371
20 декабря 2019 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Какой фейспалм... Посмотрели последний (к счастью) эпизод «Звездных войн»

К финалу третьей трилогии (звучит тупо, но как есть, так есть) нужно было основательно подготовиться. Как-никак девятый эпизод — официально объявленный финал всей легендарной саги, начало которой было положено больше 40 лет назад. Нет, конечно же всем понятно, что «Дисней» не прекратит доить финансово выгодную корову. Но «Скайуокер. Восход» — это, по идее, и правда конец всей этой истории про «Люк, я твой отец!» и так далее.



Чтобы проникнуться величием момента, решил устроить марафон — на протяжении примерно 20 часов посмотрел все эпизоды «Звездных войн», один за одним, в порядке хронологии событий во вселенной Джорджа Лукаса. Потому что к завершению саги надо подбираться постепенно, с должным уважением. Многие моменты по мере просмотра открылись с новой стороны, а кое-где свое отношение к франшизе пришлось пересмотреть. Например, вот как стали восприниматься две предыдущие трилогии.

Скрытая надежда (эпизоды I—III)

С какой надеждой ждали выхода приквелов к оригинальной трилогии! То был конец 1990-х, и казалось, что творческий порыв кинематографистов ничего не может остановить. Тем более что за штурвал встал сам Джордж Лукас, который к тому же набрал команду приличных актеров.

Помню, как в подростковом возрасте остался в восторге от «Скрытой угрозы». Наверное, захватила сказочная атмосфера, крутейшая для тех времен графика и знакомые персонажи в новых образах. Сегодня, конечно, первая трилогия смотрится иначе. От восхищавшей тогда графики подергивается левый глаз. И, безусловно, это была не легенда, а лишь попытка сыграть в нее.

В первых трех по хронологии эпизодах было слишком много лишнего. Лишние разговоры, лишний пафос, излишняя серьезность или примитивная дурашливость Джа-Джа Бинкса, чересчур унылая попытка сыграть в нуарный детектив во второй части и никому не нужные политические разборки в третьей. Все три эпизода не сочетаются друг с другом и не создают ощущения целостности. Более того, этой же целостности не хватает внутри самих фильмов. Просто поразительно, как топорно сшиты друг с другом отдельные сцены. Например, гонка в пустыне и расставание юного Энакина Скайуокера с мамой. Адовый фейспалм.

Но, несмотря на очевидные кинематографические ляпы, есть у этой трилогии одно неоспоримое достоинство. Смотришь на молодого Оби-Вана, пока еще доброго будущего Дарта Вейдера или боевого Йоду и проникаешься тем, как по-новому раскрываются хорошо знакомые персонажи. Потому что ты помнишь их совсем другими, но соотносить их будущее с прошлым очень занимательно. Какие бы недостатки ни топили трилогию, она запомнилась и хорошим — классным трюком с раскрытием характеров ключевых персонажей.

Оценка 7. Первые три эпизода есть за что не любить. Объективно, это не самое хорошее кино, скорее просто проходное. Но все же для вселенной «Звездных войн» оно кое-что сделало. А именно — рассказало о темном и светлом прошлом полюбившихся героев. Хотя бы поэтому трилогию нельзя назвать полным провалом.

Новая легенда (эпизоды IV—VI)

Оригинальная трилогия Джорджа Лукаса монументальна и эпохальна. Да, спецэффекты устарели, а плюшевые эвоки навевают тоску. Но величие этого творения все равно не переоценить. Сегодня можно сколько угодно зевать и недоуменно пожимать плечами, но «Звездные войны» навсегда изменили не только киноиндустрию, но и мировую поп-культуру.

Лукас создал новую легенду, сначала американскую, а потом и всепланетную. Еще один мультикультурный миф, как и религия. Здесь тоже есть свои иконы — многочисленные образы вселенной, распространяемые через физические объекты (игрушки, одежда, техника, да что угодно). Есть свои святые (Люк, Йода), бог (сила), дьявол (верховный ситх), падший ангел (Дарт Вейдер). Есть священные артефакты вроде светового оружия и «Тысячелетнего сокола», почти ковчега. Есть даже официальные служители культа, которые решают, какие истории каноничные, а какие нет!

Осознанно или нет, но Лукас филигранно раскрасил подсознательно знакомые всем и каждому религиозные архетипы. Разумеется, люди с удовольствием окунулись в невиданные доселе миры. В далекую-далекую Галактику, где вершится своя история и где каждый найдет себе вымышленный мир по душе, будь то песчаный Татуин или лесистый Эндор с толстенными вековыми деревьями.

При все этом классическая трилогия «Звездных войн» — до сих пор просто отличное кино, первоклассное развлечение. Здесь нет ничего лишнего — ни проходных сцен, ни никчемной болтовни. Есть лишь четко выверенная, как швейцарский часовой механизм, сюжетная структура, в которой все работает как надо.

Оценка 10. Конечно, если посмотреть на эту трилогию незамутненным взглядом — как на обычное кино, которое не сказало громкого слова в кинематографе, — то без проблем можно найти к чему придраться. Меня, например, коробит от эвоков. Кому-то они, возможно, кажутся няшными, но мне видятся «пятой ногой», которую только ради этой спорной няшности и пришили к сюжету. И все же недостатки меркнут на фоне в целом эталонного образца поп-фантастики, изменившей все на свете.

Вялая угроза (эпизоды VII—IX)

С продолжением было сложно изначально. С одной стороны, у нас есть законченная история, которую нет никакой нужды возрождать. С другой — вот многомиллиардная франшиза, способная заработать еще не один миллиард. Алчная империя владыки Мауса встала на темную сторону и прибегла к запретной магии оживления.

Что получилось в «Пробуждении силы» и «Последних джедаях», можно почитать в обзорах Onliner. Добавлю только, что, пересмотрев вчера восьмой эпизод, я бы все-таки снизил фильму оценку на один балл.

Оба эпизода поклонники сдержанно поругивали и ждали последний, девятый. Он должен был поставить жирную точку в классической истории противостояния джедаев и ситхов, Дарта Вейдера и Энакина Скайуокера. Джей Джей Абрамс, загубивший не один проект, мамой клялся, что прислушается к фанатам и сделает все, чтобы им понравилось. Может, надо было делать все наоборот? Потому что «Скайуокер. Восход» — худший эпизод саги.

Кино действительно старается понравиться фанатам. Сюжетные ниточки, давно оборванные, возвращаются, а упокоенные персонажи оживают. Наверняка планировалось, что одни эпизоды должны нежно перебирать струнки душ поклонников «Звездных войн», другие — рвать их в клочья «неожиданными» сюжетными поворотами. И да, эта часть совсем не рассчитана на случайного зрителя, которому будет невозможно разобраться в родственных хитросплетениях героев и их значимости для развития истории.

Как раз история и есть главная беда не только девятого эпизода, но и в целом последней трилогии. Не найдя лучшего решения, Джей Джей Абрамс лишь скопировал находки классических серий и снял их более зрелищно. Вышло не круто, а пародийно и по-шутовскому. Это невероятно фейспалмово, но в девятом эпизоде есть даже аналог фразы «Люк, я твой отец!».

Ладно, все еще в 2015 году поняли, что бравый пилот По — это аналог Хана Соло, Кайло Рен — Дарт Вейдер, Рэй — феминизированная смесь Люка с молодым Энакином и так далее. Тем не менее в девятом эпизоде авторы еще больше сближают новичков с образами старых персонажей — вплоть до цитирования их моральных дилемм.

Наверное, завершить сагу красиво было невозможно. Но ведь можно было хотя бы попытаться сделать это не позорно, без постыдного копипаста, который к тому же полностью обесценивает все, что было не только в IV—VI эпизодах, но даже в I—III. Какая разница, что там происходило? Забудьте о сложностях, с которыми сталкивались главные герои. Лучше не вспоминайте о своих переживаниях. Все было напрасно, потому что вот вам та же история, только снятая абы как. И это не тот случай, когда повторение — мать учения.

Финал саги не держит в напряжении, не заставляет переживать, не вызывает ощущения погружения и сопричастности. Это просто нанизанные на ниточку баранки, набор никак не продвигающих сюжет и мало связанных друг с другом приключений по формуле «найди артефакт, облети полгалактики в поисках расшифровки артефакта, примени расшифровку к артефакту, потеряй артефакт, забудь об артефакте, потому что он не нужен».

Каскад дурацких ситуаций не остановить. Вот злая наемница намерена убить главных героев, но через секунду бежит им помогать. Потому что просто так. А еще вы потеряете счет умирающим и оживающим героям. От постоянных воскрешений рябит в глазах. Какая вообще разница, кто умрет следующим, если «Дисней» запросто может поднять героя из могилы пусть не в этом фильме, так в следующем.

Увы, но, несмотря на оптимистичный заголовок статьи, девятому эпизоду не суждено стать последним. Потому что эту волынку будут тянуть сколь угодно долго. Не удивлюсь, если в начальных титрах следующей серии расскажут о том, как на руинах Первого Ордена возник Железный Кулак, во главе которого встал таинственный Дарт Мебиус. Остатки Сопротивления бегут в отдаленные уголки Галактики, где последней джедайке придется разгадать тайну своего рождения. Ну и так далее до бесконечности.

5
Оценка Onliner
«Звездные войны: Скайуокер. Восход» был снят для фанатов саги, но они вряд ли примут такой финал. Для остальных это всего лишь еще одна фантастика, с непонятными мыльно-родственными страстями. Такой красочный аттракцион вроде кинокомиксов Marvel, которые тоже «Дисней».

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович