Посмотрите выписку со счета! Банк незаметно списывает за поездки на «Яндекс.Такси» больше указанной суммы

27 ноября 2019 в 18:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Onliner; фото носит иллюстративный характер

Посмотрите выписку со счета! Банк незаметно списывает за поездки на «Яндекс.Такси» больше указанной суммы

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Onliner; фото носит иллюстративный характер

Банки приучили к тому, что SMS-оповещение — эдакая гарантия прозрачности ваших транзакций. Мол, сразу видите, сколько и куда денег ушло. К тому же в большинстве случаев это еще и платная услуга: хоть и пару рублей в месяц, но тем не менее. И мы привыкли принимать это на веру: ну не может же быть иначе, да? Выяснилось, что может. Читатель Дмитрий рассказал малоправдоподобную на первый взгляд историю, которая оказалась реальной: банк списывает больше денег за поездку на такси, чем указано в приложении «Яндекс.Такси» и в SMS-оповещении о транзакции от того же самого банка. 

Переплата может достигать рубля за одну поездку

Дмитрий обратил внимание на выписку со своего счета в «Альфа-Банке». В веб-версии интернет-банкинга суммы отображаются в двух колонках. Первая — «Сумма в валюте счета». Вторая — «Сумма в валюте операции». Цифры по одной и той же транзакции совпадают везде, кроме оплаты «Яндекс.Такси»: почему-то «Сумма в валюте счета» оказывается больше.

Деньги вроде не критичные — в среднем на 15—20 копеек дороже. Но мы в редакции проверили собственные поездки: в трансфере до аэропорта разница составила уже рубль. В Twitter представитель «Альфа-Банка» объяснил расхождение конвертацией валют из белорусского рубля в доллары, а потом обратно. Почему клиент должен платить больше, чем указано в приложении, не уточнялось.

«Альфа-Банк»: все дело в нюансах платежных систем

За комментариями мы обратились в «Альфа-Банк» и «Яндекс.Такси». Банк ответил на наши вопросы так:

— Почему «Альфа-Банк» не сообщает клиенту финальную стоимость?

— Обе суммы (в момент авторизации операции по карте и в момент ее отражения по счету) доступны клиенту в мобильном банке InSync и интернет-банке «Альфа-Клик». SMS-оповещение отправляется клиенту только в момент авторизации операции. (В InSync для этого нужно выполнить цепочку из четырех шагов: тапнуть по счету, там выбрать пункт «Управление», потом — нажать «Выписка по счету», и только потом — «Посмотреть выписку» — Прим. Onliner.)

— Почему цена в SMS-оповещении отображается в белорусских рублях, если списание действительно происходит в иностранной валюте? В других случаях сумма указывается в актуальной для транзакции валюте (евро, доллары, российские рубли).

— Существует различие между карточными операциями в белорусских рублях на территории Беларуси и за пределами Беларуси. Во втором случае, хотя операция инициируется в белорусских рублях, фактически банк-эмитент получает доллары США (валюта расчета с платежной системой). Так, списание за услуги «Яндекс.Такси» инициируется с территории Нидерландов. Подобные операции проходят цепочку конверсий BYN — USD — BYN. Итоговая сумма определяется на момент отражения операции по счету, она может быть чуть больше или меньше изначально указанной в SMS-оповещении в связи с изменением курса валюты.

И тут возникает один момент: при расчетах белорусской картой за границей или в иностранных магазинах SMS-уведомление о сумме списания приходит в той же валюте, в которой проходит оплата: например, евро, доллары США, кроны, марки и так далее. Почему в случае с «Яндекс.Такси» сумма отображается в «белках», если платежная система проводит расчеты в долларах?

Как уточнили в «Альфа-Банке», все дело в нюансах платежных систем (VISA, MasterCard). По умолчанию для международных расчетов они используют доллары США. В случае с «Яндекс.Такси» цепочка выходит такая. В момент совершения операции компания выставляет сумму за поездку в белорусских рублях, поэтому эти белорусские рубли и блокируются на вашей карте. А в момент фактического списания денег сумма выставляется в долларах США, поскольку операция инициирована с территории Нидерландов и расчеты проходят в основной валюте для зарубежных транзакций. Банк, картой которого совершена транзакция, в свою очередь, конвертирует доллары в валюту счета клиента (в данном случае — белорусские рубли).

Если бы «Яндекс.Такси» выставлял сумму, например, в российских рублях, цепочка была бы такой: RUB — USD — BYN. И в SMS-оповещении в качестве валюты оказались бы российские рубли.

Один из наших читателей обратил внимание, что суммы начали отличаться примерно с апреля: раньше значения в обеих колонках всегда совпадали, а «выйти в плюс» на разнице курсов вообще ни разу не получилось. В банке же ответили: в системе расчетов ничего не менялось. Там предположили, что в дни поездок с одинаковыми суммами просто не менялся курс.

Заодно мы посмотрели выписки со счетов других банков: там в истории транзакций указана только одна сумма.

Также, по нашей информации, ряд банков перекладывают доплату за разницу курсов на клиента, а некоторые банки сами компенсируют эти затраты.

«Яндекс.Такси»: обычно банки сами покрывают курсовую разницу

Пресс-служба «Яндекс.Такси» прокомментировала ситуацию следующим образом:

—  Сервис передает в банк итоговую стоимость поездки в белорусских рублях. Из-за особенностей международных платежных систем при расчете банка с нашей материнской компанией может возникать курсовая разница. Обычно банк самостоятельно покрывает ее. О случаях расхождения в других банках как в Беларуси, так и в остальных странах нам неизвестно. Пользователям, столкнувшимся с разницей в валютах при списаниях, рекомендуем обратиться напрямую в банк.

«Черная пятница» в Каталоге Onliner начинается 28 ноября. Не пропустите!

аудитория унисекс, материал: металл, 110×75 мм
Нет в наличии
аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 100×147 мм
Нет в наличии

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!