Спецпроект

«Белоснежка», «Бэмби» и «Пиноккио»: как Disney сделала полнометражные мультики массовыми

11 333
10 декабря 2020 в 14:00
Автор: Станислав Иванейко
Спецпроект

«Белоснежка», «Бэмби» и «Пиноккио»: как Disney сделала полнометражные мультики массовыми

Автор: Станислав Иванейко

Disney в наши дни — гигантская корпорация, которая ворочает миллиардами и скупает одну франшизу за другой. Это не всегда идет знаменитым сериям на пользу: чего только «Звездные войны» стоят. Но начинала Disney, конечно, совсем не с блокбастеров — на заре кинематографа и слова такого никто не знал. Долгое время компания славилась своими мультфильмами, причем именно она задавала тренды в этой сфере. Результатом прогрессивных решений стали работы, которые ассоциируются с приятными воспоминаниями из детства не одного поколения людей. Вместе с VOKA мы начинаем цикл материалов об эпохах мультфильмов Disney.

Трудное начало и потеря героя

The Walt Disney Company основали в 1923 году два брата — Уолтер и Рой Дисней. До этого Уолт несколько лет, вернувшись с Первой мировой, работал в компании по созданию рекламы. Там будущий продюсер заинтересовался рисованной анимацией и решил развиваться в этом направлении. Первая попытка работы на себя провалилась: сформированная студия Laugh-O-Gram обанкротилась через несколько лет после открытия. Но идея создания мультиков осталась. Перебравшись в Голливуд, Уолт подключает к новому проекту своего брата и Аба Айверкса — мультипликатора, также работавшего в Laugh-O-Gram. Именно он придумает ряд культовых персонажей, которые будут ассоциироваться с Disney.

Уолт Дисней. Изображение: deseret.com

Одной из первых работ Disney стал «День Алисы на море» (1924) — черно-белая короткометражка по мотивам «Алисы в Стране чудес». Но реальный успех пришел в 1927 году, когда вышли короткометражные мультики об Удачливом кролике Освальде — персонаже, которого придумали все те же Аб Айверкс и Уолт Дисней. Распространением мультфильмов о кролике занималась студия Universal Pictures, которая прибрала к рукам и права на героя. Это привело к серьезному конфликту между Universal и Disney: первая хотела сократить выплаты создателям мультиков, а вторая, наоборот, запрашивала больше денег. В итоге Disney осталась без части персонала (Universal переманила людей к себе) и своего первого узнаваемого героя — Удачливого кролика Освальда.

Изображение: geektyrant.com

На смену ему пришел Микки Маус. Честно говоря, при взгляде на обоих персонажей разница между ними не так уж и очевидна. При том что один из них кролик, а другой — мышь. Сперва мышонка назвали Мортимер, но затем имя сделали короче — просто Микки. Миру персонаж предстал в 1928 году сразу в нескольких мультфильмах, самым прорывным из которых стал «Пароходик Вилли». Дело в том, что он оказался первым мультиком студии с озвучкой героя. Изредка такое делали и до Disney, но именно Уолт решил, что отныне это будет стандартом для работ компании. В первое время озвучкой Микки Мауса занимался сам руководитель компании, однако вскоре ему пришлось уступить место другим актерам: по одной из версий, Уолт не мог больше выдавать высокий и чистый голос мышонка из-за проблем со здоровьем.

Микки Маус. Изображение: Walt Disney

Микки Маус стал отправной точкой визуального стиля мультфильмов Disney: большинство персонажей выглядят нарочито карикатурно, с максимально объемными частями тела и плавными линиями — отчасти это упрощало работу художникам. Успех историй о мыши компания закрепила другими короткометражками под общим названием «Наивные симфонии» — они впервые представили Трех поросят, собаку Гуфи и утку Дональда Дака. Популярность этих работ позволила Уолту к середине 1930-х замахнуться на проект, который до него не решался запускать почти никто — полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов».

Первый большой успех

Формально полнометражные анимации снимали и раньше. Но это как сказать, что люди и раньше ездили на машинах, а Карл Бенц всего-то прикрепил к ним двигатель внутреннего сгорания вместо лошадей: по затраченным средствам, сложности и общему масштабу работы ничего и близко не стояло рядом с «Белоснежкой». Бюджет составил полтора миллиона долларов — на сегодня это более $27 миллионов. Цифра внушительная, к тому же это был большой риск: никто не мог предсказать, как аудитория отнесется к новому формату кино.

Адаптация сказки братьев Гримм проходила с помощью ротоскопирования. Отдаленно эту технологию можно сравнить с популярным нынче в кинематографе и видеоиграх motion capture — конечно, с поправкой на время. Суть ротоскопирования: сперва сцену исполняют реальные актеры, а затем художники поверх полученной видеозаписи рисуют нужных им персонажей мультфильма. Таким образом изображение получается реалистичнее, особенно при отрисовке людей и реальных животных — соблюдаются правильные пропорции и естественные движения. «Белоснежку и семь гномов» ждал успех: работу расхвалили критики, а зрители помогли собрать в прокате $8 миллионов — при бюджете в полтора касса получилась более чем достойной. Лента определила развитие Disney, которая продолжила делать полнометражные мультфильмы. Но не все из них оказались коммерчески успешными.

Промах

Вдохновленная показателями «Белоснежки и семи гномов», компания решила взяться сразу за два проекта — оба полнометражных и тоже дорогих. «Фантазия» делает упор на музыку, которую для мультфильма исполнил Филадельфийский оркестр. Здесь впервые применялся объемный звук — технологию назвали Fantasound. Главным героем «Фантазии» стал Микки Маус. Выбор был обусловлен тем, что талисман Disney начал уступать в популярности более поздним персонажам компании. Уолт не хотел терять культового героя, и новый фильм должен был поднять рейтинги Микки Мауса. Концепцию «Фантазии» предложил Диснею дирижер Леопольд Стоковски — иллюстрация классических музыкальных произведений.

«Фантазия»

Второй фильм, который создавался параллельно с «Фантазией», был попроще в плане идеи и восприятия детьми. Речь о «Пиноккио» по мотивам сказки «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» итальянца Карло Коллоди. Ленту тепло приняли критики и зрители, а в довершение она взяла два «Оскара» в 1940 году — за лучшую песню и лучший оригинальный саундтрек.

С «Фантазией» все получилось немного сложнее. Зритель картину не понял: внешне это был мультик, но детям непросто «продать» концепцию с визуальным представлением музыки, да и на роль семейного кино «Фантазия» слабо подходила. Критики преимущественно хвалили эту работу Disney, но заманить людей в кинотеатры это не особо помогало. К тому же началась Вторая мировая: экономика США напряглась, всем стало не до развлекательного кино. Слабые на фоне «Белоснежки и семи гномов» сборы «Фантазии» и «Пиноккио» вынудили Уолта умерить аппетиты. Вернее, на этом настоял Рой Дисней, а брату пришлось согласиться с таким требованием. Следующая картина создавалась при куда более скромном бюджете — $950 тысяч (порядка $16,5 миллиона в наши дни). Сперва Уолт хотел разработать очередной крупный проект, например «Питера Пена» или «Алису в Стране чудес». Но уложить их в строго оговоренный бюджет не получилось бы. Так в компании вышли на сказку о Дамбо — цирковом слоненке, который умеет летать.

Трудные времена и ставка на «Золушку»

Вышедший в 1940 году «Дамбо» зритель принял: фильм окупился и укрепил финансовое положение Disney. После этого компания, несмотря на разгар войны, вновь взялась за сложный проект — «Бэмби» 1942 года. История олененка не оправдала ожиданий в прокате: фильм даже не окупился. Положение Disney пошатнулось: компания уже не могла рисковать, вкладывая примерно по миллиону долларов в один проект. Работники студии вернулись к короткометражкам и начали заниматься агитационными и пропагандистскими жанрами — высмеивали Гитлера, показывали героизм союзных войск.

Изображение: insidethemagic.net

С окончанием войны обстановка в Disney лучше не стала: компания была в паре шагов от разорения, да и выданные Банком Америки кредиты заканчивались. Поняв, что мелкими работами ситуацию не исправить, руководство пошло на большой риск. В 1948 году Disney берется за «Золушку» — мультфильм, который спасет студию от банкротства. Ради экономии бюджета все сцены сперва записали с реальными актерами на кинопленку, чтобы затем использовать кадры для отрисовки героев и их движений. На ленту ушло $2 миллиона, однако в прокате «Золушка» быстро принесла $4 миллиона. Disney окрепла.

Вышедшие в дальнейшем «Алиса в Стране чудес» (1951), «Питер Пэн» (1953), «Леди и бродяга» (1955), «Спящая красавица» (1959) закрепили финансовое положение компании. За ними последовали другие культовые работы — к примеру, «101 далматинец» (1961), который базировался уже не на классической сказке, а на новом произведении детской писательницы Доди Смит. С работой «101 далматинец» связан интересный факт: это последний фильм Disney, в котором персонаж (антагонист Круэлла Де Виль) курит. Через пять лет после выхода ленты, в 1966 году, Уолт скончался от рака легкого в возрасте 65 лет. Студия решила полностью отказаться от демонстрации употребления табака в своих работах, даже в случае с отрицательными персонажами.

Круэлла Де Виль в «101 далматинце»

После смерти Уолта Диснея руководить компанией принялся его брат Рой. Студия еще при Уолте взяла курс на расширение: тематические парки развлечений, регулярные передачи на телевидении. В 1980-е годы Disney решится на крупное вложение и пойдет в кинематограф, для чего в 1984-м будет создана Touchstone Pictures. А в конце 1980-х случится «ренессанс Disney» — компания один за другим начнет выпускать суперуспешные мультфильмы, которые станут новой классикой и стандартом качества для подобных работ. О них мы расскажем в следующий раз.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 140 ТВ-каналов, новинки сериалов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов. В подписке «Детям» на VOKA собраны мультфильмы от студии Disney, развивающие сериалы для самых маленьких, новинки и популярные детские сериалы. Смотрите любимые мультфильмы взрослых и детей в одной подписке на VOKA! А теперь весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Партнерский спецпроект. Реализован при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Читайте также:

Выбор покупателей
50" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 50 Гц, индекс динамичных сцен 2100, Smart TV (Samsung Tizen), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
43" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 50 Гц, Smart TV (Android TV), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
32" 1920x1080 (Full HD), частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by