На сервисе VOKA сейчас выходит второй сезон «Трудных подростков» — российского сериала о жизни компании зумеров из исправительного интерната для малолетних хулиганов и преступников. Первый сезон и три серии второго внезапно полностью сломали весь наш скепсис и установки в духе «опять сорокалетние дядьки пытаются покорить молодежную аудиторию». Рассказываем подробнее.
С хорошим подростковым кино и сериалами сейчас беда не только на постсоветском пространстве, но и на Западе. Кажется, что жизненные ориентиры и культурные тренды поколения Z меняются со скоростью ленты в TikTok — сорокалетние продюсеры отчаянно за ними не поспевают. Многие сценаристы и режиссеры, пытающиеся хоть как-то вникнуть в ценности зумеров, в итоге бросают затею на полпути, упираются в ностальгию по собственной юности и выдают симпатичные, но мало интересные и целевой аудитории, и своим ровесникам сборники клише двадцатилетней давности.
Действительно удачно выстрелили только Netflix с «Половым воспитанием» и HBO с «Эйфорией». Авторы первого предпочли остановиться где-то на нейтральной территории между разными временами и поколениями, нарисовать там свой слегка идеализированный подростковый мир и без оглядки на хайп порассуждать больше о вечных проблемах. Создатели второго (среди них — рэпер Дрейк) как будто бы, наоборот, решили обогнать время и самостоятельно утвердить новую зумерскую моду. На момент выхода сериала образы и внешность персонажей «Эйфории» казались гротескными, неестественно яркими и блесточными. Спустя пару месяцев Instagram 16-летних были забиты роликами о том, как повторить макияж героинь и так же одеться на выпускной. Несмотря на то что образ жизни подростков из сериала, мягко говоря, далек от реальности, «Эйфории» удалось подарить новому поколению своих героев, под которых можно эффектно косить, не впадая в крайности.
Шоу Дрейка быстро стало народным флагманом подросткового кино: без сравнений с «Эйфорией» уже не обходится ни один сериал или фильм про современных школьников, а неоновые цвета, циничный настрой и мрачноватая энергетика — теперь главный ориентир для режиссеров. Российские «Трудные подростки» — первый оригинальный проект сервиса more.tv — в этом плане не исключение. Режиссер Рустам Ильясов (к слову, уверенный 42-летний «бумер») позаимствовал эстетику «Эйфории» и подружил ее с традициями советских школьных комедий. Условные Тимур и команда превратились в матерых антигероев с поясными сумками и ярко подведенными глазами — получилось неожиданно свежо, честно и красиво.
Сюжет, как ни странно, стартует совсем не с подростковой истории. Звездный футболист Антон Ковалев (очевидный собирательный образ из Кокорина и Мамаева) в пьяном угаре бьет кого-то стулом по голове и получает два года колонии. Отмотав срок, он выходит за ворота тюрьмы и видит там не толпу фанатов и журналистов, а только своего опекуна из детского дома Германа Алексеевича, который теперь заведует центром перевоспитания трудных подростков.
В родном футбольном клубе Ковалеву мягко указывают на дверь — репутационные риски перевешивают его знаменитый гол голландцам на чемпионате Европы. Тогда проштрафившийся спортсмен придумывает, как отбелить свое имя: напрашивается физруком в центр к Герману Алексеевичу, постит радостное фото с хештегом #люблюработатьсдетьми и готовится выиграть вместе с неблагополучными школьниками городскую спартакиаду. Дальше по плану должны быть красивые заголовки в прессе и должность тренера в настоящей юношеской сборной — вот только новым подопечным интересно не эстафеты бегать, а чиллить с пивом на крыльце и заниматься сексом в туалете.
В группе Ковалева — сплошь гопники с парой приводов и закладчики, а еще наркоманка, Insta-чика, ищущая себе богатого «папика», и закомплексованная полная девушка. Подростки первым делом запирают тренера на крыше и сливают в сеть его интимное фото, Ковалев то орет, то пытается делать невозмутимое лицо, но чем дальше, тем больше футболист-дебошир будет сближаться не с такими уж неблагополучными в глубине души детьми.
С первых серий авторы «Трудных подростков» дают понять, что, несмотря на такие острые заходы, не стоит ждать от их сериала типичного социального кино о хмурой российской действительности. Школьный мрачняк из нулевых, которым в свое время прославилась Валерия Гай Германика, здесь если и промелькнет, то только в комедийном ключе. Без лишнего сгущения красок и натянутого морализаторства, «Подростки» при этом умудряются отработать и весь ожидаемый от них пул тем: отношения с родителями, проблемы с наркотиками, переживания по поводу внешности, секс-просвет, поиски себя. Экранные взрослые (которые сами, конечно же, далеки от идеала) не осуждают и не воспитывают, а принимают и помогают, зрителям же предлагается занять роль наблюдателей, но ни в коем случае не посетителей лекции о том, «как не надо делать».
Правда, сознательный уход от соблазна глубоко копаться в головах и душах зумеров отчасти приводит к тому, что не все из центральной компании хулиганов оказываются интересными персонажами. Скорее всего, не всех парней удастся научиться различать даже к середине первого сезона, а каких-то личных историй и конкретных причин, по которым некоторые из подростков, собственно, получили клеймо трудных, мы толком и не узнаем. С другой стороны, отсутствие шаблонных драм не отвлекает от главного в сериале — ощущения бешеной энергии молодости и уличного, пацанского (но с небольшой поправкой на нормы 2020 года) вайба.
Даже по своей сюжетной структуре «Трудные подростки» — скорее ситком, который старается даже сверхсерьезные конфликты разрешать по ходу одной серии. Первый сезон заканчивается мощным клиффхэнгером с участием кавказского оружейного барона, но во втором жизнь героев продолжается более-менее как ни в чем не бывало. Разве что Ковалев уже пытается сделать из них не легкоатлетов, а футболистов, и в классе появляется новенький — мажор из спортшколы. Сериал все больше догоняет реальность (звучат даже шутки про коронавирус, правда, в масках никто не ходит), намечает персонажам новые криминальные и романтические передряги, но к чему все это приведет, сказать пока сложно — свежих эпизодов вышло только два.
Как уже упоминалось, свой визуальный стиль «Трудные подростки» наследуют у «Эйфории» (хотя российский сериал вышел всего на четыре месяца позже американского), уместно чередуя примодненные клиповые сцены в залитых неоном комнатах с проездами камерой по знакомым обшарпанным школьным коридорам и заваленным еще советским хламом квартирам. Разумеется, мелькают на экране и Tinder с Instagram, а во втором сезоне добавляются врезки из Tik-Tok. Отдельно хочется отметить саундтрек, в котором обошлось без надерганных из стриминговых чартов молодежных хитов: самыми попсовыми здесь оказались треки Шарлота и Алены Швец, разброс остальной музыки — от не самых очевидных песен АИГЕЛ и Хадн Дадн до темной электроники неизвестной ижевской артистки Lurix.
«Трудные подростки» — довольно смелый для русскоязычной аудитории сериал, который не стесняется показывать откровенные сцены и поднимать спорные вопросы без перекоса в сторону одного мнения. Возможно, впервые в российской сериальной и киноиндустрии секс, наркотики и нецензурная брань среди подростков стали лишь частью жизненной истории (причем еще и веселой), а не поводом для нравоучений. Шоу далеко не идеальное в драматургическом и не самое оригинальное в сюжетном плане, но то, что после него нет никакого желания сказать привычное «окей, бумер», уже огромный успех.
Новые серии «Трудных подростков» предоставлены нашими партнерами VOKA и more.tv.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве, без рекламы, более 140 ТВ-каналов, новинки сериалов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации фильмов и сериалов по жанрам, настроению и новинкам.
А теперь весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Партнерский спецпроект. Реализован при поддержке УП «А1», УНП 101528843.