20 мая 2020 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: EPA-EFE

Может ли вирус «сбежать» из лаборатории? О биологической защите и исторических примерах

Автор: Виталий Олехнович. Фото: EPA-EFE

Дремлющий супервулкан, затерянный в космосе астероид и лаборатория вирусологии — что их объединяет? Примерно одинаково невысокий шанс устроить катастрофу на Земле. После начала пандемии коронавируса только ленивый не связывал лабораторию вирусологии в Ухани с появлением новой заразы. Какие бывают классы биологической защиты, бывали ли в истории «побеги» патогенов из-за условной решетки и кто окажется виноватым в пандемии COVID-19? Отвечаем на два вопроса и начинаем отсчет до третьего в этом материале.

Уровни безопасности

Лаборатории, в которых изучают вирусы и бактерии, должны соответствовать определенным стандартам BSL (biosafety level — уровень биобезопасности). Всего существует четыре таких уровня, которые в зависимости от страны могут иметь какие-либо незначительные косметические вариации. Но научное сообщество в разных странах следует этим стандартам, потому что в противном случае ученые не смогут работать над международными проектами, предоставлять свои услуги и продукты на международный рынок.

Самый низкий уровень безопасности BSL-1 не предполагает какой-либо серьезной защиты помещения и персонала. В таких лабораториях изучаются патогены, которые не вызывают заболеваний у здоровых людей. Подобные помещения не нуждаются в дополнительной изоляции, а от персонала требуют разве что мыть руки до и после работы. Ничего интересного.

Следующие два уровня биобезопасности уже повеселее. Там частенько используют боксы биобезопасности с HEPA-фильтрами, из которых патогены не могут вырваться наружу. В лабораториях BSL-2 и BSL-3 появляются как потенциально опасные, так и смертельные образцы — от вирусов, вызывающих гепатит и иммунодефицит человека, до таких экзотических, как вирусы Западного Нила или желтой лихорадки.

Согласно инструкции американских Центров по контролю и профилактике распространения заболеваний (CDC), рутинное вирусное тестирование образцов на коронавирус SARS-CoV-2 может проводиться в лабораториях уровня BSL-2. А вот выделение вируса в клеточной культуре требует уже BSL-3.

Лаборатория в Ухани имеет наивысший уровень биобезопасности — BSL-4, который предполагает работу с легко переносимыми по воздуху патогенами, вызывающими тяжелые и смертельные заболевания. В таких лабораториях изучают вирус Эбола или оспу. На входе в них есть воздушные шлюзы, все лабораторные отходы (в том числе отфильтрованный воздух и воду) обеззараживают, на выходе присутствует химический душ для дезактивации.

А сотрудники таких лабораторий работают в специальных скафандрах — защитных герметичных костюмах, воздух в которые подается под избыточным давлением по специально отведенным трубам. Даже если скафандр будет поврежден, внутреннее давление воздуха не позволит патогенам попасть к его владельцу. Эти костюмы регулярно инспектируют на отсутствие проколов или брака. Их же можно увидеть во многих научно-фантастических фильмах, включая «Инопланетянина» Стивена Спилберга.

Фото: Handout

Уханьская лаборатория далеко не единственная в мире занимается изучением суперопасных патогенов. Такого рода защищенные лаборатории строят с семидесятых годов прошлого века. Они есть в Японии, Чехии, Венгрии, Великобритании, Италии, США, России и других странах. Часть этих лабораторий частные, частью управляет государство. Многими заведует армия.

Например, одна из старейших лабораторий уровня BSL-4 находится в Военно-медицинском научно-исследовательском институте инфекционных заболеваний армии США. Там занимаются оборонительными исследованиями против биологического оружия. А российский научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», основанный в 1974 году, располагает обширной коллекцией вирусов и является одной из немногих лабораторий в мире, где изучают вирус натуральной оспы.

Зачем они все это делают?

Действительно, зачем ученые регулярно копошатся в своих боксах биобезопасности, то и дело дергая бога за бороду? Зачем в таких лабораториях хранят коллекции самых опасных штаммов вирусов? Если вкратце, то для безопасности.

В 1980 году ВОЗ объявила о победе над вирусом натуральной оспы. Но в России и США с тех пор сохранилась обширная коллекция штаммов вируса-возбудителя. В начале прошлого десятилетия эти коллекции призывали уничтожить, чтобы окончательно стереть воспоминания об этой страшной болезни.

Но в 2014 году Исполнительный комитет ВОЗ решил, что коллекцию следует сохранить в целях безопасности, чтобы продолжить разработку вакцин и противооспенных препаратов. А это невозможно сделать, если ни в одной лаборатории мира не останется возбудителя этой болезни. Японские представители тогда подчеркивали, что никто не может гарантировать того факта, что вирус натуральной оспы не скрывается в неофициальных частных коллекциях и однажды не попадет в руки биотеррористов.

Проколы случаются?

Никто и никогда не может застраховаться от проколов. История демонстрирует это и на примере биолабораторий. Относительно недавно darriuss рассказывал о вспышке сибирской язвы в Свердловске в 1979 году, которая могла быть связана с местной биологической лабораторией.

А в 1978 году в Великобритании жертвой вырвавшейся на свободу оспы стала медицинский фотограф Джанет Паркер. Она же и оказалась последней официальной жертвой этой болезни. Женщина случайно подверглась воздействию вируса оспы в Медицинской школе Университета Бирмингема, где работала. Джанет подцепила Variola major — наиболее опасный тип оспы.

Оказалось, что на этаж ниже телефонной комнаты, где Паркер часто заказывала фотоматериалы, изучали оспу. Расследование показало, что несколько сотрудников той лаборатории не прошли специальную подготовку, а оборудование не соответствовало требованиям закона, помещения нарушали стандарты ВОЗ. К тому же оба помещения были связаны вентиляционной шахтой, через которую, скорее всего, и произошло заражение. Руководитель той лаборатории Генри Бедсон окончания расследования и смерти Джанет не дождался: он перерезал себе горло на заднем дворе.

Наиболее свежие примеры «побега» вируса из лаборатории случились 16 лет назад во время вспышки атипичной пневмонии, возбудителем которой был коронавирус SARS-CoV. Тогда в пекинской лаборатории уровня BSL-3 с перерывом в две недели заразились 26-летняя аспирантка и 31-летний постдок. Тогда ВОЗ критиковала меры защиты в лаборатории и призывали местные власти проявить бдительность. Впрочем, кроме двух китайских зараженных, воздействию вируса подвергались в лабораториях Гонконга и Тайваня. Так что да, если быть откровенными, проколы случаются. Хотя с развитием технологий их становится куда меньше.

Случайности не случайны?

Вскоре после того, как новый коронавирус дебютировал в новостях, появились и предположения о его искусственном происхождении. Некоторые верили (и продолжают верить) в искусственно созданное биологическое оружие. Правда, вирусологи по всему миру (и коммунисты, и капиталисты) отвергают такую возможность. Секвенирование генома показывает, что вирус пришел из дикой природы — скорее всего, от летучих мышей.

«Сравнивая доступные данные о последовательности генома для известных штаммов коронавируса, мы можем твердо определить, что SARS-CoV-2 возник в результате естественных процессов», — заключает Кристиан Андерсен из Scripps Research в мартовской публикации в журнале Nature.

Впрочем, патогенные микроорганизмы могут вполне естественным путем мутировать и в лаборатории. Иногда в таких заведениях изучают возможность передачи вирусов от одних животных к другим. Уханьская лаборатория, кроме прочего, изучала коронавирусы летучих мышей. В этом нет ничего удивительного, так как один из них уже был причиной эпидемии в 2003 году. Эта работа проводилась полностью законно, и за ее ходом можно было следить по публикациям в международных научных журналах.

Никаких доказательств того, что естественный природный вирус был специально или случайно выпущен из лаборатории, нет. Но уханьская лаборатория, которая так удобно расположилась неподалеку от мокрого рынка, который назвали источником заразы, стала предметом международной политики. И президент США, и Госдеп уже заявляли о том, что подозревают лабораторное происхождение вируса. Но никаких доказательств они не предоставили. Офис директора национальной разведки США недавно опроверг слухи о том, что SARS-CoV-2 был задуман как биологическое оружие.

Благодаря The Washington Post стало известно, что в 2018 году уханьскую лабораторию посещали американские научные дипломаты. Они высказывали свою обеспокоенность проблемами с безопасностью и исследованием коронавирусов летучих мышей.

Фото: Xinhua

Ученые со всего мира становятся на защиту Уханьского института вирусологии и главы лаборатории Ши Чжэнли. Часть из них — это те, кто консультировал китайскую сторону при создании лаборатории. Другая часть — те, кто работал совместно с китайскими коллегами над международными проектами.

Например, Джеймс Ле Дюк, директор Национальной лаборатории Галвестон в Университете Техаса, непосредственно занимался обучением сотрудников института в Ухани. Он уверен, что лаборатория «сравнима по качеству и мерам безопасности с любыми действующими в настоящее время в США или Европе». Ее строили по французскому контракту по образу и подобию лаборатории Жана Мерье-Инсерма в Лионе (уровень BSL-4). Отработанный воздух там дважды фильтруется, сточные воды проходят через высокотемпературные системы и очистку, загрязненные отходы обрабатываются в автоклавах, а затем утилизируются лицензированными компаниями.

Как рассказывает директор лаборатории, с 30 декабря 2019 года более 120 ученых регулярно работали с первыми образцами вируса, поступившими из больницы, пытаясь выяснить его происхождение и уязвимость перед известными лекарствами.


Впрочем, пока точное происхождение коронавируса SARS-CoV-2 неизвестно. Многочисленные исследования показывают, что он имел животное происхождение. Политики обмениваются колкостями: Белый дом обвиняет Пекин в сокрытии информации и отсутствии прозрачности, Пекин обвиняет Штаты в попытке найти крайнего и переложить вину за неудачный ответ США на пандемию.

К перепалке уже подключились Австралия и страны Евросоюза. Они никого не обвиняют, но хотят беспристрастного расследования источников появления нового коронавируса и путей его распространения по всему миру. Такую резолюцию поддержали государства — члены ВОЗ во вторник на Всемирной ассамблее здравоохранения.

«Независимое расследование того, как эта пандемия началась и распространилась, будет иметь важное значение, поскольку нам нужно извлечь уроки из нынешнего кризиса, чтобы укрепить нашу глобальную готовность к будущему», — говорится в резолюции.

Когда шок от эпидемии, обрушившей многие экономики мира, прошел, самое время искать виноватых. Это ли не демонстрация того, что мир уже привык к эпидемии?

Читайте также:

колёсная газонокосилка, электрический двигатель 1400 Вт, ширина скашивания: 37 см, мягкий травосборник 40 л, корпус: пластик
Выбор покупателей
колёсная газонокосилка, аккумуляторный двигатель, работа от аккумулятора, ширина скашивания: 43 см 50 л, корпус: пластик
колёсная газонокосилка, бензиновый двигатель 3700 Вт (5 л.с.), ширина скашивания: 46 см, мягкий травосборник 60 л, корпус: сталь

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by