Поставщик услуг должен обеспечить информирование потребителей. Нацбанк о незаметных списаниях «Яндекс.Такси»

16 977
195
19 декабря 2019 в 9:57
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка

Поставщик услуг должен обеспечить информирование потребителей. Нацбанк о незаметных списаниях «Яндекс.Такси»

В конце ноября случайным образом выяснилось: за поездки на «Яндекс.Такси» с вас могут снять больше денег, чем указано в приложении и SMS-уведомлении. Узнать о неприятном нюансе можно лишь в выписке со счета, которую вы вряд ли ежедневно проверяете. На самом деле проблема касается не только «Яндекс.Такси», а в целом компаний, которые выставляют счет в белорусских рублях, но средства проходят долгий путь через какую-нибудь третью страну. В таком случае деньги переводятся в общепринятую для международных платежных систем валюту, и потом — обратно в валюту, которую должен получить продавец товара или услуги. Бюрократизм в абсолюте: белорусские деньги переводятся в доллары, потом снова в «белки», и все стороны говорят, что это как бы нормально, — только вот почему-то оплачивать разницу курсов приходится клиенту (но не всех банков). 

Некоторым белорусам повезло: большинство банков, к которым мы обратились за комментариями, сообщили, что они сами покрывают курсовую разницу. Но нашлись и банки, которые кладут на клиента разницу в курсе. После ответа на наш запрос Министерства антимонопольного регулирования и торговли свой комментарий прислал Национальный банк Республики Беларусь. Отправляли мы три вопроса, вот они по пунктам:

1. Считает ли Национальный банк допустимым «скрытое» списание большей суммы, чем указано в SMS-уведомлении от банка? Узнать о том, что транзакция стоила дороже, можно лишь открыв выписку по счету и сравнив суммы.

2. Планируется ли проработать вопрос об обязательстве для иностранных компаний открывать в Республике Беларусь местное юридическое лицо и принимать средства в белорусских рублях на его счет? Прием средств на белорусское юрлицо позволил бы избежать нагрузки в виде курсовой разницы и на банки, и на клиентов.

3. Собирается ли Национальный банк обязать белорусские банки прозрачно доводить до клиентов полную информацию о точных суммах списания, и если да, то каким образом и в какие сроки?

Перевозкой пассажиров занимаются не банки

Комментарий Нацбанка в полном виде:

Суть получается такая: перевозят пассажиров не банки, а «Яндекс.Такси», и с этим сервисом у них нет каких-либо договоренностей — значит, влиять на условия предоставления услуг нет возможности. Поскольку услугу оказывает именно «Яндекс.Такси», то уведомить потребителей о всех нюансах — задача сервиса как поставщика услуги.

Заодно мы вновь обратились в пресс-службу «Яндекс.Такси»: там утверждают, что Беларусь — вообще единственная страна, в которой несколько банков не покрывают курсовую разницу. Мол, в остальных регионах о такой проблеме клиенты даже не знают, потому что банки сами все компенсируют. Комментарий выглядит так: «Сервис передает в банк итоговую стоимость поездки в белорусских рублях. Окончательная сумма списания определяется расчетом, который проводит банк. Из-за особенностей международных платежных систем при расчете банка с нашей материнской компанией может возникать курсовая разница. Сервис не может спрогнозировать изменение курса и заранее информировать о нем. Обычно банк самостоятельно покрывает разницу. О случаях расхождения в других странах нам неизвестно».

Android, экран 6.3" IPS (1080x2340), Qualcomm Snapdragon 665, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 48 Мп, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM
Android, экран 6.22" IPS (720x1520), Qualcomm Snapdragon 439, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 12 Мп, аккумулятор 5000 мАч, 2 SIM
Android, экран 6.53" IPS (1080x2340), Mediatek Helio G90T, ОЗУ 6 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 64 Мп, аккумулятор 4500 мАч, 2 SIM

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка