватный кандидат, так и источник мемов на ближайшие несколько месяцев. Мы поговорили со специалистами, связанными с наймом в IT, и попросили их поделиться самыми странными историями о собеседованиях. Шпаргалки, выдача себя за другого человека и драки: рассказываем, чем еще удивляют желающие попасть в IT.
Игорь, QA Lead, поделился с нами сразу двумя историями. В первой собеседование проходило по видеосвязи, и кандидат появился перед камерой только с одним наушником. Формально в этом нет ничего такого, но у опытных тимлидов подобные действия вызывают подозрения:
— В самом начале общение было обычным. Кандидат рассказал о своем опыте, с чем ему приходилось работать ранее, почему меняет работу. Далее я начал задавать теоретические вопросы. На некоторые кандидат отвечал быстро, и было видно, что он рассказывает все своими словами. Но на часть вопросов отвечал с задержкой. И по его выражению лица было заметно волнение и что он не знает, о чем идет речь. Он говорил фразы в духе «сейчас подумаю», «попробую вспомнить», а после отвечал, как по методичке — так, как описано в книгах и интернете.
Затем наступила практическая часть собеседования и пришло время решения задачек. Тогда Игорь попросил кандидата включить демонстрацию своего экрана, чтобы видеть, как кандидат будет их решать.
— Он «расшарил» экраны, и я увидел, что параллельно у него есть второй звонок, на котором сидел его ментор. Он думал, что демонстрирует только вкладку с заданием, а фактически «расшарил» весь экран. Звук с ноутбука транслировался, и я слышал, как ментор диктует ему, как правильно решать задачи. Собеседование довели до конца, но, естественно, дали фидбек с отказом.
Действие второй истории частично развивалось в Таиланде: там находился кандидат, с которым созванивался Игорь. Он предупредил нашего читателя, что есть проблемы с интернетом, поэтому иногда у него может пропадать связь:
— Собеседование проводилось на позицию Middle QA. Во время общения выяснилось, что у кандидата есть опыт работы разработчиком, но в целом ему хотелось стать гейм-дизайнером, чтобы сделать свою игру. Когда я уточнил, почему сейчас он не рассматривает домен геймдева (наш домен к такому не относился), он сказал, что ему это не интересно.
Звучит странно? По словам Игоря, изначальным высказываниям противоречили все дальнейшие ответы кандидата. И, как говорит наш читатель, общался он будто бы заторможенно:
— Смеялся на пустом месте, глаза «бегали» и его очень «сушило», так как он часто пил воду. В конце собеседования мы с коллегой обсудили этот момент и сошлись во мнении, что кандидат, возможно, был в состоянии либо алкогольного, либо наркотического опьянения.
Анастасия — рекрутер с десятилетним опытом. Утверждает, что за время работы в трех IT-компаниях, заточенных под аутсорс, успела насмотреться на самых странных кандидатов:
— Классика — это когда приходят люди, чьи скиллы не соответствуют тому, что было указано в резюме. Иногда вписывают фейковые стартапы, чтобы опыт работы выглядел «жирнее». Даже добавляют себе лишние годы в трудовой стаж. Естественно, тайное становится явным еще на первом собеседовании, и мне до сих пор неясно, на что рассчитывают такие соискатели.
По словам Анастасии, странные собеседования у нее случаются каждую неделю. Например, недавно она столкнулась с кандидаткой, которая кичилась школьными достижениями:
— Человек принес с собой стопку дипломов с олимпиад по информатике и математике. Смотрите, говорит, я в восьмом классе была лучшей в школе по Pascal ABC! И я держу эту картонку и не понимаю, что мне делать: смеяться или плакать. И ладно еще информатика: люди приносят грамоты за литературные вечера и конкурсы по ИЗО.
Еще одной проблемой, с которой рекрутеры сталкиваются на регулярной основе, оказались слезы. Анастасия говорит, что на собеседованиях кандидаты плачут в 50% случаев:
— Есть кейсы, когда уже на собеседовании становится понятно, что человек нам не подходит. В нашей компании мы не придерживаемся политики «спасибо, мы вам перезвоним», а сразу же даем кандидатам фидбек в случаях, когда все очевидно. И часто кандидаты-девушки, услышав слово «нет», бросаются в слезы. Иногда слезы могут переходить в истерику, из которой человека нужно вытаскивать.
Я к такому уже привыкла и иногда чувствую себя воспитателем, которому нужно баюкать человека, у которого не получилось удачно пройти собеседование. Многие к этому относятся очень болезненно — даже разработчики, которые за год могут накопить на квартиру в Минске.
HR Валерия отмечает, что 90% ее собеседований — это вполне стандартные встречи, которые проходят в спокойной атмосфере. Но вот на оставшиеся 10% выпадает экшен, который девушка может вспоминать месяцами:
— Одно из таких собеседований проходило с кандидатом, который пробовался на позицию мидла на Python-разработке. Я собеседовала его на пару с тимлидом этого направления. Это была офлайн-встреча после технического задания, с которым пришедший к нам молодой человек справился почти идеально.
По словам Валерии, в конце этой встречи кандидату планировали вручить оффер. Но перед этим тимлид хотел обсудить нюансы, из-за которых выполненное ТЗ нельзя было назвать действительно идеальным. И тут-то все и понеслось:
— Я точно не вспомню, что конкретно не понравилось лиду: он что-то говорил про классы, объекты и инкапсуляции. Он сам сказал, что это мелочь, на которую просто нужно обратить внимание.
Все проговаривалось очень дружелюбно и спокойно, но кандидат замолчал, уставился в одну точку и начал багроветь. Потом он очень шумно выдохнул через сжатые зубы и начал ором объяснять тимлиду, почему тот не прав. Он кричал все громче и громче и в конце своей тирады кинулся на моего коллегу с кулаками.
— Все было как в плохом индийском фильме. Мы сразу попросили этого мужчину убраться из нашего офиса, пригрозив ему милицией. Он из кабинета вылетел пулей, и больше я ничего о нем не слышала. Тимлид отделался порванным воротником и царапиной на скуле. Я — шоком. И после этого полгода проводила собеседования только онлайн: боялась, что такое может повториться и кинутся уже на меня.
Станислав возглавляет отдел ручного тестирования и присутствует на всех финальных собеседованиях в свою команду. К хитрости кандидатов он привык. Говорит, что иногда она выходит за грани разумного, но чаще всего соискатели соблюдают правила игры:
— Не окей приписывать себе дополнительные годы практики, но окей добавлять в резюме стажировку как полноценную работу. Какая мне разница, платили там кандидату или он тестировал за так? Главное, чтобы работа была сделана. А привирают плюс-минус все, и на невинные мелочи я не обращаю внимания.
Но бывали в практике белоруса и крупные попытки обмана. Например, один кандидат пытался выдать навыки другого специалиста за свои:
— Слепил очень убедительное портфолио, особенно для тестировщика. На онлайн-собесе вопросы были элементарными, но сейчас мне кажется, что у него был скрытый наушник, как на экзаменах.
Однако такие подозрения до Станислава добрались только сейчас. Тогда же он думал, что ему достался толковый джун, который хорошо справился с тестовым заданием:
— После мы созвонились, чтобы обсудить детали тестового. Я задаю вопросы, спрашиваю, почему он сделал здесь так, а не иначе, и вижу, что человек начинает «плавать». И чем дальше, тем хуже.
Так мы мучались минут десять. Парень был уже весь красный и под конец просто говорил «не знаю». Искренне спросил у него, как так получается. Он минуту помолчал, а потом тихонько выдавил, что тестовое за него делал друг. И что он в принципе помогал ему на каждом этапе собеседования.
На что же рассчитывал кандидат, который во всем полагался на другого человека? Станислав говорит, что это был самый смешной ответ за всю его карьеру в IT:
— Парень жил установкой 2017—2018 годов, когда на каждом углу говорили, что тестирование — это просто. Вот он и решил, что начнет учиться, а параллельно его друг-тестировщик поможет ему попасть в компанию, где будет практика, и через месяц после трудоустройства [соискатель] будет все знать.
Самое забавное, что я где-то через полгода увидел его страницу в LinkedIn, и он месяц как работал в какой-то иностранной аутсорс-конторе. Или реально подучился, или все-таки кого-то провел.
Короткую, но яркую историю с собеседования нам прислал белорус, который трудится тимлидом в бэкенд-разработке:
— Довелось проводить с коллегой технический этап интервью CTO, технического директора. Кандидат был напорист и уверен в себе, но не мог ответить на базовые вопросы для программиста.
Апофеозом стал его рассказ о том, как на прошлом месте работы он уговаривал людей уволиться. А также его комментарий в конце по поводу того, что он бы не нанял нас.
Как вы сами могли догадаться, такому колоритному соискателю отказали:
— Специфические софт-скиллы и слабые хард-скиллы не оставили ему шансов.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by